Бизнес. 14 марта 2016, 12:10
Восточный векТОР

Минвостокразвития ищет частных инвесторов для развития транспортных коридоров в Приморье

Но крупный бизнес пока не спешит вкладывать средства в строительство терминалов и модернизацию подъездных путей

14 марта 2016, PrimaMedia. Минвостокразвития ищет частных инвесторов для развития транспортных коридоров из северо-восточного Китая в дальневосточные порты. Первый маршрут — до Владивостока — в ведомстве планируют запустить в этом году. Второй коридор — до порта Зарубино — потенциально может обеспечить больший объем грузопотока, но кроме строительства новых терминалов в порту требует существенных вложений в расширение подъездных путей. Основные игроки в отрасли пока не спешат вкладываться в стройку, считая, что инфраструктурой должно заниматься государство, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на "Коммерсант".

Объем грузов, которые могут быть перенаправлены в порты Приморья, "составляет 30 млн тонн, в том числе зерна в объеме около 20 млн тонн и контейнеров на 10 млн тонн с перспективой увеличения до 45 млн тонн к 2030 году",— сообщил глава Минвостокразвития Александр Галушка. Как основные рассматриваются маршруты Суйфэньхэ-Находка ("Приморье-1"), куда может быть переключено до 7 млн тонн контейнерных грузов, и Хуньчунь-Зарубино ("Приморье-2", до 15 млн тонн контейнерных грузов и 23 млн тонн зерна). Для сравнения: в 2015 году общий грузооборот приморских портов составил 26,8 млн тонн.

Оба варианта требуют упрощения пограничного досмотра и таможенного оформления, но маршрут "Приморье-1" может быть запущен быстрее из-за более развитой инфраструктуры. По словам господина Галушки, реализация закона о свободном порте Владивосток снимет часть ограничений и повысит скорость транспортировки грузов. Напомним, по закону с 1 октября 2016 года должны заработать механизмы "единого окна", электронное декларирование, режим "зеленого коридора", а также круглосуточный режим работы пунктов пропуска. Для упрощения поставок потребуется договоренность с Китаем по одновременной проверке грузов, а также приданию транзитного статуса грузам, возвращающимся в КНР. Вопрос обсуждался в Пекине в декабре 2015 года. По словам Александра Галушки, у КНР интерес к отправке грузов через порты Приморья существовал и ранее, но административные практики не позволяли реализовать проект.

"Китайские коллеги говорили: допустим, мы вложимся в эти транспортные коридоры, а потом упремся на вашей границе в неработающие пункты пропуска",— рассказал чиновник.

Пока перевозка товаров по территории Китая дешевле и быстрее (85 часов против 220-240). Чтобы грузоотправители переключились на порты РФ, экономия должна составлять не менее 15% (экономику проекта по заказу Минвостокразвития считали аналитики McKinsey). Коридор до Зарубино дает большую разницу в тарифах по сравнению с перевозкой по КНР (35 долларов США и 55 долларов за тонну зерна автотранспортом и железной дорогой против 55 долларов и 95 долларов при перевалке в Даляне), но требует вложений в строительство терминалов и подходов минимум в 165 млрд рублей (из них 140 млрд рублей— до запуска коридора в 2020 году), включая строительство железнодорожной ветки на 35 млрд рублей и автодороги на 30 млрд рублей (сейчас по железнодорожной ветке до Зарубино поставляется всего 2 млн тонн грузов).

В Минвостокразвития "Ъ" пояснили, что "Приморье-1" потребует инвестиций как минимум в реконструкцию автодороги госграница-Уссурийск и расширение станции Гродеково (около 10 млрд рублей), но "относительно небольшие суммы сразу же начнут окупаться за счет поступлений от транзита".

В новую же инфраструктуру "Приморье-2", как предполагается, должны вкладываться частные инвесторы. "Автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы представляют инвестиционный интерес,— считает господин Галушка.— Инфраструктуру можно и нужно строить за частные средства, минимизируя бюджетное финансирование. "Упаковка" проекта для инвесторов сейчас готовится",— говорит он.

Представители крупного бизнеса, на который рассчитывает Минвостокразвития, в беседах с "Ъ" большого интереса к вложениям в подъездную инфраструктуру не демонстрировали, считая это задачей государства и полагая, что для окупаемости ее будет достаточно того грузопотока, который будет обеспечен за счет новых портовых мощностей.

"Мы поддерживаем строительство автодороги в рамках концессионных соглашений, однако сами инвестировать не готовы",— говорит один из них.

Собеседники же "Ъ" в стивидорных компаниях отмечают, что пока уведомлений от Минвостокразвития не получали.

В группе "Сумма" подтверждают намерение заниматься развитием порта Зарубино (первый этап — 10 млн тонн зерна и 600 тысяч TEU контейнеров с увеличением до 23 млн тонн зерна и 1,5 млн TEU). Сейчас "Сумма" завершает финансовую модель Большого порта Зарубино, после чего будет проведена работа по синхронизации проекта с федеральными и региональными целевыми программами. У "Суммы" на сегодня сформирован земельный участок для реализации проекта, завершены инженерные изыскания.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Госграница в Приморье: лицо страны или ее задворки?

Владивосток в 2030 году: ВКАД построят, "Владэкспо" откроют, "Приморье-3" заработает

Приморью до хайвэя надо "дотерпеть" — эксперты

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia