Общество. 20 августа 2014, 13:50
Наносы нефтепродуктов протянулись по береговой полосе залива на 3 км. Фото: пресс-служба администрации Приморского края
"Черное" море

Нефтяные сбросы в акватории Приморья погубят экологию и туризм края - эксперты

Из-за отсутствия в регионе системы предупреждения и ликвидации экологических ЧП загрязнение моря нефтепродуктами будет продолжаться

20 августа 2014, PrimaMedia. Участившиеся в последнее время разномасштабные разливы нефтепродуктов у берегов Приморья всерьез беспокоят экспертов и законодателей региона. Как отмечают эксперты, набирающая обороты бесконтрольная бункеровка судов в акваториях залива Петра Великого, сброс в море льяльных (загрязненных нефтепродуктами - прим. ред.) вод проходящими и местными судами, отсутствие должного экоконтроля за оборотом нефтепродуктов в крупнейших портах, грозит обернуться для края крупными авариями, пострадают от которых не только экология, но и туристическая привлекательность региона, сообщает "Свободная пресса".

Парламент Приморья озадачился участившимися случаями слива льяльных вод в прибрежных зонах края. Капитаны-нарушители не переживают, что за подобные проделки они могут заплатить штраф или лишиться звания, как их зарубежные коллеги. Эксперты отмечают, что при существующей в крае системе сбора и утилизации ботовых вод, загрязненные нефтепродуктами воды и дальше будут отравлять Японское море.

Поводом задуматься стал инцидент, произошедший в начале июля в Хасанском районе Приморья – излюбленном месте отдыха дальневосточников. На него краевая власть делает упор в программе создания туристического кластера.

Наносы нефтепродуктов протянулись по береговой полосе залива на 3 км, Фото с места события из других источников

Наносы нефтепродуктов протянулись по береговой полосе залива на 3 км, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края

Масляное пятно диаметром около одного километра было обнаружено в районе залива Китовый у мыса Молота. При осмотре стал понятен масштаб трагедии: наносы нефтепродуктов, шириной от нескольких сантиметров до 2 м, протянулись по береговой полосе залива на 3 км. Толщина губительного слоя составила около 3 см. Прокуратура Приморья начала проверку, районное отделение полиции возбудило уголовное дело по факту загрязнения морской среды. Основная версия - утечка могла произойти с одного из судов в результате сброса льяльных вод или ЧП.

Но и спустя месяц после скандала правоохранительные органы не обнародовали резюме по шумному делу. Как пояснили в краевой прокуратуре, "хасанское дело" насчитывает уже небывалое количество томов, проведено немыслимое число экспертиз, но виновник так и неизвестен. Если лишь версия, что грязные воды в акваторию могли слить два иностранных судна, проходивших в этот период в районе ЧП.

Ликвидацией последствий крупного загрязнения занимались местные власти и бойцы студотрядов, Фото с места события из других источников

Ликвидацией последствий крупного загрязнения занимались местные власти и бойцы студотрядов, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края

А между тем, только за последний месяц в надзорный орган поступил десяток других сигналов на загрязнение моря.

Характерные маслянистые пятна на поверхности моря стали частым явлением текущим летом в Приморье, Фото с места события собственное

Характерные маслянистые пятна на поверхности моря стали частым явлением текущим летом в Приморье, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

При разбирательстве "хасанского инцидента" специалистами территориального Росприроднадзора, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды крайадминистрации, Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического институт морского флота (ДНИИМФ) выяснилась масса тревожных фактов. К примеру, в трех портах Хасанского района – Славянке, Посьете и Зарубино - не нашлось службы, готовой оперативно отреагировать на подобное ЧП. Из пяти действующих портов в Приморье, только во владивостокском регламентирован порядок бункеровки судов и обязательной установки боновых заграждений при этой операции.

Бункеровка судов за пределами портов стало в Приморье обычным делом , Фото с места события собственное

Бункеровка судов за пределами портов стало в Приморье обычным делом , Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

В документах под экологической безопасностью пока понимается только сбор с судов отходов, но не их переработка. Оказывается, 

с недавних пор с капитанов судов не требуется справка о том, что судно сдало отходы. Прежде без такого документа ни один корабль не мог выйти из порта. Интересно, что 80% коммерческих организацией, взимающих экологический сбор в портах, не имеют технических средств для переработки собранных отходов и реагирования в случае ЧС.

- Сейчас большая часть экосбора тратится не по назначению и не направляется на развитие стабильно действующих портовых экологических структур, - констатируют в ОАО "ДНИИМФ". - Необходим не только пересмотр порядка взимания экологического сбора, но и ставок, установленных Минтрансом в 80-е годы прошлого века. Если раньше сбор устанавливал и собирал только ФГУП "Росморпорт", те сейчас это делает масса коммерческих организаций, не имеющих жестких тарифов.

Специалисты уверены: если бы в портах действовала единая служба сбора, то она могла бы оперативно отреагировать на разливы, потому что напрямую отвечала перед капитанами портов за свою работу.

Специалисты ОАО "ДНИИМФ" полагают также, что необходимо обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУ "Администрация морских портов Приморского края" с просьбой создать в портах Зарубино, Ольга и Посьет условия для приема судовых отходов в соответствии с международными договорами РФ и требованиями российского законодательства. А также включить экологический сбор в перечень обязательных портовых сборов во всех портах края.

Замруководителя по портовой деятельности и филиалам ФГУ "Администрация морских портов Приморского края" Анатолий Новичков согласен, что необходимо вернуть ФГУП "Росморпорт" единоличное право взимания экологического сбора с судов.

- Это ведомство раньше нанимало компании для снятия отходов с судов. За эту работу, в зависимости от количества собранного мусора по утвержденным ставкам, подрядные компании получали деньги. У каждого участника была заинтересованность в хорошей работе. Как только вышло постановление, разрешающее каждому хозяйствующему субъекту, снимающему отходы с судов, взимать экологический сбор, началась вакханалия. Нечестными путями некоторые капитаны получают сейчас справки за то, что фактически не сливают отходы, а потом выходят в море и сваливают льяльные воды за борт.

Как признает эксперт, администрации морских портов ежедневно осматривает акваторию портов и докладывается в прокуратуру о фактах загрязнения, но этих усилий крайне мало. 

Разливы нефтепродуктов или сброс бортовых вод в портах случаются нечасто. Проблемы возникает за рамками акватории порта, которая не входит в компетенцию капитана порта. Нередко идущий в порт танкер, дабы избежать экологического сбора, на подходе сливает балласт вместе со всем содержимым в море.

Поймать за руку нарушителя можно лишь с помощью спутникового мониторинга за всей акваторией, уверены эксперты.

- Риски разлива нефтепродуктов связанные с бункеровкой судов будут увеличиваться в связи с привлекательностью этого рынка. Мы отмечаем, что сейчас в порты заходят огромные контейнеровозы только для того, чтобы бункероваться. Если процесс проходит на акватории порта, то и проследить за ним можно, и необходимые сборы собрать, и ликвидировать возможную аварию. Но если бункеровка осуществляется за акваторией порта, что сделать сейчас несложно, то процесс остается бесхозным, - признает директор Института защиты моря и освоения шельфа МГУ им. Невельского Сергей Монинец

Бункеровка судна на рейде, Фото с места события собственное

Бункеровка судна на рейде, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

По словам ученого, существует государственная система реагирования в подобных случаях - от федерального до муниципального уровня. Если разлив или сброс случился в порту, то за его ликвидацию отвечает администрация порта, у которой есть специальный план реагирования в ЧС. При разливе за акваторией порта вступает в действие бассейновый план, разработанный Минтрансом. В Приморье он опирается на ресурс филиала ФБУ "Госморспасслужбы".

Если грязное пятно подходит к береговой черте и загрязняет ее, то вступать в действие должен краевой и муниципальный планы реагирования. Но в Приморье, как показал "хасанский инцидент", их не существует.

Эксперт предлагает региональной власти обратиться в Госдуму с тем, чтобы передать часть полномочий по устранению или предотвращению загрязнения морских акваторий субъекту. Для этого придется вносить серьезные поправки в Водный кодекс, что очень хлопотно, но если этого не сделать, то в Приморье никогда не появится единый хозяин акватории, а значит, экологические катастрофы и далее будут губить уникальный регион.

От РИА PrimaMedia добавим, что в последнее время в Приморье участились случаи загрязнения моря и прибрежной полосы акваторий нефтепродуктами. Чаще всего о загрязнении моря в разных точках края сообщали отдыхающие там туристы, обнаружив характерную маслянистую пленку на поверхности воды и побережье. За летний период таких сообщений набралось не меньше десяти, причем из самых разных районов края. Между тем, виновники экологических преступлений, в том числе и самого резонансного из них, произошедшего 26 июня в районе островов Большой и Малый Гаккель Хасанского района Приморья, так и не были выявлены и не понесли заслуженное наказание.

Отметим, что тема загрязнения морской акватории Приморья станет одной из основных на восьмом международном экологическом форуме "Природа без границ". Он пройдет во Владивостоке 23-24 октября 2014. Форум "Природа без границ" - одна из ведущих международных коммуникативных площадок, созданная в Приморском крае. На форуме собираются представители власти, научных и деловых кругов, чтобы обсудить жизненно важные вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Проект "Черное море" на РИА PrimaMedia

"Утопленное топливо": самые крупные разливы нефти на Дальнем Востоке

Гигантское пятно неизвестного происхождения "расползается" в Амурском заливе

Крупное нефтяное пятно в районе Зарубино могло быть сброшено с проходящего судна - эколог

Виновные в разливе топлива в Амурском заливе будут сурово наказаны - Василий Усольцев

Владимир Миклушевский назвал разлив нефти в Хасанском районе экологическим преступлением

Бухты Большая и Малая Кубанка в Приморье закрыли для отдыха и рыбалки из-за разлива нефти

Обрыв шланга при бункеровке мог вызвать разлив мазута в Приморье - Росприроднадзор

Почти в 10,5 млн рублей оценили ущерб от разлива мазута у берегов Приморья

Росприроднадзор все еще не может найти виновного в разливе нефтепродуктов в Приморье

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia