Общество. 29 июля 2015, 10:55
Операция по подъему на берег ТНТ-4 в бухте Разбойник. Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Территорией уникальных технологий стали площадки ДВЦ "ДальРАО" в Приморье

Технологию подъема на сушу судов с концевыми обвесами разработали в отделении Фокино ДВЦ "ДальРАО" - филиала ФГУП "РосРАО" Госкорпорации "Росатом" (МУЛЬТИМЕДИА)

29 июля 2015, PrimaMedia. Технология подъема на сушу удлиненных судов с концевыми обвесами длиной до 15-ти метров, разработанная и внедренная на спецобъекте отделения Фокино Дальневосточного центра по обращению с радиоактивными отходами (ДВЦ "ДальРАО") - филиала ФГУП "РосРАО", входящего в Госкорпорацию "Росатом", позволяет предприятию с опережением графика и значительной экономией средств завершать свою часть государственной программы по утилизации списанных атомных подводных лодок и судов техобслуживания, выведенных из состава ВМФ РФ. Свидетелями уникальной операции стали корр. РИА PrimaMedia.

Главный инженер ДВЦ "ДальРАО" Валерий Панин

Главный инженер ДВЦ "ДальРАО" Валерий Панин. Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Как рассказал главный инженер ДВЦ "ДальРАО" Валерий Панин, возглавляющий комиссию, контролирующую проведение доковой операции в бухте Разбойник, на одном из объектов отделения Фокино ДВЦ "ДальРАО", с помощью уникальной технологии, разработанной специалистами предприятия и согласованной с организацией-проектантом, на берег из воды поднимается уже третье судно атомного технического обслуживания (АТО) – танкер наливной технологический (ТНТ), выведенный из состава ТОФ, где он обеспечивал военные атомные корабли, принимая от них отработанные твердые и жидкие радиоактивные отходы (ТРО и ЖРО).

Танкер наливной технологический - пора на утилизацию

Танкер наливной технологический - пора на утилизацию . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

- Ранее мы подняли на стапеля ТНТ №50 и №16, которые затем были отправлены на утилизацию. Теперь настала очередь ТНТ №4, - говорит Валерий Панин.

Две блок-упаковки (слева) - уже утилизированные АТО

Две блок-упаковки (слева) - уже утилизированные АТО . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Как оказалось, процесс подъема судна АТО на берег является довольно длительным. Так, доставка и подъем ТНТ-4 составили два рабочих дня. Помимо того, что сама операция постановки судна в плавучий док с последующей доставкой на берег и выкатыванием на стапели требует особой тщательности, свое слово сказала и погода.

Плавдок "Сакура" отправляется на работу

Плавдок "Сакура" отправляется на работу . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

По счастью, предрекаемый синоптиками дождь с ветром так и не собрался, однако к месту докования – так называемой яме (специально углубленное место в бухте Разбойник) - транспортно-передаточный док "Сакура", в 2012 году на безвозмездной основе переданный ДальРАО японскими партнерами, отправился, разрезая плотную пелену тумана.

"Сакура" на месте

"Сакура" на месте . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Впрочем, два буксира с этой задачей справились отлично.

Присоединение швартовочной бочки

Присоединение швартовочной бочки . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Затем находящийся "на яме" плавдок надежно закрепили на нужном месте с помощью четырех швартовочных бочек.

"Сакура" готовится к приему ТНТ-4

"Сакура" готовится к приему ТНТ-4 . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

После чего его стали заполнять балластом (морской водой), для того чтобы завести внутрь дока судно АТО.

в тот створ и будут заводить утилизируемое судно

в тот створ и будут заводить утилизируемое судно . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Теперь в "яму" ведут ТНТ-4

Теперь в "яму" ведут ТНТ-4 . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

В это время буксиры приступили ко второму этапу операции – доставке "на яму" ТНТ №4.

Наступает ответственный момент

Наступает ответственный момент . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Наконец, наступил самый ответственный момент – заводка ТНТ в "Сакуру".

Главная сложность, она же уникальность операции заключается в том, что суда АТО, находящиеся на хранении у мыса Устричного в бухте Разбойник, длиннее, чем "Сакура" (93 метра против 62 метров соответственно).

Вот это и называется "обвесом"

Вот это и называется "обвесом" . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

- Дело в том, что первоначально "Сакуру" предполагалось использовать для транспортировки на берег только трехотсечных блоков (отработавшие свое реакторы АПЛ плюс два соседних отсека, применяемые в качестве поплавков при надводном хранении – прим. ред.), - пояснил Валерий Панин. – Но потом было решено использовать док и для доставки судов АТО. С этой целью нами разработана и успешно применяется технология подъема удлиненных судов с концевыми обвесами по 15 метров. Технология была согласована с проектантом, утверждена им.

Безветренная погода только на руку

Безветренная погода только на руку . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Главная сложность этой технологии заключается в том, что при определенных ветрах обвесы вызывают колебания дока. Однако в хорошую, безветренную погоду операция абсолютно безопасна.

Точно, как в аптеке!

Точно, как в аптеке! . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

- Главное, что применение технологии позволило нам, обходясь собственными средствами и силами, успешно реализовывать в своей части государственную программу по утилизации списанных атомных подводных лодок и судов техобслуживания, выведенных из состава ВМФ РФ, - говорит главный инженер ДВЦ "ДальРАО". - Если бы мы привлекали доки сторонних организаций, это, во-первых, заняло какое-то время, а, во-вторых, стоило нашему предприятию дополнительно десятков миллионов рублей.

Докование проходит штатно

Докование проходит штатно . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Заводка ТНТ №4 в плавучий док близится к завершению.

Отличная работа!

Отличная работа! . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Балласт из "Сакуры" сбрасывается, док вместе с судном весом 3 тысячи тонн всплывает. Теперь хорошо видно, что раскантовка танкера, которому предстоит отправиться на берег, на утилизацию, произведена, как говорится, на пятерку с плюсом.

И опять за дело берутся буксиры

И опять за дело берутся буксиры . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Теперь вызываются буксиры, которые снимают док со швартовых и транспортируют к причалу.

Путь к причалу начался

Путь к причалу начался . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

"Сакура" с ТНТ-4 причалили к берегу

"Сакура" с ТНТ-4 причалили к берегу . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Последний этап – выкатывание ТНТ на берег с помощью специальной судовозной системы.

А теперь эту махину вывезут на берег

А теперь эту махину вывезут на берег . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

И тут требуются точность и аккуратность

И тут требуются точность и аккуратность . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

- Это уже десятая, можно сказать, юбилейная операция по доставке на берег трехотсечных блоков АПЛ и судов АТО, выведенных из состава ТОФ, - замечает Валерий Панин.

Фото на память по случаю юбилейного подъема

Фото на память по случаю юбилейного подъема . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

По этому случаю корр. РИА PrimaMedia делает снимок на память. Как говорится, в рабочем порядке – после небольшого перерыва производственный процесс продолжился.

Теперь на утилизацию

Теперь на утилизацию . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

- Впоследствии ТНТ №4 будет превращен в две компактные блок-упаковки и в таком виде в течение 70 лет будет храниться на площадке пункта долговременного хранение реакторных отсеков и блок-упаковок, где уже находится блок-упаковка, которая ранее была ТНТ №50, танкером такого же класса, - поясняет главный инженер отделения Фокино ДВЦ "ДальРАО" Борис Маликов.

Операция по подъему на берег ТНТ-4 завершена

Операция по подъему на берег ТНТ-4 завершена . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

- Возможность поднимать бывшие суда атомного технологического обслуживания на берег для дальнейшей утилизации и долгосрочного хранения на специальной площадке очень важна со всех точек зрения, - говорит Борис Маликов. – Когда судно хранится на плаву, его необходимо каждые пять лет подвергать доковому освидетельствованию (для реакторных отсеков этот срок равен 10-ти годам). Естественно, и в этом случае мы обеспечиваем радиационную безопасность, согласно предписаниям всех руководящих документов. Однако море есть море, и оно делает свое дело, подвергая корпус судна всем видам коррозии металла. Проблему гарантированной радиационной безопасности решает только длительное хранение на берегу, которую проводит наше предприятие. Тем самым мы существенно улучшаем местную экологию и в полной мере обеспечиваем радиационную безопасность Приморья и всего Дальнего Востока.

А это утилизированные реакторы АПЛ, соседи блок-упаковок

А это утилизированные реакторы АПЛ, соседи блок-упаковок . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

Всего по состоянию на 1 июля 2015 года в пункте долговременного хранения реакторных отсеков размещено на безопасное береговое хранение пять реакторных отсеков и три блок-упаковки судов атомного технологического обслуживания. Согласно государственной программе по утилизации списанных атомных подводных лодок и судов техобслуживания, выведенных из состава ВМФ РФ, до 2020 года все объекты хранения, находящиеся на плаву, должны быть подняты на землю, утилизированы и размещены в пункте долгосрочного хранения.

Важная государственная задача выполняется в бухте Разбойник

Важная государственная задача выполняется в бухте Разбойник . Фото: Табаченко Илья, РИА PrimaMtdia

От агентства отметим, что ФГУП "РосРАО", входящее в структуру Госкорпорации "Росатом", завершает программу утилизации списанных атомных подводных лодок и судов техобслуживания советской постройки. Уже утилизированы 195 из 201 АПЛ, а до 2020 года завершится утилизация всех атомных субмарин, которые выведены из состава флота, и 14 судов техобслуживания. Об этом заявил генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергей Кириенко 10 июня в Челябинске на VIII региональном общественном форуме-диалоге "70 лет Российскому Атому", сообщил Интерфакс.

Глава Росатома отметил, что в ходе реализации программы "Ядерная радиационная безопасность-2" были созданы новые технологии и оборудование.

Справка: Дальневосточный центр по обращению с радиоактивными отходами – филиал федерального государственного унитарного предприятия "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (ДВЦ "ДальРАО") создан в 2010 году и является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия "Дальневосточное федеральное унитарное предприятие по обращению с радиоактивными отходами" (ФГУП "ДальРАО"), созданного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02.2000 года № 220-р.

Основной задачей предприятия является проведение на территории Приморского края и Камчатской области работ по обращению с ядерным топливом, твердыми и жидкими радиоактивными отходами, накопленными в процессе деятельности Военно-Морского Флота и образующимися при утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, а также работ по экологической реабилитации радиационно-опасных объектов в зоне обслуживания. В 1999-2002 годах впервые в России были разработаны и реализованы технологии, необходимое оборудование и оснащение для безопасного обращения с ОЯТ, выгруженным из реакторов судовых ядерных энергетических установок. С их использованием из хранилищ ПМ-80 и ПМ-32 Тихоокеанского флота полностью удалено дефектное отработавшее топливо, а также жидкие и твердые радиоактивные отходы повышенной активности. Тем самым ликвидирована угроза широкомасштабных радиационных аварий в Приморском крае и на Камчатке. 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Задачу сделать Дальний Восток безъядерным решали настоящие профессионалы - Владимир Лузин

Экологически безопасная площадка утилизации реакторных блоков АПЛ создана в Приморье

 

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia