Общество. 9 сентября 2014, 14:20
Круглый стол по вопросам строительства ВКАД. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Свободный порт Владивосток

Строительство ВКАД с привлечением частных инвестиций обсудили во Владивостоке

Круглый стол в администрации краевого центра прошел в рамках подготовки Первого урбанистического форума (ФОТО)

9 сентября 2014, PrimaMedia. В решающую стадию входит подготовительный период по созданию проекта Владивостокской кольцевой автодороги "остров Русский – мыс Токаревского – мыс Кунгасный – ул. Русская – ул. Маковского" (автомобильная дорога вдоль Амурского залива). В настоящее время администрации краевого центра готовит конкурс по подготовке проекта финансово-экономического обоснования строительства ВКАД на условиях государственно-частного партнерства. Каким должен быть проект с точки зрения инвестиционной привлекательности обсуждали участники круглого стола, проходившего под руководством главы города Владивостока Игоря Пушкарёва в конце прошлой недели в рамках подготовки Первого владивостокского урбанистического форума городов-побратимов, сообщает РИА PrimaMedia.

Глава Владивостока Игорь Пушкарев, Фото с места события собственное

Глава Владивостока Игорь Пушкарев, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

"Уже было много разговоров, совещаний и встреч, посвященных проекту ВКАД. Но я считаю, тут как раз тот случай, когда прежде всего нужно семь раз отмерить, - сказал Игорь Пушкарев, открывая круглый стол. - Проект этот значимый и сложный, выходящий за рамки регионального значения, учитывающий существующие в регионе транспортные коридоры".

По словам Игоря Пушкарёва, уникальность проекта при всей его инженерной сложности состоит именно в том, что для строительства ВКАД заказчик – городская администрация хотела бы привлечь инвестиции, воспользовавшись форматом государственно-частного партнерства (ГЧП).

"Закон позволяет сделать дорогу платной, потому что имеются альтернативные, - подчеркнул глава города. – Ну а поскольку это будет первый проект, который мы бы хотели сделать с привлечением частных инвестиций, необходимо все тщательно просчитать".

В связи с этим администрация Владивостока пригласила принять участие в обсуждениях предварительной инвестиционной декларации партнера практики консультационных услуг по сделкам международной консалтинговой компании EY Алину Заборовскую и менеджера практики консультационных услуг по сделкам компании EY Сергея Лузана, которые также приняли участие в работе круглого стола.

"К работе над проектом ВКАД мы стараемся привлекать консультантов с именем и опытом, с тем чтобы они помогли нам создать и схему финансирования, и просчитать все этапы работы, - заметил Игорь Пушкарёв. 

– Наша задача – построить дорогу с лучшим соотношением затрат, в кратчайшие сроки, с привлечением всех современных достижений дорожного строительства и инвестирования подобных работ. А главное, во Владивостоке должна появиться современная, хорошая и долговечная автострада".

Леонид Вильчинский, Фото с места события собственное

Леонид Вильчинский, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Работа круглого стола началась с презентации "Об обосновании необходимости реализации проекта по строительству и эксплуатации автомобильной дороги "остров Русский – мыс Токаревского – мыс Кунгасный – ул. Русская – ул. Маковского (автомобильная дорога вдоль Амурского залива)", с которой выступил заместитель главы администрации Владивостока – начальник управления дорог и благоустройства Леонид Вильчинский.

"В ближайшее время во Владивостоке - крупнейшем транспортным узле Дальнего Востока - ожидается значительный рост грузооборота. При этом в городе есть проблема с движением транспорта, в том числе большегрузов из торгового порта. Это заставило администрацию города заняться разработкой проекта ВКАД", - напомнил присутствующим Леонид Вильчинский.

Вице-мэр подробно рассказал участникам круглого стола о ряде мероприятий, проведенных администрацией города при подготовке к реализации строительства кольцевой автодороги вдоль Амурского залива.

Так, в текущем году было разработано обоснование инвестиций, включающее различные технические параметры. При этом экспертами были рассмотрены пять-шесть вариантов прохождения трассы. 

В результате был выбран основной - магистраль непрерывного движения с увязкой с существующей дорожной сетью Владивостока.

"Такое решение позволит провести транзитные потоки по прямой дороге и разгрузить существующую улично-дорожную сеть", - подчеркнул Леонид Вильчинский.

Уже сделаны предварительные расчеты стоимости автодороги и мест расположения основных развязок. Известно, какая часть будет выполнена в наземном варианте, где возведут мосты, путепроводы, тоннели, сколько будет подпорных стен.

Стоимость реализации проекта производилась на основании сравнения со строительством аналогичных объектов в других регионах. В настоящее время рассматривается возможность привлечения к строительству ВКАД частных инвестиций. 

Последним подготовительным этапом станет проведение торгов на заключение концессионного соглашения.

Далее инвестор самостоятельно приступит к проектированию и строительству, а в дальнейшем займется и эксплуатацией дороги, с тем чтобы за счет поступающих платежей компенсировать свои затраты. Со своей стороны администрация города должна предусмотреть в концессионном соглашении все возможные рычаги влияния на дальнейшую работу инвестора.

Наталья Зубова , Фото с места события собственное

Наталья Зубова , Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

По словам заместителя главы администрации Владивостока Натальи Зубовой, выступившей с докладом "О государственно-частном партнерстве", использование ГЧП в системе государственного и муниципального управления является как никогда актуальным. На важность такой работы неоднократно обращал внимание президент России Владимир Путин, подчеркивая, что ГЧП позволяет увязать в единое целое ресурсы и возможности государства, регионов, бизнеса и снизить риски участников проекта, распределить зоны ответственности и согласовывать свои взаимные интересы.

ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.

ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контрактов с частным сектором, использующим свой капитал и экономический потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. При этом государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие для экономического развития и повышения, в конечном счете, качества жизни населения, отметила Наталья Зубова.

"В настоящее время в Сибирском федеральном округе планируется реализация проектов на основе государственно-частного партнерства. Одним из них является проект по строительству автодорожного мостового перехода через реку Лена в районе города Иркутска", - сообщила замглавы города.

Наталья Зубова подчеркнула, что администрация города Владивостока намерена также использовать имеющуюся положительную практику применения механизма государственно-частного партнерства именно в дорожном хозяйстве.

"Я считаю, что проект ВКАД послужит началом использования подобного механизма в Приморском крае. Мы планируем уже в 2015 году провести конкурс на заключение концессионного соглашения по строительству кольцевой автодороги и считаем, что это будет очень выгодно для развития города Владивостока и Приморского края в целом", - сказала заместитель главы города.

Алина Заборовская, Фото с места события собственное

Алина Заборовская, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Очень интересным с разных точек зрения назвала проект ВКАД партнер практики консультационных услуг по сделкам международной консалтинговой компании EY Алина Заборовская.

Специалист особо подчеркнула, что в случае реализации проекта он станет первым опытом дорожного ГЧП (государственно-частного партнерства) такого масштаба на муниципальном уровне.

В настоящее время в России крупнейшие концессионные сделки в основном проводятся на региональном уровне.

Алина Заборовская подробно рассказала участникам круглого стола об участии своей консалтинговой команды в подготовке проекта "Западный скоростной диаметр", альтернативной кольцевой автострады, которая строится в Санкт-Петербурге и является одним из крупнейших дорожных проектов в Европе.

"Это первая платная дорога в черте города в России, - подчеркнула Алина Заборовская. – По многим параметрам она похожа на ВКАД. Например, имеет несколько мостовых переходов".

Этот проект позволил привлечь к Санкт-Петербургу порядка 50 млрд рублей частных инвестиций. В 2011 году было заключено концессионное соглашение. В настоящее время северные и южные участки уже переданы в эксплуатацию частному инвестору. Идет строительство центрального участка.

"В нашу задачу входила подготовка концепции проекта, так называемой инвестиционной декларации, - сообщила Алина Заборовская. - Мы подробно рассмотрели, как будут распределены риски между инвестором и государством, проанализировали технические и финансовые риски строительства и эксплуатации Западного скоростного диаметра, подготовили юридические основы будущего соглашения ГЧП. Разработали механизм платежей, сделали финансовое обоснование и финансовые прогнозы, рассмотрели экономически-бюджетную эффективность, вопросы доступности тарифа для населения, и многое другое".

По мнению партнера компании EY, внимание, уделяемое администрация Владивостока идее ВКАД, вселяет надежду, что и применительно к реализации этого проекта будут детально проработаны вопросы его инвестиционной привлекательности.

"Необходимо внимательно все изучить просчитать и понять, какой бизнес-кейс следует предложить инвестору, с какой примерно доходностью, окупятся ли его инвестиции в предполагаемый проектом срок", - подчеркнула Алина Заборовская.

Круглый стол по вопросам строительства ВКАД. Презентация проекта, Фото с места события собственное

Круглый стол по вопросам строительства ВКАД. Презентация проекта, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

В ходе дальнейшего обсуждения участники круглого стола обсудили с Алиной Заборовской отдельные нюансы использования формы ГЧП при строительстве ВКАД.

"Первое, что нужно сейчас сделать, - это понять, что проект должен быть привлекателен для инвесторов, что тарифы за пользование дорогой смогут окупить ее строительство. А второе, - исходя из интересов города, обсудить, какую функцию следует передать инвестору: только строительства или эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла", - подчеркнула Алина Заборовская.

Необходимо изучить круг игроков на рынке, интересующихся такими сделками, провести с ними переговоры, представив проект и уточнив требования потенциальных инвесторов. 

Понятно, что выносить на тендер проект, предварительно не обсужденный с интересантами, не имеет смысла.

Участников круглого стола также интересовал анализ рисков, возможность минимизации тарифа за пользование кольцевой автострадой, выстраивание таких отношений между участниками ГЧП, которые бы позволили комфортно распределить риски между ними. Кстати, практика показывает, что при использовании ГЧП в сфере дорожного строительства генподрядчиками и субподрядчиками, как правило, выступают отечественные компании, с которыми вполне можно договориться о "подряде в рассрочку".

"Конечно, лучше заранее предусмотреть и обойти все риски, - заметил глава города Игорь Пушкарёв. – С нашей точки зрения, если строить и эксплуатировать ВКАД будет одна и та же компания, она будет заинтересована в том, чтобы не задирать цены при строительстве и в то же время построить качественную дорогу".

Владимир Смотриковский, Фото с места события собственное

Владимир Смотриковский, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

При создании проекта ВКАД необходимо учитывать возможные изменения демографической и градостроительной ситуации во Владивостоке, отметил и.о. директора ФГБУ "Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт по строительству Российской академии архитектуры и строительных наук" (ДальНИИС РААСН) Владимир Смотриковский. А также перспективы создания в Приморье большой Владивостокской агломерации и Территорий опережающего развития, одна из которых должна возникнуть на острове Русский. Другими словами, следует учитывать новые транспортные потоки в сторону Хасанского района и Суходола, сухого порта в Артемовском городском округе и агропромышленного комплекса в Михайловском районе.

"С этой точки зрения ВКАД может рассматриваться в качестве серьезного каркаса для агломерации", - сказал Владимир Смотриковский.

Анатолий Мельник, Фото с места события собственное

Анатолий Мельник, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

"Конечно, очень хорошо, что вопрос реализации проекта ВКАД дошел до нынешнего этапа, - сказал советник главы Владивостока, член Союза архитекторов РФ Анатолий Мельник. – Считаю, что вопросы баланса интересов инвестора и города должны быть отражены в стратегическом документе развития Владивостока".

По словам известного приморского архитектора, дороги непрерывного движения являются основой транспортного каркаса города. А ВКАД является одной из важнейших составных частей этого каркаса. 

Поэтому в данном случае должен быть соблюден баланс между тем, чего хотелось бы инвестору в плане минимизации затрат, и тем, в чем заинтересован город.

Александр Корнилов, Фото с места события собственное

Александр Корнилов, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

В работе круглого стола также принял участие Александр Корнилов, представитель ЗАО "Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург", крупнейшего проектного института, проектировавшего мост через бухту Золотой Рог и пролетные строения моста на остров Русский. Он рассказал о своем видении возможности строительства туннеля и мостовых переходов, предусмотренных проектом ВКАД.

Круглый стол по вопросам строительства ВКАД, Фото с места события собственное

Круглый стол по вопросам строительства ВКАД, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Напомним, что в 2014 году по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева в краевом центре пройдет Первый владивостокский урбанистический форум городов-побратимов. В рамках подготовки к форуму администрация Владивостока при содействии РИА PrimaMedia на площадках ведущих вузов города организует ряд круглых столов с привлечением широкого круга специалистов и экспертов.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Урбанистический форум пройдет впервые во Владивостоке

ВКАД - основа будущей транспортно-логистической системы Владивостока – эксперты

Привлекательность Владивостока - общая забота власти, бизнеса и жителей – эксперты

Необходимы новые подходы к развитию Владивостока - эксперты

Создание арт-кластера во Владивостоке придаст городу еще один вектор развития - эксперты

"Умный город" – гарант комфортной среды и гроза вандалов во Владивостоке – эксперты

Трансграничность может стать важным вектором развития Владивостока – эксперты

Проекты развития острова Русский обсудили на круглом столе во Владивостоке

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia