Подготовка детей к школе в Приморье: социальная адаптация, борьба со стрессом и умение учиться

  • 27 августа — 3 сентября 2015
  • Завершена и закрыта

Орфография и пунктуация участников сохранена.

  • #6. 19 августа, 00:24
    Здравствуйте! Как вызвать интерес у ребенка к учебе?
  • #5. 19 августа, 00:21
    Наверное, практически в любом классе во все времена были изгои - дети, над которыми издеваются, которых коллектив не признает. Есть ли возможность уберечь ребенка от этого? И что делать, если это уже произошло?
    • Кацура Татьяна Николаевна
      Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
      Мир смотрит на ребенка глазами его матери.

      Как правило, как ребенку относятся в семье, так и дети относятся к этому ребенку. Если ребенка дома уважают, считаются с ним; если родители с ним с удовольствием и интересом разговаривают, что - то вместе делают, то ребенок чувствует себя человеком, с которым интересно, которого уважают и несет это внутри себя. И дети это считывают и относятся к ребенку так, как тот себя преподносит.

      Поэтому уберечь легко - уважайте своего ребенка и относитесь к нему вежливо, тактично, цените его достоинство.

      Если все же ребенка обижают сверстники, или он их обижает, то нужно обратиться к психологам. В нашем центре, мы в таких ситуациях работаем по двум направлениям.

      1. С ребенком - уменьшение внутреннего напряжения от обид и боли (отреагирование). Укрепление самооценки и достоинства. И необходимо работать с ребенком для того, чтобы эта ситуация не перевернулась. Чтобы, когда ребенок вырастет, он не начал сам унижать тех, кто слабее.
      2. С родителями - помощь родителям в понимании своих ошибочных действий. Мы знаем, что вы очень любите своих детей и хотите им добра. Мы помогаем родителям научиться правильным способам общения и воспитания.

      Ситуация серьезная и требует незамедлительного посещения психолога, не надейтесь, что само пройдет. Может быть пройдет, а может и нет. Найдите себе специалиста, которому будете доверять.

      С уважением, Т.Н. Кацура
  • #4. 19 августа, 00:19
    Добрый день. Мой ребенок не очень общительный. Переживаю, что в школе он не сможет найти себе друзей. Расскажите, как помочь ему?
    • Кацура Татьяна Николаевна
      Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
      Добрый день. Для ребенка очень естественное состояние - тянуться к сверстникам, искать общения и радоваться общению с ними.

      Для начала необходимо понять причины не общительности ребенка. Рассмотрим некоторые:

      1. Возможно, ребенок просто очень стеснительный и неуверенный. В этом случае нужно помочь ребенку стать увереннее, преодолеть стеснение.
      Словами: «Не бойся, иди играй…» Вы еще больше закрепите эту неуверенность. Да еще, если Вы скажете это в присутствии других людей - выкажете несостоятельнось ребенка перед другими.
      А у ребенка останется внутри: «Эх мама, мама, ну как же ты меня не понимаешь?! Ведь если бы я мог, я бы подошёл и играл! Да еще и выдала меня другим!».

      2. Может быть ребенок хочет быть лидером, а дети не принимают его в этом качестве, он и закрылся, ушел от общения.
      3. Возможно таково свойство его натуры. И нет особых причин для беспокойства. Но помочь ребенку подружиться все - таки надо.

      4. Может быть ребенок хочет быть только первым, всегда выигрывать, а у него это не получается и он тоже уходит от контактов. Здесь нужна помощь ребенку в том, чтобы он учился ставить себе реальные цели, достигать их, ошибаться и относиться к ошибкам спокойно.

      Возможны и другие причины… Это очень хорошо, что Вы задумались об этом. Ребенку жить в мире людей, находить свое место, быть уважаемым и счастливым. Конечно, на консультации у психолога, Вы в этом разберетесь и поймете, как помочь именно Вашему ребенку. А если Вы опишете подробнее ситуацию здесь, я смогу ответить точнее.

      А пока попробуйте просто на площадке затеять совместную с детьми игру. Подружитесь с каким - нибудь ребенком сами, приглашайте его в гости, играйте вместе с ними.

      Успехов Вам и удовольствия от совместных игр. С уважением, Т.Н.Кацура.
  • #3. 19 августа, 00:18
    Когда нужно начинать готовить ребенка к школе?
    • Кацура Татьяна Николаевна
      Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
      Добрый день!

      Дети всегда готовы учиться и всегда учатся с самого рождения. Даже когда мы не обучаем их этому. И очень настойчивы в своем обучении, вспомните, как ваш ребенок учился говорить, ходить: делал шажок и падал, вставал - еще шажок и падал, вставал и падал опять и опять. И вы не мешали и не подгоняли, и не пугали, а были рядом, радовались за ребенка, и - незаметно для него - подстраховывали. И куда делась эта настойчивость? Взрослым надо задать этот вопрос себе, "Что мы для этого сделали?".

      Обратите внимание, когда вы специально не учите ребенка, не говорите ему: «Садись, сейчас будем заниматься!», все получается лучше, он учится сам. Если говорите, то посмотрите: в случае радости ребенка этим словам, значит вы все делаете правильно! Если ребенок сник, опустил плечики и голову, значит вы убиваете естественное стремление к обучению. Лучше доверить обучение хорошим профессионалам, они сделают это правильно.

      В школу приходят разные дети, а требования ко всем одинаково жесткие и консервативные. И малейшие отклонения в любую сторону сильно осложняют ситуацию ребенка.

      Существует три параметра готовности к школе:

      Физическое здоровье.

      Интеллектуальное развитие.

      Вот об этом родители чаще всего беспокоятся. И учат ребенка читать, считать и т.д. И в этом смысле почти все дети идут в школу хорошо подготовленными. Но почему-то к концу первого - второго класса, уже многие справляются с трудом и только с помощью родителей.

      Социальное (личностное).

      Здесь я имею в виду умение ребенка общаться с большим количеством взрослых и детей, пользоваться у них авторитетом. Умение ребенка слышать и выполнять инструкции взрослого.

      Чтобы правильно подготовить ребенка к школе необходимо за год показать его нейропсихологам. Вы увидите сильные и слабые стороны ребенка. И будете развивать именно то, что нужно вашему ребенку, а не просто учить читать и считать.

      И это в том случае, если:
      - Ребенок здоров;
      - Развивается в соответствии с возрастными нормативами.
      - У вас и у него нет проблем с воспитанием и общением друг с другом.

      Если же вас что-то беспокоит в воспитании или развитии ребенка, нужно обратиться к психологу, как только забеспокоились. Чем раньше, тем лучше. Вы или развеете свои сомнения, или будете знать, что нужно делать.

      С уважением Т.Н. Кацура
  • #2. 19 августа, 00:17
    Здравствуйте! Если ребенок не посещает детский сад, как сделать так, чтобы у него не было проблем с коллективом?
    • Кацура Татьяна Николаевна
      Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
      Это вполне возможно. Если ваше общение с ребенком включает в себя равноправные партнерские отношения в любой деятельности.

      Когда вы на равных позициях, никто не доминирует, оба учитывают мнение другого, находят компромисс, который удовлетворяет обе стороны. Вместе играете, читаете, путешествуете, планируете дела. И это все делаете с удовольствием и интересом к своему ребенку.

      Как раз это и будет залогом того, что ребенок умеет строить равноправные отношения. Умеет быть равным другому, и неважно сколько лет этому другому, столько же, меньше, больше.

      Часто дети, которые ходят в детский сад, не умеют выстраивать равноправные отношения со сверстниками, и вы знаете такие примеры. Так происходит именно потому, что дома родители слишком доминируют, опекают, управляют… Ребенок чаще в позиции снизу. И умеет быть только снизу. Или сверху, когда истерики, бунт…

      Нужно дать возможность ребенку в отношениях с нами: - быть на равных;
      - быть снизу (когда мы заботимся о ребенке, учим переходить через дорогу, учим правилам жизни…);
      - быть сверху (просим совета у ребенка, помощи, делимся с ним своими трудностями, просим полечить мамину руку…).

      И вы решаете сами, чему вы хотите научить свое сокровище. Какой опыт предоставите, тем багажом он и будет пользоваться.

      Важно! Везде должно быть уважительное и доброжелательное взаимодействие!

      Если эти три составляющие (сверху, снизу, равные) будут присутствовать в равных пропорциях в жизни ребенка, то он будет уметь быть в разных позициях. И сможет договориться и с равным, и со старшим, и с младшим.

      Успехов и удовольствия вам! Т.Н.Кацура
  • #1. 19 августа, 00:13
    Татьяна Николаевна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как правильно настроить ребенка на нужный лад? Чтобы он не боялся идти в школу
    • Кацура Татьяна Николаевна
      Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
      Здравствуйте! Для начала самим не пугать ребенка.
      Часто родители и бабушки говорят ребенку: «Вот погоди, пойдешь в школу, там баловаться нельзя! Там надо будет сидеть хорошо!» …

      Этого достаточно, чтобы особенно чувствительный, тревожный ребенок стал бояться школы.

      Представьте, если вам будут говорить: «Вот пойдешь на работу, там тебе покажут!» Захотите вы туда пойти?
      Дети все в этом возрасте делают впервые. Им нужно много мужества, и веры в себя, чтобы они смело шли навстречу неизвестности.

      Современные дети, в большинстве своем, еще до школы уже не хотят идти в школу. Их слишком рано начинают готовить к школе.

      Родители сами тревожатся, пытаются научить ребенка читать, считать (а ведь раньше этому учили в школе, теперь, конечно невозможно отправить не читающего ребенка, там ведь все уже умеют читать). Школа грозным монстром выгладит для родителей. Ведь как часто мы слышим: «Ой, нам через год в школу идти, я так переживаю, как мы там будем?…».

      Похоже, что помощь в этом вопросе, нужна сначала родителям!

      С уважением, Т.Н. Кацура