Общество. 23 мая 2014, 17:05
Круглый стол по концепции Генплана Владивостока. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Необходимы новые подходы к развитию Владивостока - эксперты

Концепцию Генплана приморской столицы обсудили ведущие российские и приморские архитекторы на круглом столе в администрации города

23 мая 2014, PrimaMedia. Пути развития приморской столицы обсудили участники круглого стола "Концепция Генплана Владивостока. Основные направления развития города", который прошел в администрации города в среду, 21 мая. В течение двух часов участники мероприятия обменивались мнениями по вопросам территориального планирования и устойчивого развития городской среды в условиях новых социально-экономических реалий, возрастающей транспортно-логистической и международно-коммуникативной роли Владивостока в АТР, сообщает РИА PrimaMedia.

Круглый стол по концепции Генплана Владивостока, Фото с места события собственное

Круглый стол по концепции Генплана Владивостока, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

В обсуждении приняли участие ведущие приморские архитекторы и ученые, преподаватели ДВФУ, эксперты, представители городской и краевой администраций. Среди приглашенных на мероприятие были представители Российского научно-исследовательского и проектного института Урбанистики (Санкт-Петербург), с которым администрация города два месяца назад заключила контракт на разработку концепции Генплана, представители ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" (Москва), а также известные российские архитекторы – профессор Международной академии архитектуры Андрей Чернихов и директор Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству РААСН Дмитрий Климов

Первый заместитель главы администрации Владивостока Алексей Литвинов, Фото с места события собственное

Первый заместитель главы администрации Владивостока Алексей Литвинов, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

"Владивосток – это транспортно-логистический узел, который должен стремиться к мировому уровню. Мы находимся в Азии, и если России и участвовать в торговых отношениях в этом регионе, то логично делать это через Владивосток. Здесь пересечение морских путей, железнодорожных, воздушных. Поэтому мы хотели бы услышать ваше мнение именно в таком масштабе: куда развиваться Владивостоку как транспортно-логистическому центру в масштабах межгосударственных отношений?" - обратился к участникам круглого стола первый заместитель главы городской администрации Алексей Литвинов.

Как отметил первый вице-мэр, с одной стороны географическое расположение города крайне выгодно с точки зрения расположения внутри транспортных логистических путей. С другой стороны город "заперт" на полуострове: с юга - море, с запада и востока – заливы, с севера – лесничество.

"Очевидно, что достичь населения в миллион человек в этих условиях крайне сложно. Поэтому необходимо рассмотреть возможность движения города за пределы полуострова. Например, на другую сторону Амурского залива, где расположен поселок Береговое, который, кстати, относится к владивостокскому городскому округу", - сказал он. 

Анатолий Мельник, Фото с места события собственное

Анатолий Мельник, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Как пояснил модератор круглого стола, советник главы администрации г. Владивостока Анатолий Мельник, обращение к экспертному сообществу было продиктовано желанием воспользоваться всем имеющимся потенциалом для плодотворной работы над концепцией Генерального плана города.

"Решение о разработке нового Генплана Владивостока было принято сразу же после завершения саммита АТЭС в 2012 году, - сообщил Анатолий Мельник. – Потому что мы увидели, что документ, утвержденный в 2008 году и откорректированный позже, уже не соответствует существующим реалиям. Сегодня Владивостоку нужен новый стратегический документ, рассчитанный на долгосрочную перспективу развития с учетом уровня, на который должен подняться город".  

Был объявлен конкурс на разработку концепции внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа, в котором победило ОАО "РосНИПИУрбанистики".

Несомненно, непосредственным исполнителям работ – сотрудникам Комплексной архитектурно-планировочной мастерской №4 ОАО "РосНИПИУрбанистики", которой руководит Евгений Юденич, будет полезно услышать мнение экспертного сообщества, состоящего из ведущих приморских и российских архитекторов.

"Необходима консолидация всех усилий. Для того, чтобы принять такие важные решения, как, например, строительство моста через Амурский залив, необходимо проделать большую подготовительную работу с соответствующей аргументацией и обоснованиями", - отметил Анатолий Мельник.

Валерий Моор, Фото с места события собственное

Валерий Моор, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Взглянуть на концепцию Генплана не только с точки зрения специалистов, но и с точки зрения простых горожан, призвал коллег заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ, член-корреспондент РААСН, профессор Валерий Моор. По его мнению, такие вещи, как социально-культурная и образно-художественная модели города, не могут не влиять на его территориальное планирование.

"В городе обязательно должна быть развитая структура общественных пространств, - отметил эксперт. – Необходимо подумать о качественном совершенствовании города. Гуманизация общественной среды, на мой взгляд, это основная задача на данном этапе развития Владивостока". 

Александр Котляров, Фото с места события собственное

Александр Котляров, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Учесть геополитическое и транспортно-логистическое положение Владивостока предложил главный архитектор ОАО "ДНИИМФ", советник РААСН Александр Котляров.

"Сейчас между Россией и Китаем планируется много проектов. Есть идея расширить железнодорожную сеть между РФ и КНР. Так почему бы не сделать это через Владивосток? К тому же, еще в период Саммита АТЭС, корейские специалисты предлагали строительство высокоскоростной дороги через Южную и Северную Корею, через Владивосток с выходом на Москву. Это повлекло бы за собой и укрепление позиций города Владивостока. Если мы говорим о международном порте Владивостока в геополитических и геоэкономических реалиях нового времени, то нужно искать новые территории, формировать агломерацию.

Сейчас и правительство говорит о возросшей роли Владивостока, о значимости политики на Востоке. Здесь нужен мега-порт.

Перевалка грузов через морской порт и железную дорогу должна возрасти в разы! Это все нужно учитывать при разработке концепции генерального плана нового Владивостока, мега-сити Владивостока. Именно об этом нужно сегодня говорить", - заявил эксперт. 

Владимир Смотриковский , Фото с места события собственное

Владимир Смотриковский , Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

О необходимости новых подходов к развитию Владивостока говорил в своем выступлении директор ФГБУ "Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт по строительству РААСН", профессор Владимир Смотриковский. По его мнению, Генплан может стать механизмом гуманизации городской среды, механизмом создания ситуации, при которой город становится по-настоящему живым организмом, способным безболезненно реагировать на вызовы и происходящие изменения.

"Мы не можем сегодня определить, Владивосток – это, по-прежнему, город-крепость? Или это город рыбаков и моряков? Или логистический центр? Не нам это решать, город сам решит. Нам надо создать условия для того, чтобы город жил и дышал! – выразил свою точку зрения  Владимир Смотриковский. - Появление моста на Песчаный – не вижу в этом принципиально ничего плохого. Это привлечет за собой децентрализацию расселения, что само по себе нужно приветствовать. Это усилит и разовьет находящиеся вокруг поселки и малые города. А проблема малых городов сегодня одна из общенациональных проблем. Вопрос как использовать территорию".

Обсуждая идею строительства мостов и автодороги, некоторые участники круглого стола затронули тему экологии, поскольку планируемые магистрали могут проходить через территорию национального парка "Земля леопарда".

"Не вижу в мостах ничего плохого, необязательно от этого пострадают его обитатели. Часто проблемы возникают от того, что мы не умеем правильно пользоваться сооружениями. Люди способны найти способ жить рядом с леопардами, не мешая им, просто надо к этому приложить усилия", - сказал профессор.

Дмитрий Климов, Фото с места события собственное

Дмитрий Климов, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

"Мы всегда говорим об устойчивом развитии, но забываем, что она базируется на трех составляющих: социальной, экономической и экологической. И если мы живем в бараках, при этом у нас хорошая экология… замечательно. Но будет потом социальный взрыв и от этого всего ничего не останется", - отметил директор Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству РААСН Дмитрий Климов, добавив, что вопросами экологии нужно заниматься комплексно, а не выдергивать их из контекста.

Евгений Юденич, Фото с места события собственное

Евгений Юденич, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Качественное изменение территории назвал доминантой будущей концепции Генплана руководитель Комплексной архитектурно-планировочной мастерской №4 ОАО "РосНИПИУрбанистики" Евгений Юденич. По его мнению, в документе, помимо всего прочего, необходимо предусмотреть реконструкцию существующего жилого фонда и организацию общественных пространств.

"Нам очень понравилось то, что сделали во Владивостоке к саммиту АТЭС с набережной. Это московский стандарт, даже в Санкт-Петербурге такого нет, - заметил главный разработчик концепции Генплана. - Но это только прообраз того, что предстоит сделать. Я думаю, что главной нашей линией будут качественные изменения городской среды".

Андрей Чернихов, Фото с места события собственное

Андрей Чернихов, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Хорошим полигоном для обкатки идей концепции Генплана назвал подобные круглые столы профессор Международной академии архитектуры Андрей Чернихов. Он посоветовал образовать рабочие группы, в которые входили бы все проектировщики, а также консультанты, включая международных экспертов, представители власти и общественности.

"Очень удобной опцией является внутренний закрытый сайт разработчиков и всех участников процесса, - отметил Андрей Чернихов. – В этом случае вы будете иметь общее информационное поле, и не надо будет тратить время на рассылку для обмена материалами". 

Круглый стол по концепции Генплана Владивостока, Фото с места события собственное

Круглый стол по концепции Генплана Владивостока, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

"Спасибо всем за высказанные искренние мнения, - сказал первый заместитель главы городской администрации Алексей Литвинов, подводя итоги круглого стола. - Абсолютно согласен с тем, что нельзя заострять внимание только на экономической составляющей жизни города.  Думаю, мы будем собираться еще не раз, чтобы обсудить предложения разработчиков в режиме предварительного отчета".

Напомним, в августе 2014 года, по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева, в краевом центре пройдет Первый владивостокский урбанистический форум. В рамках подготовки к форуму администрация Владивостока при содействии РИА PrimaMedia на площадках ведущих вузов города организует ряд круглых столов с привлечением широкого круга специалистов и экспертов. 

Первый круглый стол на тему "Качество жизни населения в урбанистической среде: как обеспечить конкурентные преимущества по капитализации человеческого потенциала" прошел 2 апреля во ВГУЭС. Второй круглый стол на тему "ВКАД и перспективы комплексного развития Владивостокского транспортно-логистического узла" состоялся 17 апреля в МГУ им. адмирала Г.И. Невельского. 30 апреля во ВГУЭС в ходе третьего круглого стола эксперты рассмотрели вопросы  "Привлекательности Владивостока в системе его экономических, туристических, научно-образовательных и культурных связей"