Общество. 14 августа 2014, 14:50
Круглый стол по вопросам развития острова Русский. Фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

Проекты развития острова Русский обсудили на круглом столе во Владивостоке

Эксперты вместе с главой города Игорем Пушкарёвым рассуждали о том, как лучше использовать многогранный потенциал острова, сохранив его уникальность

14 августа 2014, PrimaMedia. Будущее уникальной островной территории Владивостокского городского округа стало предметом обсуждения участниками круглого стола по теме "Проекты развития острова Русский", организованного администрацией Владивостока в рамках подготовки к Первому урбанистическому форуму и прошедшего во вторник, 12 августа,  в Международном гребном центре АНО "Спортивный клуб острова Русский" (Novik country club), расположенном в бухте Новик. В течение двух часов ведущие специалисты в области архитектуры, проектирования и реставрации, представители бизнеса и общественности рассуждали о том, каким образом использовать рекреационный и туристический потенциал острова, с каких проектов начать его преобразование, сообщает РИА PrimaMedia. 

Круглый стол по вопросам развития острова Русский, Фото с места события собственное

Круглый стол по вопросам развития острова Русский, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

В работе круглого стола приняли участие глава Владивостока Игорь Пушкарёв, первый заместитель главы администрации Владивостока Алексей Литвинов и заместитель главы администрации Владивостока Леонид Вильчинский. Как пояснил модератор круглого стола советник главы Владивостока, член Союза архитекторов России Анатолий Мельник, открывая встречу в бухте Новик, в настоящее время по заказу городской администрации выполняется разработка концепции развития Владивостока на долгосрочную перспективу. В связи с чем ряд круглых столов, приводящихся в рамках подготовки к Первому урбанистическому форуму, посвящается этой теме. Таким образом, обсуждение перспектив развития острова Русский стало логическим продолжением начавшегося обсуждения. 

Анатолий Мельник, Фото с места события собственное

Анатолий Мельник, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

"Согласно генеральному плану Владивостока основное градостроительное освоение территории острова Русский предусмотрено на полуострове Саперный, - напомнил Анатолий Мельник. – Основная часть острова по действующему Генплану является туристско-рекреационной зоной".   

В настоящее время специалистами администрации Владивостока прорабатывается идея строительства круглогодичного выставочного комплекса мирового уровня "Влад-Экспо" на полуострове Саперный. Рядом с комплексом предлагается обустроить общегородской парк, сообщил Анатолий Мельник.

Достаточно большое время ведется разговор и о создании технопарка при Дальневосточном федеральном университете, также предполагается строительство жилья, в связи с чем предусмотрены участки  для их комплексного освоения (в частности в районе поселка Канал и территории, примыкающей к кампусу ДВФУ).

А начать преобразования на Русском администрация Владивостока решила с создания транспортной инфраструктуры острова, которая станет основой для его развития. Благодаря асфальтированным дорогам остров может быть интегрирован как во ВКАД, так и в транспортно-логистическую схему будущей Владивостокской агломерации.

Леонид Вильчинский, Фото с места события собственное

Леонид Вильчинский, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

Как рассказал участникам круглого стола заместитель главы администрации Владивостока Леонид Вильчинский, в настоящее время, в соответствие с задачей, поставленной главой Владивостока Игорем Пушкарёвым, разработана проектно-сметная документация по программе "Реконструкция дорог острова Русский", которая сейчас проходит соответствующую экспертизу.

Согласно программе работы по реконструкции дороги от Коммунальной зоны до бухты Боярин пройдут в пять этапов.

Реконструкция предусматривает создание двуполостной дороги с асфальтобетонным покрытием, перекладку ливневой канализации, переустройство существующих мостов, создание специальной велосипедной дорожки от Коммунальной зоны до поселка Подножье. На участках дорог, которые проходят через населенные пункты, такие, как поселки Экипажный, Подножье, Рында и Воевода, предусмотрено устройство наружного освещения и тротуаров.

В перспективе планируется реконструировать дорогу, идущую от бухты Боярина вдоль южного побережья до бухты Холуай, и далее до Коммунальной зоны. Таким образом, дорожная сеть острова будет закольцована. 

А благодаря строительству двух низководных мостов (с мыса Токаревского на остров Елены и с острова Елены в район поселка Канал) дорожная система Русского станет частью ВКАД.

 "Тем самым будет замкнуто большое дорожное кольцо Владивостока – через остров Русский, через Русский мост на полуостров Назимова и далее на трассу Седанка – бухта Патрокл, - отметил Леонид Вильчинский. – А это в свою очередь позволит выйти и на находкинскую трассу".  

Владимир Воробьев, Фото с места события собственное

Владимир Воробьев, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

Своими мыслями о перспективах жилищного строительства на острове с участниками круглого стола поделился главный архитектор ОАО "Приморгражданпроект" Владимир Воробьев. По его словам, в институте существует немало наработок, часть из которых использовалась при разработке Генерального плана Владивостокского ГО.

Так, предлагалось основную часть жилья  сосредоточить на полуострове Саперном, оставив при этом для проживания населения такие поселки, как Рында, Подножье и Экипажный. Однако затем возникли опасения, что это может повлечь за собой разрастание соответствующих жилых микрорайонов, из-за чего определенная рекреационная зона может быть утеряна.

"Поэтому было принято решение обозначить большую часть острова как рекреационную зону, а поселки использовать для проживания персонала, его обслуживающего, и не более того", - сказал Владимир Воробьев. 

Виктор Преловский, Фото с места события собственное

Виктор Преловский, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

В свое время институт занимался разработкой концепции развития рекреации и туризма на острове Русский. Подробней об идеях и достигнутых наработках присутствующим рассказал главный специалист ОАО "Приморгражданпроект" Виктор Преловский.

По его словам, с точки зрения рекреации и туризма остров Русский обладает достаточным количеством ресурсов, начиная от уникальных подводных ландшафтов, которые могут привлечь внимание дайверов со всего мира, и заканчивая фортификационными сооружениями Владивостокской крепости. Однако 80% ресурсного рекреационного потенциала острова составляют пляжи. Специалисты насчитали 136 пляжей, которые при определенных затратах могут быть превращены в отличные места для морского отдыха. Однако в настоящее время только 13 из них можно отнести к числу привлекательных. 

По словам Виктора Преловского, экономическая эффективность использования пляжного потенциала в рамках большой Владивостокской агломерации (бухта Славянка, остров Русский, побережье Амурского и Уссурийского заливов), по грубым подсчетам, может составить 100-120 млн человеко-дней. При этом пятая часть этого показателя приходится на долю Русского острова.  

"Сегодня мы имеем реальные ресурсы, но их оптимальное использование требует известных капитальных затрат. Речь идет о пляжах и фортификациях", - сказал Виктор Преловский.

Но для того чтобы эти ресурсы давали экономический эффект, их необходимо "довести до ума", подчеркнул эксперт. Пляжи следует превращать в комфортные многофункциональные зоны мирового уровня, фортификационные сооружения превращать из памятников истории и культуры в полноценные объекты экскурсионного осмотра.

Вместе с тем, для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие Русского, необходимо сохранить его природно-экологический каркас, в первую очередь лес, расположенный на большей территории острова, отметил Виктор Преловский.

Алексей Ким, Фото с места события собственное

Алексей Ким, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

"Мы исходили из того, что основной "удар" освоения острова приходится на полуостров Саперный, - пояснил начальник мастерской Генерального плана института ОАО "Приморгражданпроект" Алексей Ким. – Тем более что именно там и происходили основные стройки, связанные с подготовкой к саммиту АТЭС".

По прежним расчетам, емкость этого полуострова составляла порядка 120 тысяч человек. Теперь эти данные нуждаются в корректировке. По словам Алексея Кима, максимально возможная емкость полуострова составляет  100 тысяч жителей (в идеале 70 тысяч).

По мнению эксперта, дабы избежать большой техногенной нагрузки на остров, следует подумать о его определенной автономии.

Скажем, жилье на острове следует строить только для нынешних островитян, включая преподавателей и сотрудников ДВФУ. Необходимо создавать структуру, которая обеспечит жизнь обитателей кампуса (супермаркеты, детские сады, школы, культурные и общественные центры). 

Александр Зубко, Фото с места события собственное

Александр Зубко, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

С точки зрения генерального директора ООО "Научно-производственное объединение ТЕХНОПАРК" Александра Зубко, техногенная нагрузка, которую начинает испытывать побережье полуострова Саперный (в районе бухты Новик, например), далека от критической. Много зависит от самих горожан, от их понимания и желания бережно относиться к природным богатствам Русского.

"В одночасье менталитет наших сограждан переделать трудно, - заметил эксперт. – Есть те, кто по-прежнему любит подъехать на автомобиле к самой воде. Однако справиться можно и с этим. Достаточно выполнять нормы существующего Водного кодекса РФ. Люди постепенно привыкают к тому, что к морю проехать нельзя, но пройти можно. И воспринимают такие ограничения нормально". 

Анна Мялк, Фото с места события собственное

Анна Мялк, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

О том, как грамотно и бережно использовать такой уникальный рекреационный ресурс, как фортификационные сооружения Владивостокской крепости на острове Русский, говорила начальник отдела реставрации Дальневосточного филиала ФГУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Анна Мялк.

Как подчеркнула эксперт, на острове находится 52 объекта Владивостокской крепости. И без ее включения в туристско-рекреационную орбиту освоение острова будет неполноценным.

Требуется некий баланс интересов дальнейшего развития города и сохранения исторических памятников. Дороги, которые предполагается реконструировать на острове, являются частью его исторической среды.

"Мосты, водокорпусные трубы, бетонные столбики ограждения – все это объекты культурного наследия, - подчеркнула Анна Мялк. – Они тоже составляют неповторимую ауру острова и должны быть сохранены. То есть учтены в проекте реконструкции дорог". 

Круглый стол по вопросам развития острова Русский, Фото с места события собственное

Круглый стол по вопросам развития острова Русский, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

Заместитель главы администрации Владивостока Леонид Вильчинский заверил эксперта, что в проектно-сметной документации программы "Реконструкция дорог острова Русский" все эти моменты учитываются. Программа реконструкции согласовывается с соответствующими охранными организациями, ведется работа и с департаментом культуры Приморского края.

Модератор круглого стола советник главы Владивостока Анатолий Мельник напомнил, что в настоящий момент Владивостокская крепость находится в стадии перехода в муниципальную собственность.

"И это хорошо, поскольку мы все знаем, что крепость является той уникальной и непреходящей ценностью, которая есть только у Владивостока и которой нет у других городов России", - подчеркнул он. 

Андрей Зубко, Фото с места события собственное

Андрей Зубко, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

О возможностях рационального и бережного использования острова без ущерба для его природы рассказал председатель Совета директоров Автономной некоммерческой организации "Спортивный клуб острова Русский" Андрей Зубко, который выступил с презентацией проекта Международного гребного центра в бухте Новик.

По его словам, уникальное расположение бухты, ее защищенность от ветров и большая протяженность (12 км) позволяет создать здесь гребной канал, отвечающий всем международным стандартам.

"Длинная вода бухты позволяет тренироваться здесь спортсменам без остановки, что называется, с высоким пульсом, - сообщил Андрей Зубко. – Здесь можно проводить соревнования мирового по гребле на байдарках и каноэ, по академической гребле и по гребле лодках класса "Дракон". Мы уже поставили и начали реализовывать совместно с Дальневосточным федеральным университетом амбициозную задачу по проведению регаты – аналога знаменитой гонки Оксфорд – Кембридж – между ДВФУ и ВГУЭС". 

Владимир Смотриковский, Фото с места события собственное

Владимир Смотриковский, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

Как заметил директор ФГБУ "Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт по строительству Российской академии архитектуры и строительных наук" (ДальНИИС РААСН) Владимир Смотриковский, при разработке концепции развития острова надо учитывать перспективы создания здесь одной из территорий опережающего развития туристско-рекреационной направленности, а также планы по созданию Владивостокской агломерации.

"Концептуальным моментом, как мне кажется, следует считать развитие ТОРа на острове Русском как части большого Владивостока, - отметил эксперт. – Вторым важным моментом, несомненно, является развитие транспортной структуры острова, что в конечном итоге разгрузит дорожную сеть всего Владивостока".

По мнению Владимира Смотриковского, приоритет следует отдавать объектам рекреации, которые могут использоваться в течение всего года.   

Глава Владивостока Игорь Пушкарёв, Фото с места события собственное

Глава Владивостока Игорь Пушкарёв, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

О необходимости комплексного развития рекреационной составляющей острова Русский в своем выступлении сказал глава Владивостока Игорь Пушкарёв.

"Считаю, что выставочный центр "Влад-Экспо" крайне необходим для города, для развития острова Русский. Такие выставочные центры приносят до 10% дополнительного дохода для экономики многих крупных городов, - подчеркнул глава. - Действительно это большие средства, которые позволят развиваться всему острову. Привлеченные финансы будут, в том числе, направлены на реконструкцию и поддержку памятников архитектуры, расположенных на всей территории острова".

По мнению мэра, остров обязательно должен быть задействован в организации транспортно-логистической схемы будущей Владивостокской агломерации. 

"Мы считаем, что в первую очередь нужно возводить мост с острова Елена на Русский и с Елены на материк. Потому что нам нужно выводить грузовой транспорт и развивать экономику владивостокского порта. Это развитие востребовано. Если мы этого не сделаем, то грузы уйдут в другие порты и не обязательно даже в нашу страну. Это конкуренция. И здесь остров Русский тоже сыграет свою роль – транзитную".

Подводя итоги круглого стола, глава Владивостока отметил, что в целом участникам мероприятия удалось найти общие взгляды на концепцию развития Русского острова.

Круглый стол по вопросам развития острова Русский, Фото с места события собственное

Круглый стол по вопросам развития острова Русский, Фото с места события собственное. Автор фото: Кузора Валерия, РИА PrimaMedia

Отметим, что в 2014 году по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева в краевом центре пройдет Первый владивостокский урбанистический форум. В рамках подготовки к форуму администрация Владивостока при содействии РИА PrimaMedia на площадках ведущих вузов города организует ряд круглых столов с привлечением широкого круга специалистов и экспертов. 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Пляжи и форты Владивостокской крепости могут стать изюминкой острова Русский

Урбанистический форум пройдет впервые во Владивостоке

ВКАД - основа будущей транспортно-логистической системы Владивостока – эксперты

Привлекательность Владивостока - общая забота власти, бизнеса и жителей – эксперты

Необходимы новые подходы к развитию Владивостока - эксперты

Создание арт-кластера во Владивостоке придаст городу еще один вектор развития - эксперты

"Умный город" – гарант комфортной среды и гроза вандалов во Владивостоке – эксперты

Трансграничность может стать важным вектором развития Владивостока – эксперты