С ноября 1831 года, когда на Охтинской верфи Санкт-Петербурга был заложен один из красивейших кораблей русского флота — фрегат "Паллада", прошло уже 190 лет. Знаменитый парусник, к сожалению, сейчас покоится на дне Татарского пролива, но его наследница продолжает с честью носить славное имя. Одноименный барк, на борту которого и по сей день учатся морскому делу курсанты, кадеты и юнги со всей страны, бороздит морские просторы и бьет мировые рекорды. Корр. ИА PrimaMedia в честь Дня матери "Паллады" решил вспомнить историю учебного судна Дальрыбвтуза.
Справка: В ноябре 1833 года на знаменитой петербургской "Палладе" был впервые поднят Андреевский флаг. В 1852-1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского корабль совершил плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. В 1856 году фрегат российского военного флота "Паллада" был затоплен в бухте Постовая Императорской гавани (ныне Советская гавань) из-за опасения захвата англичанами в связи с Крымской войной. Старый корабль был небоеспособен и особенно пострадал от тайфунов. Первым капитаном фрегата был будущий адмирал Нахимов.
В честь фрегата был назван построенный в 1989 году в Польше на Гданьской судоверфи учебный трехмачтовый корабль "Паллада" — судно с полным парусным вооружением.
"Паллада" — университет в море
Учебное парусное судно "Паллада" — гордость Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета с 1999 года. Курсанты и студенты Мореходного института и Института пищевой и холодильной техники Дальрыбвтуза, а также других морских учебных заведений Дальнего Востока познают на его борту основы профессионального мастерства и морского братства.
Более двухсот человек — кадеты из Сингапурской морской академии, Брунейской морской академии и Шанхайского океаналогического университета ходили в походы под парусами "Паллады". Во время таких совместных рейсов происходит обмен опытом между российским и зарубежным университетами, налаживаются культурные связи и крепнут дружественные отношения; это и прекрасная языковая практика, ведь английский — международный язык моряков!
Учебные заведения, курсанты которых проходили практику на "Палладе":
- Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет;
- ТОВМИ им. С.О. Макарова ВУНЦ ВМА;
- МГУ им. адм. Г.И. Невельского,
- Камчатский государственный технический университет (КамчатГТУ);
- ФГОУ ВПО"Морская государственная академия им. адм. Ф.Ф. Ушакова";
- Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева);
- Дальневосточное мореходное училище;
- ПКМУ;
- Северный международный университет;
- Владивостокский морской рыбопромышленный колледж;
- Волго-Каспийский рыбопромышленный колледж (г. Астрахань),
- Архангельский морской рыбопромышленный колледж (г. Архангельск),
- Калининградский морской рыбопромышленный колледж (г. Калининград).
"Паллада" принимала на свой борт кадет и юнг:
- ВДЦ "Океан";
- Детско-юношеского клуба "Антарес" (г. Находка);
- Детский морской центр (г. Кострома);
- Морская молодежная лига им. академика А. Н. Крылова;
- МТУ-28 (г. Волгоград);
- Московские морские кадетские корпуса — 5 заведений;
- ТУ-7 (г. Владивосток).
Мальчишки и девчонки во время рейса обучаются всем премудростям морской службы и сходят на берег, имея уровень настоящего офицера. Кадеты и юнги подходят к плаванию очень серьезно — стараются наравне с другими, детально подходят к внешнему виду (нашивки, фуражки и т.д.) Даже если юнге всего 9 лет, его всё равно отправят на мачту на огромную и для взрослого высоту.
Самые интересные факты о "Палладе"
- Учебное парусное судно "Паллада" представлено к занесению в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстроходное парусное судно в мире, развивающее скорость более 18 узлов.
- Во время кругосветного плавания 2007–2008 годов был установлен новый мировой рекорд скорости — 18,8 узлов.
- УПС "Паллада" — первый в России парусный корабль, принявший на борт походный иконостас как символ возрождения русских традиций на флоте.
- В 1989 году учебное парусное судно "Паллада" в переходе с Балтики на Тихий океан повторило маршрут известного фрегата "Паллада".
- Самый длительный рейс было совершен в 1997, тогда судно находилось в море 311 дней!
- УПС "Паллада" 26 лет провело в плаваниях; за его кормой свыше 800 тысяч морских миль; совершен 131 рейс; под его парусами вышло в море более 13 тысяч практикантов. Это курсанты, кадеты и юнги не только дальневосточных морских и рыбохозяйственных учебных заведений, но и Москвы, Астрахани, Архангельска, Калининграда, Костромы, Волгограда.
- Ежегодно учебное парусное судно совершает по 4 рейса; география его заходов обширна: Япония, КНР, Южная Корея, Вьетнам, Сингапур, Австралия, США...
- Всего судно посетило 157 портов в 53 странах. Для многих стран это был первый приход корабля под российским флагом.
Технические характеристики "Паллады"
Учебное парусное судно "Паллада" имеет парусное вооружение типа "корабль", — классическая трехмачтовая схема.
Чертеж УПС. Фото: dalrybvtuz.ru
Тип: учебное парусное судно. Трехмачтовый фрегат
Порт приписки: Владивосток
Длина наибольшая: 108,6 метров
Ширина: 14 метров
Максимальная высота мачт: 49,5 метров
Скорость под парусами: 18,8 узлов
Скорость под машинами: 9,5 узлов
Водоизмещение: 2984 регистровых тонн
Максимальное количество человек: 199
Капитан судна: Николай Кузьмич Зорченко
Главный конструктор: Зигмунд Хорен
Николай Кузьмич Зорченко, капитан УПС. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
Острые обводы носа кормы и соотношение длины корпуса к его ширине роднят этот парусник с клиперами и винджамерами.
Путь "Паллады"
- 1989 год — учебное парусное судно "Паллада" в переходе с Балтики на Тихий океан повторило маршрут известного фрегата "Паллада".
- 1992 год — кругосветное плавание, длившееся 189 суток (04.02.1992-23.08.1992). Этот кругосветный поход способствовал укреплению связей России с другими государствами: "Паллада" с достоинством пронесла Государственный и Андреевский флаги в те районы Мирового океана, которые в последние 20 лет Россией не посещались; кроме того, в портах Венесуэлы, Кубы, на острове Фиджи и Самоа флаг Российской Федерации увидели впервые.
- 1998 год — победитель регаты парусных судов "Австралия-98".
- 2007-2008 годы — кругосветное плавание, посвященное 190-летию кругосветной экспедиции российских кораблей под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева и 50-летию начала российских исследований Антарктиды. Длительность кругосветного плавания — 284 суток.
- 2011 год — совершила Международную транстихоокеанскую экспедицию, посвященную 50-летию полета в космос Юрия Гагарина и 270-летию открытия российскими мореплавателями Русской Америки. За 100 дней экспедиции "Паллада" преодолела 11 600 миль; посетила 6 американских портов и канадский порт Виктория.
- 2015 — "Паллада" совершила Международную историко-мемориальную экспедицию, посвященную 70-летию Великой Победы. Командный и курсантский состав приняли участие в ряде памятных мероприятий в Сингапуре, Китае и Малайзии. 1 октября "Паллада" стала первым российским парусником, принявшим на борт походный иконостас.
Знаменательное кругосветное путешествие
"Паллада" под флагом флота рыбной промышленности России совершила два кругосветных путешествия: в 1992 и 2007-2008 годах. Расскажем подробнее о втором.
В 2007-2008 годах по поручению Правительства России УПС "Паллада" отправился в "кругосветку", посвященную 190-летию знаменитого плавания российских кораблей под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева и 50-летию начала российских исследований Антарктиды.
УПС "Паллада" отправилась в это путешествие ради подготовки квалифицированных кадров рыбопромыслового флота в условиях полноценной океанской практики; повышения престижа морских и рыбацких профессий; патриотического воспитания подрастающего поколения в лучших флотских традициях; демонстрации высоких достижений российского флота в истории исследований мирового океана.
В продолжение славных традиций отечественных мореплавателей курсанты и экипаж этого рейса напомнили миру о роли РФ в освоении мирового океана и значимости российского парусного флота. Россия укрепила связи с другими странами: с поднятыми Государственным и Андреевским флагами корабль отправился в места, которые два десятка лет не посещали наши соотечественники, а Венесуэла, Куба, острова Фиджи и Самоа вообще увидели российский флаг в первый раз.
Факты о "кругосветке" 2007-2008 годов
За 9,5 месяцев плавания команда прошла 34 956 морских миль по трем океанам и 23 морям, побывала на четырех континентах, посетила 20 портов в 19 странах, дважды пересекла экватор.
Из 284 суток плавания 136 суток прошли в тяжелых штормовых условиях.
В течение всего плавания проведено 225 авралов, отыграно 54 судовых учений и тревог по борьбе за живучесть судна. При этом не допущено случаев аварий, поломок, повреждений материальной части и травматизма среди личного состава.
УПС. Фото: dalrybvtuz.ru
В этом рейсе 366 курсантов, кадет и юнг из двенадцати морских учебных заведений России были обеспечены практикой. При этом экипажем и курсантами не было допущено ни единого случая нарушения в поведении, общении с жителями зарубежных городов, при контактах с моряками других стран.
Фестивали и регаты
УПС "Паллада" всемирно известно благодаря победам и участию в регатах и парусных фестивалях во всем мире, в том числе в Европе, Америке, Австралии и Азии.
Приморская общественность знает парусник и по его участию в таких мероприятиях, как Международный кинофестиваль "Меридианы Тихого", Международный фестиваль "Молодые капитаны Мирового океана", "Человек и море", "Дни Лаперуза" в Приморье. Гостями "Паллады" были известные деятели культуры и искусства нашей страны, известные политики, губернаторы многих регионов, мэры российских и зарубежных городов.
Во время стоянки в родном порту Владивосток судно активно посещают школьники и студенты, жители и гости города, военнослужащие и курсанты учебных заведений.
УПС "Паллада" — призер и победитель международных регат в 1997, 1998, 2002, 2010 годах.
УПС. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia
В 2014 году на сайте РИА PrimaMedia был опубликован фоторепортаж о подготовке к очередному путешествию:
Капитан "Паллады" во Владивостоке: Парусное судно — это романтика
При подготовке материала использовались материалы сайта Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Врагу не сдается наш гордый "Варяг": судьба корабля-героя
Легендарная С-56 во Владивостоке: мифы, факты и место в истории
"Бурсе" — 126: как из морских классов в частном училище вышел самый "смелый" вуз в стране