ВЛАДИВОСТОК, 28 марта, PrimaMedia. Весна - традиционное время, когда банки объявляют об итогах своей работы, планируют дальнейшую деятельность со своими клиентами. О том, как завершился прошлый год для приморского бизнеса, что кроется за словам "взвешенная и эффективная политика" и какие результаты она дает, корр. РИА PrimaMedia беседует с председателем Правления банка "Приморье" Сергеем Богданом.
Справка
За минувший год чистая прибыль банка составила свыше 307,95 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом в 3,4 раза. Объем капитала превысил 2 млрд. рублей, обеспечив ему место в пятерке дальневосточных банков-лидеров.
- Сергей Анатольевич, 2010 год эксперты уже более уверенно называют посткризисным – и для банков, и для компаний. Так ли это? С какими результатами удалось пройти этот период, как были расставлены приоритеты в деятельности?
- Сразу замечу: почему-то принято думать, что 2008 год отменил все предыдущие принципы работы, доказав их несостоятельность. Считается, что до кризиса, который некоторые финансисты теперь поэтично именуют "лекарством от жадности", все жили неправильно, в кризис понесли потери, осознали ошибки, и теперь заживут, следуя новым принципам работы.
- А это не так?
- Естественно, политику компании надо менять, если она себя не оправдала. Но если она изначально строилась грамотно, и даже в кризис доказала свою эффективность, то ей надо следовать и дальше. Ведь какая ситуация сложилась перед кризисом? Эксперты в один голос говорят, что в какой-то момент наше общество подхватило этот вирус: живи в долг, за счет длинных, часто необеспеченных кредитов. Получить кредит и решить с его помощью проблему стало очень просто. Обратите внимание: не с помощью развития бизнеса и оптимизации производства, а за счет кредита. В страну шли "нефтяные" деньги, выдавались кредиты, в части кредитования работал принцип: чем больше, тем лучше. Естественно, о кризисе говорилось достаточно. Но отношение к этому было своеобразное, как к прогнозам ученых об остывании солнца: когда-нибудь это случится, но когда именно, никто точно не знает, возможно, нам повезет.
- И тут случилось…
- Именно. Дальше известно: государственная поддержка через федеральные банки пошла крупным предприятиям. Малый и средний бизнес оказался фактически предоставлен самому себе, многие предприятия этого сегмента не отвечали требованиям, которые на тот момент предъявляли крупные банки к своим заемщикам.
Мы же, будучи региональным банком и хорошо владея ситуацией на рынке, понимали, что сегмент МСБ – это, по-прежнему, возможности для развития, т.к. он не только более адаптирован к кризисным условиям, но и по-прежнему недостаточно охвачен. Кризис создал объективные условия для укрепления нашего сотрудничества с предпринимателями.
- Не боялись роста просроченной задолженности или сложностей с возвращением кредитов?
- Мы никогда не стремились раздать как можно больше кредитов. Выдавая займ, мы всегда вместе с клиентом прорабатываем возможности комфортного погашения, что всегда обеспечивало безупречную кредитную историю компании, и, как следствие, ее деловую репутацию - такова наша политика работы со всеми корпоративными клиентами.
Подобный принцип работы помогает не только избежать просрочки, но и правильно оценивать заемщиков, избегая формального подхода, что эффективно не только в кризис. Иными словами, нас интересовало не только и не столько наличие у предпринимателя залога для получения кредита, но сам принцип ведения им бизнеса и возможности для его развития. Обращаясь к нам, предприниматель может еще раз уточнить все этапы реализации своего дела, еще раз проверить его, учесть все нюансы, проработать с нашими специалистами возможные вопросы, подобрать оптимальный для себя продукт, наконец. Такая система взаимодействия всегда приносит свои результаты. И в кризис, когда заемные средства предприятию нужны, как никогда, для поддержания текущей деятельности. И сейчас, когда малый и средний бизнес начинает постепенно наращивать обороты деятельности, планировать развитие. Ведь идеальный принцип отношений: "Банк и клиент — единая команда", мы придерживаемся его. А это, в свою очередь, требует создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. Наконец, для укрепления сотрудничества, для более эффективного использования всего комплекса банковских услуг клиентам необходима стабильная информационная и консультационная поддержка со стороны банка.
- И результаты?
- На сегодня в Банке обслуживается 9 352 компании, количество открытых ими расчетных счетов - 10 281. Просроченная задолженность у нас на минимальном уровне, кредитный портфель за 2010 год увеличился на 56%, составив 8 миллиардов 747 миллионов рублей.
- Но ведь работа с клиентами - это не только кредитование?
- Абсолютно верно. Правильная клиентская политика — это не только политика кредитования, но и согласованная с нею стратегия привлечения средств клиентов, проведение различных активных операций в его интересах. Только позиционируясь как надежный партнер для клиента, можно создать у него капитал доверия к банку. Как этого достичь? Очень просто. Каждый клиент рассматривается нами как уникальный и индивидуальный. И, работая с его привлеченными средствами, мы используем именно этот подход: индивидуально подбираем ставку, разрабатываем новую форму сотрудничества, в случае необходимости.
Подобная работа достаточно сложна, но оправдана. Так, в этом году у нас огромный рост объемов средств на счетах юридических лиц, включая депозиты – сумма достигла 9 миллиардов 286 миллионов рублей, то есть по сравнению с прошлым годом увеличилась на 81%. Это позволило Банку "Приморье" подняться на 25 пунктов в рейтинге агентства РБК по данному показателю. Отмечу, что наш темп прироста в этом ключе стал наибольшим среди крупнейших региональных банков Приморского края.
А если учесть и тот факт, что сейчас вкладчики все же выбирают наиболее надежные банки, а затем сравнивают их процентную политику – показатель говорит сам за себя.
Вообще, индивидуальная работа с клиентом, тесное сотрудничество, "выращивание" клиента – это одни из основных наших принципов.
- И удается выращивать, развивать? Ведь наши предприниматели привыкли держаться в тени.
- Доверие к партнеру - ключ к развитию бизнеса. Недоверие возникает от непонимания. Но, когда клиент, с помощью наших специалистов, досконально разбирается в процессе, видит четко простроенную перспективу своего бизнеса – он начинает активно пользоваться банковскими услугами. Так, выстраивая политику тесного сотрудничества с клиентом, работая над выводом предпринимателей из тени, мы сделали упор на развитие карточных технологий и зарплатных проектов. Это – логика бизнеса, весь мир уже давно перешел на карточки. Наша финансовая система и так подзадержалась в этом месте, но процесс идет. И компании - и малого бизнеса тоже - постепенно оценивают преимущества этого продукта.
Правильный подход к развитию данного направления обеспечил нам лидерские позиции на рынке. У нас 112 банкоматов по всему Приморью, т.е. клиенты имеют круглосуточный доступ к своим деньгам. Регулярное пополнение банкоматов наличными деньгами гарантирует быстрое и своевременное получение зарплаты. Кроме того, мы предоставляем клиентам ряд дополнительных возможностей: оплата через банкомат мобильного и домашнего телефона, Интернета, коммунальных услуг, SMS-уведомление о каждой проведенной по карте операции (или попытки проведения операции) и об изменении остатка на счете. Потеряв карточку, наши клиенты могут заблокировать ее, просто отправив смс! Кроме того, у нас очень низкая комиссия за снятие наличных в банкоматах других банков – всего 1%.
Предусмотрели мы и возможности льготного кредитования для сотрудников компаний, обслуживающихся в Банке "Приморье" на зарплатном проекте. Так, для них переплата по кредиту составит всего 1,1-1,3% в месяц, никаких документов, кроме паспорта, при оформлении кредита не надо, ежемесячный платеж по кредиту списывается с зарплатной карты – офис Банка посещать нет необходимости.
С помощью карты в терминалах банка (а их по всему краю более 200) можно оплатить домашний и мобильный телефон, коммуналку, Интерент, налоги и пошлины, кабельное ТВ, услуги охраны и многое другое.
И, естественно, по этому направлению, как и по всем остальным, мы четко следим за получением обратной связи от клиентов. У нас действует круглосуточная служба поддержки владельцев пластиковых карт, клиент всегда может обратиться туда и решить любую проблему в считанные минуты. Кроме того, ни одна, подчеркну - ни одна, и это не преувеличение, жалоба клиента не остается без внимания. Звонок, заполненная анкета, устное замечание – мы разбираемся во всем, выражение "Клиент всегда прав" для нас - принцип работы.
Насколько оправдывает себя такая политика - судите сами: сегодня 1072 приморских компании обслуживается у нас по зарплатному договору, почти пятая часть карт Visa в крае выпущена нашим Банком.
- Сергей Анатольевич, что ж, вы привели немало доказательств тому, что финансовый результат банка – прямой итог его политики, и четко выстроенные долгосрочные отношения помогают и банку, и его клиентам не только выстоять в кризис, но и продолжить свое развитие. Другими словами, выходить из кризиса нет необходимости, если в него не "заходили". Спасибо.