"Замри, умри, воскресни" получил приз Каннского фестиваля "За лучший дебют". Фото: скриншот видео

Владивосток в кино СССР: от "немых" корейцев и утопии для Сталина до социальной драмы 90-х

В разное время в столице Приморья снимали фильмы о партизанских подвигах, катастрофах и романтических путешествиях (ФОТО)

Жизнь Владивостока и его жителей нашла широкое отражение в советском кинематографе. Многие режиссеры не раз приезжали снимать свои киноленты на Дальний Восток, их привлекала интересная и героическая история края, а также романтичность отдаленного уголка страны. О первых киносеансах и о съемках "немых" и звуковых фильмов в столице Приморья — в обзоре ИА PrimaMedia.

Владивосток стал одним из первых городов в России, где узнали, что такое кино: летом 1897 года, всего через полтора года после изобретения синематографа братьями Люмьер, на пересечении улиц Светланской и Суйфунской (сейчас Уборевича) был открыт кинотеатр "Иллюзион". В то время кинотеатрами в России могли похвастать только Петербург и Москва. До 1920-х годов в "Иллюзионе" шли показы документальных кадров, а в 1927 году во Владивосток пришло художественное кино.

200 корейцев в "великом немом"

В конце лета 1927 года во Владивосток прибыла съемочная группа "Совкино" во главе с режиссером Валерием Инкижиновым. На станции "Океанская", недалеко от фанерного завода, где находился рыбацкий корейский поселок, они снимали фильм "Вор" по сценарию поэта-футуриста Сергея Алымова.

В качестве актеров выступили непрофессионалы — около 200 местных корейцев, подготовкой которых занимался сам Инкижинов. Он преподавал им основы актерского мастерства, а оператор познакомил актеров с краткой историей кино и технической стороной дела.

Фильм сняли почти за два месяца. За монтаж картины взялись здесь же, во Владивостоке, кинолабораторию устроили в здании гостиницы "Версаль". Она была оснащена профессиональными монтажными столами и барабанами для ускоренной сушки кинопленки. Впоследствии эту кинолабораторию в шутку назвали "Владивостокский Голливуд", поскольку группа Инкижинова оставила ее в подарок городу, и позже здесь монтировали другие фильмы.

К середине ноября 1927 года ра­боты над фильмом были завершены. Премьерный показ состоялся во Владивостоке 14 ноября, а его первыми зрителями стали корейцы. Картину приняли восторженно. В прокате фильм шел под названием "Вор", но, к сожалению, до наших дней он не сохранился, остались только кадры со съемок.

"Вор" стал первым и последним немым фильмом, в котором появился Владивосток.

Кино для "вождя народов"

С наступлением эры звукового кино Владивосток стал одним из первых городов, в котором начали снимать такие фильмы. Первым был "Аэроград" (1935) — эту картину по личному заказу Иосифа Сталина снял мэтр советского кинематографа Александр Довженко. "Вождь народов" вызвал Довженко для беседы и посетовал, что "у нас совершенно нет кино о героическом Дальнем Востоке". Довженко намек понял и отправился на Дальний Восток.

Кинофильм "Аэроград" сняли по личному заказу И.В. Сталина , Фото с места события из других источников

Кинофильм "Аэроград" сняли по личному заказу И.В. Сталина , Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Съемки "Аэрограда" проходили на огромной территории. Довженко со съемочной группой летал на гидроплане, шел от устья Амура до Владивостока на рыбачьем судне, заходил на Сахалин, спускался в шахты Сучана, ходил пешком по таежным партизанским тропам.

Режиссер снял романтическую картину об идеальном городе, которого нет. В этом фильме воплощен главный мотив антиутопии того времени: Аэрограда нет, зато есть предатели и диверсанты, кулаки и старообрядцы, которые мешают строительству новой жизни. Довженко увлекся величественными картинами природы и образов Дальнего Востока и снял ленту о диком крае, действующие лица в которой не люди, а символы.

Сталину "Аэроград" понравился, и в середине 1930-х годов он направил сюда еще одну съемочную группу. Во Владивосток приехали братья Георгий и Серегй Васильевы – создатели самого знаменитого советского блокбастера "Чапаев". Они осмотрели край и выбрали материал для фильма о гражданской войне.

"Чапаев" вышел на экраны в день 17-й годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1934 года. Этот фильм был встречен "на ура" на всех уровнях: и на популярном, и на официальном. До конца 30-х годов картину в СССР посмотрели 50 млн зрителей.

Даже газета "Нью-Йорк Таймс" назвала "Чапаева" лучшим звуковым советским фильмом.

На время Великой Отечественной войны любые съемки фильмов на территории Владивостока прекратились. Город как важнейший стратегический пункт и транспортный узел ленд-лиза был закрыт для киношников.

Киноискусство идет на Восток

Первой советской послевоенной комедией стал фильм Юлия Райзмана "Поезд идет на Восток" (1947). Его действие начинается 9 мая 1945 года. В этот день от Ярославского вокзала отправляется курьерский экспресс "Москва — Владивосток", где в купе знакомятся главные герои картины: морской офицер, направленный служить на Тихоокеанский флот, и девушка, биолог, направленная на работу в Ботанический сад Дальневосточного отделения академии наук.

Это один из первых советских фильмов в жанре road-movie – все его действие происходит в пути, где герои переживают массу приключений.

Советская критика в пух и прах разнесла картину: для того сурового времени она казалась слишком легковесной. Впоследствии она была реабилитирована и вошла в золотой фонд советского кино.

Советская критика в пух и прах разнесла картину "Поезд идет на Восток" , Фото с места события из других источников

Советская критика в пух и прах разнесла картину "Поезд идет на Восток" , Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

В другом культовом послевоенном фильме "Первая перчатка" (1946) главный герой — боксер Кругликов — тоже отправляется на поезде во Владивосток, но до пункта назначения не доезжает. В отличие от моряка из комедии Райзмана, персонаж Андрея Фролова берет билет на курьерский поезд №1 после размолвки с любимой девушкой и мчится от несчастной любви через весь СССР. Впрочем, его порыва хватает только до Хабаровска, где он выходит и садится на встречный поезд "Владивосток — Москва".

"Первая перчатка" один из первых советских фильмов в стиле "road story" , Фото с места события из других источников

"Первая перчатка" один из первых советских фильмов в стиле "road story" , Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Внимание, кинематографическое цунами!

Настоящая волна кино докатилась до Владивостока в конце 1960-х годов и накрыла его с головой. В это время здесь сняли сразу несколько фильмов, ставших по-настоящему культовыми.

В 1967 году киностудия им. М. Горького во главе с режиссером Борисом Григорьевым решила отправиться на край страны, чтобы экранизировать роман Юлиана Семенова "Пароль не нужен" о похождениях легендарного Штирлица. По сценарию, главный герой Максим Исаев, бывший сотрудник пресс-службы адмирала Колчака, а ныне советский разведчик, приезжает во Владивосток образца 1922 года, где разворачивается последний акт гражданской войны и интервенции.

Съемки фильма "Пароль не нужен" проходили летом 1967 года и стали самыми крупномасштабными в истории города, Фото с места события из других источников

Съемки фильма "Пароль не нужен" проходили летом 1967 года и стали самыми крупномасштабными в истории города, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Съемки фильма проходили летом 1967 года и стали самыми крупномасштабными в истории города. Для того, чтобы снять некоторые эпизоды, главную улицу города Ленинскую (ныне Светланская) перекрывали в районе площади Борцов революции и ГУМа, выделяли часть порта и арендовали ресторан гостиницы "Челюскин" ("Версаль").

При этом тысячи владивостокцев снялись в массовых сценах, а на исполнителей главных ролей ходили смотреть, как на настоящих звезд. К тому же роль Максима Исаева в фильме исполнил Родион Нахапетов – один из секс-символов советского кино. В прокате фильм был очень популярен, его посмотрели миллионы людей по всей стране.

1967 год был юбилейным в СССР – праздновалось 50-летие Великой октябрьской революции, и во Владивостоке сняли еще один фильм о гражданской войне — "Сергей Лазо". Но в отличие от "Пароль не нужен" он не стал событием, и после нескольких показов его сняли с ТВ-экранов "за низкий художественный уровень".

Так ли это на самом деле, сейчас сказать сложно. Фильм снимал Александр Гордон-старший, а роль Сергея Лазо сыграл прибалтийский актер Региманас Адомайтис. Любопытно, что в этом фильме в качестве актера снялся молодой Андрей Тарковский.

Фильм "Сергей Лазо" после нескольких показов был снят с ТВ-экранов "за низкий художественный уровень", Фото с места события из других источников

Фильм "Сергей Лазо" после нескольких показов был снят с ТВ-экранов "за низкий художественный уровень", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Кинобум 1960-х во Владивостоке продолжился с прибытием сюда в 1968 году съемочной группы режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Режиссер, впоследствии прославившийся своими "Тремя мушкетерами" с Михаилом Боярским в главной роли, на тот момент снимал первый советский фильм-катастрофу "Внимание, цунами!".

Некоторые эпизоды фильма снимались во Владивостоке. Съемки проходили на сопках и на одном из фортов Владивостокской крепости, где жители укрывались от цунами. Горожане вновь участвовали в массовых сценах, и когда фильм вышел на экраны побежали смотреть на себя в кино. Премьера киноработы во Владивостоке состоялась в 1969 году в новом кинотеатре "Океан".

Аншлаг был полный: очередь за билетами занимали с шести утра, а во время сеанса владивостокцы внимательно вглядывались в экран, выискивая лица знакомых.

Первый советский фильм-катастрофа "Внимание, цунами!", Фото с места события из других источников

Первый советский фильм-катастрофа "Внимание, цунами!", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

В 1970 году в СССР сняли фильм, действие которого почти полностью происходит во Владивостоке. Это героический боевик "Сердце Бонивура". Долгое время считалось, что часть фильма снимали в павильонах, а часть во Владивостоке, в кварталах легендарной "Миллионки". И лишь недавно исполнитель главной роли, Виталия Бонивура, Лев Прыгунов в одном из интервью рассказал, что фильм снимался в старых кварталах города Черновцы на Украине – родном городе режиссера Марка Орлова. Тот считал, что эти кварталы похожи на старый Владивосток и, действительно, некоторое сходство есть. Настоящий же Владивосток появляется только в начале фильма на общих панорамах.

Героический боевик "Сердце Бонивура", Фото с места события из других источников

Героический боевик "Сердце Бонивура", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

По воспоминаниям Льва Прыгунова, роль комсомольского вожака давалась ему нелегко: он, выходец из семьи репрессированных священников, всегда недолюбливал советскую власть и являлся тайным диссидентом. Прыгунов уже хотел отказаться от роли, но кто-то из друзей посоветовал: "А ты играй так, как будто красные – это белые, а белые – это красные".

Только после этого роль у актера "пошла". Фильм и сегодня смотрится как приключенческий боевик несмотря на его идеологическую составляющую.

Гражданская война в фильмах о Дальнем Востоке

Некоторые советские режиссеры сняли во Владивостоке не один фильм. Так, Юрий Гулюкин работал здесь над героико-приключенческой дилогией о гражданской войне "И на Тихом океане…" (1973) и "Поговорим, брат!" (1978). Съемки частично проходили на Шаморе. По воспоминаниям участников съемок, киногруппа больше отдыхала, чем работала, что отразилось на качестве фильмов.

Режиссер Юрий Гулюкин снял во Владивостоке фильм о гражданской войне "Поговорим, брат!" , Фото с места события из других источников

Режиссер Юрий Гулюкин снял во Владивостоке фильм о гражданской войне "Поговорим, брат!" , Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Эдуард Гаврилов – режиссер одной из самых знаменитых лент, снятых во Владивостоке. Примечательно, что его первый фильм "Путина" (1971) — производственную драму о рыбаках — сейчас уже мало кто вспомнит, зато второй фильм — "Владивосток 1918" (1981) — остался в памяти у многих. Он посвящен все тем же (самым популярным в советском кино о Дальнем Востоке) событиям гражданской войны.

Сюжет ленты строится вокруг фигуры председателя Владивостокского Совета Константина Суханова (эту роль исполнил Василий Бочкарев), погибшего в 1918 году от рук интервентов. В этом фильме так же, как в "Пароль не нужен" и "Внимание, цунами!", в массовке снялись сотни владивостокцев.

Фильм "Владивосток 1918" посвящен событиям гражданской войны, Фото с места события из других источников

Фильм "Владивосток 1918" посвящен событиям гражданской войны, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

— Помню, что объявление о приглашении участвовать в массовке транслировалось по радио и телевидению. Прибыв в место сбора, я с трудом, через огромную толпу, пробился в костюмерную, где выбрал себе костюм гимназиста, — вспоминает один из участников съемок Сергей Корнилов.

Костюм был сшит из толстого зеленого сукна, а пуговицы были с двуглавыми орлами.

— Он мне очень понравился, но позже я его проклял. Дело в том, что съемки проходили на жаре, под солнцем, при температуре + 28°С. С меня семь потов сошло, прежде чем режиссер отснял около десяти дублей у гостиницы "Челюскин", — делится Корнилов.

Сцена, в которой играл Сергей, была простой: к отелю привозят Суханова, он выступает на митинге перед толпой с балкона, а затем массовка берет гробы с телами павших большевиков и несет их на кладбище. В теплом костюме под палящим солнцем владивостокчанин тоже вызвался таскать один из гробов.

— Но зато в финале картины меня хорошо видно в красивом, зеленом костюме гимназиста, — хвастается участник съемок.

Остросоциальные фильмы бурных 90-х

По мнению многих кинокритиков и обычных киноманов, самым успешным фильмом времен позднего СССР стала картина "Замри, умри, воскресни". Режиссер Виталий Каневский в 1989 году написал к киноленте сценарий и поехал снимать его в Приморье.

Съемки проходили в Партизанске и во Владивостоке на "Миллионке".

Каневский снял предельно жесткий, но при этом чрезвычайно романтический фильм о своем послевоенном детстве.

В 1990 году его увидел Никита Михалков и отправил киноленту на конкурс в Канны. "Замри, умри, воскресни" получил приз Каннского фестиваля "За лучший дебют", а в 1992 году Каневский снял продолжение – "Самостоятельная жизнь".

Сиквел на Каннском фестивале 1992 года получил специальный приз жюри. Сейчас Виталий Каневский живет во Франции и считается одним из мэтров европейского кинематографа, несмотря на то, что снял всего шесть фильмов.

"Замри, умри, воскресни" получил приз Каннского фестиваля "За лучший дебют", Фото с места события из других источников

"Замри, умри, воскресни" получил приз Каннского фестиваля "За лучший дебют", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео

Последним фильмом, снятым во Владивостоке перед распадом СССР, стала драма "Мария Магдалена". Можно сказать, что фильм снят в стиле модной на тот момент "чернухи". Однако история в киноленте кажется максимально правдоподобной.

Сценарист и режиссер картины — выпускник Дальневосточного института искусств Геннадий Воронин. Сюжет у картины редкий или даже уникальный для советского кино: муж героини трагически погиб в море, и неустроенность в личной жизни приводит к тому, что постепенно она становится портовой шлюхой. При этом она и грешница, и святая. Главную роль в фильме сыграла популярная актриса Лариса Гузеева.

После этого фильма город начал свою карьеру в современном российском кино.

В тексте использованы материалы слайд-презентации "От документального кино до... блокбастера. Кинопанорама: Приморский край", подготовленной ПКПБ им. А. М. Горького в рамках Года кино в РФ.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Ангелофоны, цыгане, пожары и вечера 18+: история первых кинотеатров во Владивостоке

12.09.2017

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia