Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
19 апреля, 10:11
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока
07:11
Дальний Восток 20 апреля. Родилась российская лыжница Елена Вяльбе
07:00
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
19 апреля, 20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19 апреля, 19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19 апреля, 19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19 апреля, 19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19 апреля, 19:11
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Главная библиотека Приморья становится важным социальным институтом – Александр Брюханов

Директор библиотеки им. А.М. Горького рассказал о новой концепции учреждения и превращения его в культурно-просветительский центр
10 марта 2014, 12:00 Общество
Александр Брюханов  РИА PrimaMedia
Александр Брюханов
Фото: РИА PrimaMedia

Современная библиотека из книгохранилища и места выдачи книг превращается в многофункциональный культурный центр. Таковы реалии времени, несмотря на то, что цифровые носители так и не смогли заменить живого общения с книгой. Как относятся к изменениям библиотечные работники, почему из их лексикона ушло слово "читатель" и когда у центральной библиотеки Приморья появится новый дом, в эфире PrimаMediaLIVE рассказал директор Приморской государственной публичной библиотеки им. А.М. Горького Александр Брюханов.

- 2014 год в России объявлен Годом культуры. Для Вас лично, что такое культура?

- Культура — это то, что формирует человека. То, что лежит в основе формирования всей жизни, жизни общества. Поэтому для меня это очень объемное определение и понятие.

- А название "Год культуры" не смущает?

- Мне кажется, здесь нет ничего страшного. Это некая узаконенная государством практика. Прошлый год был посвящен чтению, нынешний — Год культуры, следующий объявлен Годом литературы. Пусть существует такой формат нашей жизни и нашего отношения к каким-то сущностным понятиям. Дело не в этом. Понятно, что невозможно обойтись одним годом, культура вечна. Год культуры — это просто попытка обратить внимание на ту проблематику, которая этой самой культуре свойственна. Надо сказать, что ведь сегодня состояние культуры в Российской Федерации рассматривается как весьма и весьма критическое. По-прежнему нет необходимого объема финансирования, несмотря на то, что происходят некоторые знаковые культурные события, вроде открытия Театра оперы и балета во Владивостоке, или строятся планы по открытию филиала Эрмитажа. Но это, так называемые, фасадные события. На самом деле культура — нечто другое. Это та самая сложившаяся в течении двух столетий в Приморском крае, если мы говорим о нашем регионе, атмосфера. Атмосфера, которая базируется на сущностных, основных точках этой культуры - музеях, библиотеках, театрах, филармонии, картинной галерее. Все это является базовым, оправдавшим себя на протяжении многих десятков лет. Это то, на что надо обращать внимание в первую очередь. Не на "новоделы", а на то, что существует много лет и что поработало на духовный потенциал Приморского края. 

- Так может поработало и отработало?

- Такого не может быть. Не может картинная галерея или библиотека исчерпать свой ресурс. Да, сегодня меняется ситуация, предположим, вокруг библиотеки. Она не может не меняться, потому что мы вступили в эпоху всеобщей информатизации. Это раньше библиотека была средоточием всех знаний, всего информационного ресурса, который был накоплен в стране. И люди приходили к нам, чтобы полистать какую-то определенную подшивку, или почитать книгу, которая существовала в единственном экземпляре в краевом центре, так как было время очень серьезного книжного дефицита. И библиотека выполняла данную функцию. В наши дни многое переместилось в сторону интернета, социальных сетей, в сторону огромной базы информации, которая доступна каждому из нас. Сегодня мы не называем посетителей библиотеки читателями, мы называем их пользователями. Пользователями разных ресурсов. Слово читатель ушло, и вызвано это реалиями времени. Мы ведь читать с вами стали меньше. Во всем мире наблюдается подобная тенденция. Почему у нас сегодня такая литература? Потому что у нее нет читателя, который был в 60-е — 70-е годы и далее. Сегодня мне сложно провести в библиотеке читательскую конференцию по какой-то книге, которая, скажем, является событием в литературе. Раньше выходила книга, и она становилась событием. О ней говорили везде — в трамваях, в очередях. Сейчас я не назову вам такого романа, который соберет у меня читателей, желающих его обсудить.   

- Может ли электронный носитель заменить общение с книгой? И чем заинтересовать ребенка, чтобы пробудить интерес к чтению?

- Электронный носитель не может заменить общение с книгой. А что касается заинтересованности ребенка, поскольку речь идет о ребенке сегодняшнего времени, то у него должны быть те средства, которые приняты в наши дни. И это нормально. Пусть он читает с монитора, с планшета, с других современных устройств. Главное — пусть читает. Потом у него возникнет желание познакомиться с книгой как с источником информации, чтобы получить радость от качества полиграфии, книжного запаха, запаха времени, который источает определенная книга. Ничего не исчезает бесследно. И книга тоже останется. Ее ценность вернется. Мы должны пережить с вами этот сложный, революционный взрыв, и все вернется.  

- Времена меняются. Меняется ли библиотека, библиотечная система? И если есть такие изменения, нравятся ли они Вам?

- Меняется и мне это очень нравится. У библиотеки, вообще, удивительная судьба и история. Она родилась по инициативе владивостокских законодателей. 127 лет назад они настояли на том, чтобы появилась библиотека. Бывший глава города Маковский писал, что Владивосток богат всякими трактирами, питейными заведениями, а вот библиотеки, где человек может с пользой для себя и своей души провести несколько часов, нет. Появилось общественное движение в поддержку этой идеи. И поскольку оно было именно общественным, библиотека постоянно ютилась по каким-то углам. И до сих пор ситуация не сильно изменилась — мы открываем Театр оперы и балета при такой библиотеке. Я и мои коллеги работаем на площади в 1,9 тысячи квадратных метров. Почему я не езжу и не встречаюсь со своими коллегами по стране? Потому что, когда они узнают про такие условия, они смотрят на меня как на неполноценного человека. Говорят, что так работать нельзя. А мы работаем. Сегодня библиотеке просто нужно помочь. Я и мои коллеги знаем, как дальше развивать свое учреждение. Меня не надо учить, мне не нужно ездить на семинары, я знаю, куда двигаться дальше. Мы сегодня превращаемся в информационный культурно-просветительский центр. Сегодня в законе о библиотеках несколько изменена сама трактовка термина, описывающего данный вид учреждений. Там как раз написано, что библиотека — это информационная, культурная и просветительская организация. Уже не место выдачи книги, как это было прежде. Исходя из этого, библиотека превращается в многофункциональный центр. Она такова везде и во Владивостоке тоже. Но здесь мы еще берем на себя много дополнительных функций, чтобы доказывать, что являемся важным социальным институтом. Мы должны принимать участие во всем, включая экологические экспертизы. Должны проводить ярмарки научно-технических идей, что мы и делаем.

- Это вынужденные меры?

- Нет, не вынужденные. Сегодня библиотека этим и интересна. К нам приходят молодые ребята из ДВФУ, мы им помогли реализовать проект "Все до кучи", в основе которой лежит известная форма интеллектуальной молодежной вечеринки "печа-куча". Замечательные молодые люди приходят, я освобождаю для них читальный зал. Они расставляю там сами столы, обустраивают пространство, поскольку нет специально приспособленного конференц-зала. Юноши и девушки устраивают дискуссии на очень серьезные темы. Приглашают взрослых экспертов. И мне это очень нравится. Сегодня и в этом предназначение библиотеки. Потому что все остальное вы найдете в интернете. Библиотека — место общения сегодня.

- Как, по-вашему, библиотекам избавится от штампа, связанного с требованием идеальной тишины?

- Такого нет и уже, наверное, давно. Во всяком случае, у нас такого нет. Мы шумим. Мы можем извиниться, спросить позволения у человека, работающего с материалом, немного пошуметь. Но нет этой благоговейной библиотечной тишины. Потому что библиотека другая. Я, например, сегодня пришел за книгой, а молодые люди пришли, чтобы пообщаться, что-то обсудить в верхнем фойе. При этом мы, конечно, просим соблюдать правила библиотеки в эти часы, чтобы не мешать людям, занимающимся рядом в зале периодики, допустим. У нас ведь работает масса клубов, включая  "Экологический всеобуч", который помогает людям собрать на грядках хороший урожай. На "Всеобуч" в зале вместимостью 80 человек собираются 200 слушателей. Мы работает с институтами, очень серьезными специалистами, которые читают тематические лекции. Осенью устраиваем праздник, своеобразную выставку достижений, куда люди приносят то, что они вырастили, благодаря новым знаниям, полученным у нас. Библиотека сегодня выступает учредителем и организатором "Печатного двора", единственной в регионе книжной выставки-ярмарки. Недавно на заседании экспертного совета по культуре при губернаторе Приморского края было объявлено, что в этом году пройдет не только выставка-ярмарка, но и будет проведен конкурс на лучшую муниципальную библиотеку. Эта новость меня очень радует.  

- Раз уж Вы вспомнили про экспертный совет, не могу не задать следующий вопрос. На Ваш взгляд, этот орган необходим, какие цели он преследует и что решает?

- Любой экспертный совет — это совещательный орган. Он ориентирован на то, чтобы сделать взаимодействие разных ветвей власти и общества более тесным. Экспертный совет собирается для того, чтобы каждое решение губернатора в соответствующей области прошло экспертизу. Мы должны выставить ему оценку регулирующего воздействия. То есть проанализировать  и сказать, что данное решение повлечет за собой те или иные последствия.

- Спорите много? Ведь люди разные там собрались.

- Спорим. Дело в том, что мы начали работать совсем недавно. Состоялось порядка восьми заседаний. Решали разные вопросы. Очень много времени ушло на то, чтобы выработать систему оценки качества услуг, которая требуется в новых условиях работы с госзаданиями. Много спорили о критериях оценки услуг разными учреждениями культуры: театром, библиотекой, филармонией.   

- А вот наличие критерия эффективности Вам нравится? Допустим, по каким критериям можно оценить эффективность работы театра? 

- Культура, вообще, понятие дотационное. Если мы говорим о том, что это коммерческий театр, то он должен пополнить кассу. Когда мы создаем экспериментальный театр, чтобы на его базе рождались новые идеи, степень его эффективности зависит от того, насколько интересно то, что двигает театр дальше.

- В чем измеряется эффективность библиотеки?

- Эффективность библиотеки заключается тоже в очень простых понятиях. Количество читателей. Мы не должны снижать планку, а оставаться интересными разным людям. Важно, чтобы на определенном уровне оставалась читательская способность и активность. Ведь сейчас многие пользуются услугами библиотеки онлайн, люди заходят на наш сайт, и подчас они решают свои проблемы, не обращаясь непосредственно в библиотеку. Но мы живые люди, и интернет всего нам заменить не может. И, прежде всего, живое общение. Вам нужен другой человек, собеседник.

- Какие проблемы возникают при оцифровке книжного фонда?

- Наша библиотека включена в общую систему оцифровки информационного ресурса с последующей передачей в Президентскую библиотеку, в Санкт-Петербург. Поставлены очень серьезные технические задачи. Например, некоторые подшивки газеты "Красное знамя" находятся в очень плохом состоянии, потому что в ранние годы, когда еще не было копировальных аппаратов, недобросовестные читатели вырезали отдельные статьи и уносили с собой. Нам приходится связываться с Хабаровском, где хранятся цельные экземпляры, брать на оцифровку. Потом идет серьезное описание. Необходимо описать газету, те страницы, в которых есть извлечения, брак, потом составить большие листы рекламаций и произвести много других сопутствующих действий. Это огромная работа. И ее сразу надо делать с соблюдением всех требований, потому что, когда будет введена особая система классификации оцифрованной литературы, источники, переведенные без выполнения технических требований, просто придут в негодность, так как не будут соответствовать этой системе. Для данного вида работ фактически необходимо создавать новый отдел. А мы, как и многие другие учреждения, испытываем недостаток кадров. Все решается за счет внутренних резервов, а они, к сожалению, невелики.

- Что можете сказать по поводу идеи переноса библиотеки имени Горького в освобождающиеся здания ДВФУ во Владивостоке?

- Хороший вопрос. В свое время был создан Общественный комитет содействия развитию библиотек Приморского края, который возглавил мой единомышленник в данном вопросе Виктор Васильевич Горчаков. За что я ему очень благодарен. Проект нового здания библиотеки  был утвержден еще при прежнем губернаторе, практически подошли к этапу начала работ, но реализация была приостановлена, в связи  со строительством кампуса ДВФУ и планами использовать площади библиотеки, построенной Владимиром Ивановичем Куриловым, для переноса туда фондов "Горьковки". Идея сама по себе была хорошая. Сейчас для приобретения нового здания под библиотеку не хватает 300 млн рублей. Я очень надеюсь, что вопрос будет решен. Выяснилось что деньги есть. Ведь нашлись они для ремонта цирка. Хотя я не понимаю, зачем тратить огромные деньги на восстановление здания, связанного с видом искусства, фактически утраченного нами. Нам никогда не догнать лучшие образцы, к примеру, цирк Дю Солей. Сейчас залы цирка не заполняются. В отличие от цирка времени моего детства, когда представления шли каждый день, сейчас речь идет только о выходных. И я не поверю тому, кто меня будет убеждать в том, что в этом есть большая необходимость, чем вкладывать деньги в традиционные учреждения культуры и улучшать их материально-техническую базу. Так например, как отреставрировали филармонию. Сделали это хорошо. Так как отремонтировали несколько залов картинной галереи, которые сейчас производят очень хорошее впечатление. Но вот до библиотеки очередь не доходит. Что касается решения, принятого на сегодняшний день, в бюджете предусмотрено 300 млн рублей на реставрацию существующих площадей, либо на покупку нового здания. В свое время, когда мы общались с Виктором Ивановичем Горчаковым и другими представителями власти на совещании у вице-губернатора Ирины Валентиновны Васильковой, многие сходились во мнении, что необходимо не модернизировать старое здание, а покупать другое. И уже конкретно речь шла об одном из корпусов бывшего университета по адресу Мордовцева, 10, который сейчас выставлен на продажу. Стоимость покупки — 600 млн рублей. У нас есть только 300 и за эти деньги купить здание для библиотеки невозможно. Я готов хоть сейчас въехать в здание на Мордовцева и поэтапно делать там определенные ремонтные работы, а они там хоть и не глобальные, но нужны, а также оснащать здание технически. Но сейчас вопрос о вторых 300 млн рублей пока остается открытым. Будут ли они найдены сразу, или это будет некая отсрочка, о чем возможно смогут договориться губернатор и ректор ДВФУ. Я не могу ответить на этот вопрос.

- Существует ли список запрещенной для детей литературы в связи с введением возрастной градации на видео, аудио и кинопродукцию? Где его можно найти? И соблюдаете ли вы данные требования при выдаче книг?

-  У меня не детская библиотека, поэтому данные вопросы нужно адресовать моей коллеге, которая руководит соответствующим учреждением. Но такого списка нет. Во всяком случае, еще пока нет. У нас есть список, произведений, которые по решению суда были признаны экстремистской литературой. Книгу, входящую в данный список, мы обязаны изъять из каталога и фонда и уничтожить. Мы периодически мониторим обновление такого списка, выкладываемого на сайте Минюста, и соблюдаем требования.      

 

1394438438