Общество. 6 января 2016, 17:00
Александр Гоненко. Фото: Пушкина Юлия, PrimaMedia

Инженер, создавший эмблему "Владивосток Авиа", учит детей собирать "Тушки" и "Боинги"

Александр Гоненко после сокращения занялся моделированием и мечтает, чтобы его воспитанники полюбили небо так, как любит его он (ФОТО)

6 января 2016, PrimaMedia. Когда-то давно коренной приморец Александр Гоненко сам ходил в авиамодельный кружок, собирал пользующиеся в СССР большой популярностью модели самолетов производства ГДР, а сейчас он сам учит детей создавать из мелких деталей "Илы", "Тушки" и "Боинги". В беседе с корр. РИА PrimaMedia он рассказал о том, почему, имея за плечами диплом престижного авиационного вуза, работает в системе дополнительного образования, и на чем экономит для того, чтобы его воспитанники полюбили небо так, как любит его он.

— Традиционно в авиацию идут по стопам родителей, а у вас какая была история?

— Небо привлекало меня с детства. Я посещал авиамодельный кружок, собирал модели, первыми из которых были штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 и турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114. Отец служил во время войны на флоте, где подорвал здоровье и умер в 1958 году, когда мне было всего 4 года. Мать поднимала нас с братом одна, и она уж точно никогда не имела отношения к самолетам. Иногда к нам в гости приезжал родственник, служивший в авиации, так он нам, пацанам, иногда рассказывал о том, как сделать так, чтобы огромная машина взмыла в небо. Когда по окончании школы пришло время выбирать вуз, я нисколько не сомневался и поступил в крупнейший на территории бывшего СССР и престижный авиационный вуз — Киевский институт инженеров гражданской авиации. Получив высшее образование, пришел работать в объединенный владивостокский авиаотряд. Проработал в инженерно-авиационном комплексе "Владивосток Авиа" более 30 лет, отвечал за небольшие самолеты Як-40, которые летали в основном по Приморью. Техника постепенно ветшала: если в начале 90-х у нас было 15 самолетов Як-40, в конце – 10, а в 2008 году – всего три. Затем инженеры вообще оказались не нужны, вместе со сменой держателя контрольного пакета акций "пришли" страшные слова — оптимизация и сокращение. Под сокращение тогда попали порядка 90% работников предприятия, в том числе и я.

"Александр Гоненко является создателем первой наружной рекламы авиакомпании "Владивосток Авиа". Он первый создал стандарт знаменитой круглой эмблемы VA. Первая фирменная раскраска самолетов и вертолетов авиакомпании – тоже дело его рук" (Бортовой журнал "Владивосток Авиа", №4, 2008 год).

— А как пришли к кружковой работе? Это ведь совершенно другое направление работы?
— Еще во время работы во "Владивосток Авиа" вел в старших классах подшефной авиакомпании артемовской школе №2 курс "Основы авиации". А после сокращения в 2011 году долго не думал и занялся кружковой работой.

— С кем, кстати, проще работать – с машинами или с детьми?

— С детьми, естественно, тяжелее. У меня педагогический опыт еще небольшой, но я готов его передавать тому, кто готов слушать. А ребята слушают не всегда, кто-то приходит из любопытства, потом понимают, что тут надо работать – быть кропотливым и внимательным, и разочаровываются. Но есть и те, кто ходит годами в мой кружок.

1 из 16

— Говорят, что вы — энтузиаст своего дела, что все в вашем кабинете сделано на ваши собственные деньги. Так ли это?

— Когда я пришел и предложил кружок моделирования, под занятия выделили помещение в школе №3 на Садгороде во Владивостоке, но вот средств на обустройство кабинета не было ни у образовательного учреждения, ни у Центра детского творчества Советского района, где я официально трудоустроен. Помог один из депутатов, который выделил средства на побелку кабинета и установку стеллажей. Все остальное пришлось делать самому и на собственные средства – сам ставил дверь, покупал жалюзи, мойку, перестилал линолеум, зашивал батареи. Кроме того, чтобы показывать детям кино в образовательных целях – а у меня в архиве около 300 документальных фильмов об авиастроении и различных воздушных судах, я купил проектор и экран. С помощью этой техники также начинаем учиться "летать" — с помощью авиасимулятора. Трачу на все это собственную зарплату, а получаю я 16 тысяч рублей в месяц. Не пью, не курю, все заработанное вкладываю в то, чтобы у школьников была возможность заниматься техническим творчеством. Я сейчас один живу, потому вопросы с непониманием семьей моих трат не возникают.

— А для чего это вам нужно?

— Хочу, чтобы такие кружки были в каждой школе. Вот у нас и президент говорит, что России нужны инженеры. Я считаю, готовить их надо с первого класса – через игры, конструирование и работу с инструментами.

Сейчас много говорят об экономическом кризисе, об ухудшении ситуации в стране. Я считаю, что все из-за того, что у нас на протяжении многих лет росло количество менеджеров различных уровней, а простые инженеры-разработчики оказались никому не нужны. Посмотрите на Японию, где нет такого количества месторождений нефти, газа, полезных ископаемых, где нет леса для экспорта. Страна и без этого прекрасно процветает, а все потому, что большое внимание уделяется науке и собственным разработкам.

— Где берете модели и участвуют ли родители финансово в том, что необходимо в работе кружка?

— Покупаем в специализированных магазинах здесь, во Владивостоке. Стоит такая модель в зависимости от размера — от 600 до 10 тысяч рублей. В Китае — основном производителе имеющихся на местном рынке моделей — наверняка они в разы дешевле, но поехать туда у меня нет финансовой возможности.
Родители, конечно, помогают. Те модели, которые дети сейчас собирают на занятиях, куплены родителями.

1 из 4

— Сколько времени уходит на создание самолета?

— Бывает, что и целый год.

— А кто чаще к вам приходит на занятия — мальчишки или девчонки?

— Мальчишки с первого по четвертый классы. Девчонки в основном приходят ко мне на рисование (Александр Гоненко ведет еще художественный кружок — прим. РИА PrimaMedia).

— А дети отличаются от тех, что были в ваше поколение?

— Они более продвинутые, хорошо разбираются в технике, в компьютерах. Замечу, в 60-е годы прошлого века, когда я сам ходил в авиамодельный кружок, не было таких возможностей, как сейчас. Хочется, чтобы дети не просто научились работать руками, но и чтобы знали историю авиации, устройство техники, которую собирают, умели управлять полетом радиоуправляемых моделей.

— То есть надежда на то, что из этих детей выйдут прекрасные инженеры-конструкторы, есть?

— Я очень этого бы хотел. Но большая часть моих воспитанников по настоянию родителей все чаще уходит в спорт. Кому-то запрещают ходить на кружок из-за плохой успеваемости в школе. За кого-то решают, что "для будущего лучше иностранные языки, а не техника".

— А что вам самому больше нравится собирать – танки, машины, авиацию?

— Я больше самолеты люблю. Предпочитаю те, которые посложнее и красивее.

— Сейчас собираете какую-нибудь модель?

— Целых семь или восемь (смеется). Это все те модели, которые собирают мои ученики. Я все делаю вместе с ними, каждому помогаю.

1 из 5

— Каковы планы на ближайшее время?

— Заняться с детьми не только стендовыми моделями, но и радиоуправляемыми. Создать настоящую команду тех, кому интересны пилотируемые модели, ездить с ними на соревнования. Ну и очень выиграть хочется какой-нибудь грант, чтобы средства направить на покупку новых моделей. Или найти спонсоров, которые бы нам помогли с финансированием.

Занятия Александр Гоненко ведет с понедельника по четверг в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 г.Владивостока (ул. Опорная, 4), в пятницу – в школе-интернате им. Н.Н. Дубинина для одаренных детей (ул. Чапаева, 5). Связаться с ним можно и через официального работодателя — Центр детского творчества Советского района (ул. Русская,60, тел. 232-49-14).