Обрушение моста в Новолитовске, которое потрясло всю страну 23 февраля, в очередной раз напомнило о насущных транспортных проблемах Приморья. В планах по развитию края – транспортные коридоры "Приморье-1", "Приморье-2" и даже "Приморье-3", по факту – аварийное состояние более чем 600 мостов по всему региону. Развитие транспортной инфраструктуры в Приморском крае не успевает отвечать на запросы современной экономической ситуации, сообщили в беседе с корр. РИА PrimaMedia эксперты.
Еще в декабре 2012 года краевая администрация утвердила государственную программу "Развитие транспортного комплекса Приморского края". В числе приоритетов программы: увеличение протяженности автомобильных дорог регионального и муниципального значения, развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей повышение доступности районов Приморья, ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек.
Кроме того, в рамках проекта "Приморье-1", который, кстати, тоже есть в данной краевой программе, к 2022 году планируется возвести бетонную скоростную дорогу от Владивостока до Находки. Строительство дороги поделили на три этапа. Первый этап состоит из трех пусковых комплексов. Один из них построили еще перед саммитом АТЭС — это 3,5 км дороги с бетонным покрытием возле аэропорта Владивостока, заканчивается в районе села Кневичи. Оттуда медленно, но продолжается строительство трассы в сторону Шкотово и далее в Находку. Срок сдачи этих двух пусковых комплексов по изначальным документам должны произойти в марте 2016 года. Однако судя по текущему ходу работ, до Шкотово дорога в марте, все же, не успеет дойти.
Справка: Протяженность транспортного коридора "Приморье-1" составляет около 350 км. Коридор связывает центр китайской провинции Хэйлунцзян, города Харбин и Суйфэньхэ через российские Пограничный и Уссурийск с портами Владивостока и Находки. Протяженность транспортного коридора "Приморье-2" составляет около 130 км. Коридор связывает китайскую провинцию Цзилинь через Хуньчунь и российский Краскино с портами Зарубино, Посьет и Славянка.
Сама концепция транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" зародилась примерно в 1990-х годах, рассказал ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, кандидат экономических наук, член экспертного совета по стратегическому развитию города Владивостока Юрий Авдеев. Эта концепция приблизилась к реализации лишь спустя четверть века. И самая главная причина тому, по мнению эксперта, — отсутствие внятной цели развития.
— При правильной постановке цели вытекают задачи, которые ведут к достижению цели, — говорит Юрий Авдеев.
— Наше правительство мыслит масштабами триллионов привлекаемых инвестиций, долларов или рублей – неважно, лишь бы триллионы. Мы ставим глобальные задачи в виде территорий опережающего развития, но не можем создать для их нормальной работы элементарной инфраструктуры: дорог, нормальных пунктов пропуска и т.д. "Приморье-1" и "Приморье-2" строятся уже несколько десятков лет, и к тому времени, пока строительство завершится, рухнет не один мост, так как в погоне за глобальными проектами внимание на содержание текущих дорог не уделяется.
Доцент кафедры экономики организация производства Школы экономики и менеджмента ДВФУ, член Общественного экспертного совета по транспортной политике Приморского края Виталий Животов считает, что сегодня формирование транспортных коридоров Туманганского направления ведется достаточно активно.
— Тем не менее, в условиях обостряющейся международной конкуренции Приморье не может предложить "интересные" для клиентов логистические условия, — рассказал Виталий Животов. — Это и недостаточная развитость дорожной инфраструктуры (пункты переходов на границе, дороги), и пока еще неудовлетворительные сроки таможенного оформления, высокие тарифы на перевозку, информационно-логистическое обслуживание. Таким образом развитие транспортных коридоров предполагает комплексный характер решения проблем.
На сегодняшний день, помимо "Приморья-1" и "Приморья-2", говорят о возможности строительства еще и "Приморья-3" (Владивосток – Песчаный – Барабаш – Фэньшуйлин – Хунчунь). Этот проект предполагает строительство моста из Владивостока на мыс Песчаный. Китайские партнеры заинтересованы в такой автодороге, но, опять же, главный вопрос – финансирование.
— Дорога Владивосток – Находка имеет огромное значение, как минимум, потому что все порты юга Приморского края должны сообщаться между собой, — объяснил Юрий Авдеев. — Такое сообщение позволит каждому порту иметь свою глубокую специализацию, чтобы конкурировать на внешнем рынке, а не между собой. Железнодорожного сообщения для достижения этих целей недостаточно, тем более в том виде, в котором оно есть у нас. Транссибирская магистраль построилась за 10 лет – с чистого листа, через тайгу и болота. Но Транссиб и по сей день находится в том же состоянии, что и в момент завершения строительства. А можно было бы за эти годы построить скоростную параллельную автодорогу, которая бы пользовалась огромным спросом у наших азиатских соседей. Пока же все дороги и планы развития остаются в разряде мечтаний.
Пока глобальные проекты воплощаются в жизнь и широкие автомагистрали медленно "сползают" с бумаги в реальность, пользователям автодорог практически предлагается "потерпеть".
Владельцы транспортных компаний и просто дальнобойщики отмечают, что большинство автодорог и мостов в крае находятся в аварийном состоянии, по большому счету практически все основные трассы необходимо перекрывать и ремонтировать.
Грузоперевозчики стараются всячески привлечь внимание к проблемам существующих автодорог края, однако, пока безуспешно.
— Последние события на трассе Владивосток-Находка, а именно ситуация с обрушением моста через реку Литовка, лишний раз показала насколько острой является первостепенная для транспортных коридоров проблема — реконструкция и развитие всей дорожной инфраструктуры края. Что касается автодороги "Владивосток — Находка — порт Восточный" с ее интенсивным грузовым и пассажирским движением, в ближайшее время требуется, по-видимому, провести тщательное обследование наиболее ответственных участков, похожие ситуации на которых могут привести к тяжелым последствиям. Об этом, кстати, говорили и представители профсоюза автоперевозчиков Приморского края на последнем заседании Общественного совета по транспортной политике, — заключил Виталий Животов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Бетонную скоростную дорогу от Владивостока до Находки построят к 2022 году
Водителей грузовиков обязывают получить разрешение для езды по дорогам Приморья