Массовые проверки пассажирских автобусов в Приморье, в ходе которых вдруг стали часто выявляться некие "перебитые" номера узлов и агрегатов, не имеют под собой более-менее веских юридических оснований. Такое мнение высказал председатель Азиатско-Тихоокеанской коллегии адвокатов Алексей Ананьев. Сейчас адвокаты коллегии совместно с ПКО "ОПОРА РОССИИ" оказывают автотранспортным предприятиям края необходимую правовую помощь, разбираются в причинах возникновения негативного процесса, затрагивающего права предпринимателей и оказывающего значительное влияние на транспортную инфраструктуру края. Специально для РИА PrimaMedia Алексей Ананьев подготовил свой комментарий по ситуации.
— Ситуация видится следующим образом: до сентября 2015 года никого в Приморском крае, судя по всему, не интересовало, как работают официально ввезенные в РФ автобусы южнокорейского производства. Внезапно с сентября начались проверки, причем информации об официальных приказах структур МВД о массовом проведении проверок нет. Возможно, такие указания давались устно, неофициально, ведь такого не может быть, чтобы рядовые сотрудники ГИБДД вдруг массово стали "обращать внимание" на автобусы по личной инициативе.
В Приморье автотранспортные предприятия обратились в ПКО "ОПОРА РОССИИ" со своей проблемой. Сразу же возник интересный вопрос: оказывается, изначально никаких документов об остановке транспортных средств, проведения проверки, выявленных нарушениях автотранспортным предприятиям не предоставлялось. Один-единственный автотранспортник лично мне предоставил некую бумажкус номером телефона, сказав: "Вот мне дали после проверки единственный документ – это номер телефона дознавателя".
Дальше ситуация развивалась следующим образом. Приморской "ОПОРОЙ РОССИИ" было организован и проведен круглый стол в администрации Приморского края по этой проблематике. Приглашали туда представителей ГИБДД, прокуратуры Приморского края, но они не явились. Было много представителей автотранспортных предприятий, были представители администрации края, Таможенной службы, краевой бизнес-омбудсмен Марина Шемилина.
В ходе живой беседы выяснилось, что документов по поводу остановок транспорта, изъятию СОР, по аннулированию регистраций ТС у автотранспортных предприятий нет. В ходе обсуждения решили, что самый оптимальный вариант — привлечь юристов. И на совещании придумали такое понятие, как "скорая юридическая помощь", которую в настоящее время по соглашению с "ОПОРОЙ РОССИИ" бизнесу оказывают адвокаты Азиатско-Тихоокеанской коллегии адвокатов.
Сейчас по каждому факту остановки автобуса — а они случаются регулярно, порядка 10 таких остановок в неделю — сразу же оперативно в течение 15-20 минут на место происшествия прибывает адвокат Азиатско-Тихоокеанской коллегии адвокатов, который с самого начала начинает отслеживать законность остановки транспортного средства, оформления документов со стороны сотрудников ГИБДД, действия сотрудников дознания и так далее.
Эта мера уже дала свой эффект: с того момента, как наша "скорая помощь" начала действовать, регистрация ни одного автобуса не была аннулирована. До этого же у порядка 50 автобусов были аннулированы свидетельства о регистрации. Безусловно, здесь сказался и авторитет "ОПОРЫ РОССИИ".
Но вопрос в целом остается, как говорится, открытым. Доследственные проверки проводятся по факту изменения VIN-номеров транспортных средств. Имеется информация, что по результатам проверок, которые имели место в Ленинском и Советском районах Владивостока, возбуждена масса уголовных дел.
О чем идет речь? Наше законодательство предусматривает уголовную ответственность за подделку, изменение в каких-либо целях номеров агрегатов транспортных средств. Но по нашему законодательству привлечь к ответственности можно только тех лиц, которые совершили это преступление на территории РФ.
А в нашем случае по факту получается: на территории Республики Корея, возможно, производились какие-то переделки, изменения либо нанесение новых VIN-номеров на агрегаты ТС. Дальше абсолютно легальным способом с учетом законодательства РК южнокорейцы продавали нам эти автобусы. Этот автобус , допустим, с переделанным VIN-номером пересекает границу Таможенного союза. Российская таможня признает, что прибыло такое ТС, затем все эти автобусы без исключения ставились на абсолютно легальный учет в ГИБДД, регистрировались, приобретателям выдавались свидетельства о регистрации ТС. Затем подавляющее большинство этих автобусов продавалось другим собственникам, то есть в ГИБДД имел место целый ряд перерегистрации собственников.
И каждый раз сотрудники ГИБДД, их технические службы исследовали этот автобус на предмет наличия либо отсутствия подделок либо изменений VIN-номеров! Очевидно, что нынешние собственники якобы "перебитых" автобусов – абсолютно добросовестные приобретатели.
Хочу особо подчеркнуть: ни одна из проверок не установила, что изменения номеров узлов и агрегатов автобусов производилась именно на территории РФ. Соответственно, возбуждение уголовных дел в РФ по факту того, что в Южной Корее "кто-то что-то изменил" – это абсолютная глупость.
Никто этот вопрос до конца и в полной мере не изучил. А может быть, не исключено, что эта "борьба с перебитыми номерами" является лишь "ширмой", прикрытием для действий неких руководителей ГИБДД, которые дали указание своим рядовым сотрудникам, работающим "на земле", "выявлять" факты перебивки, переделки, изменения номеров и, в конечном итоге, улучшать статистическую отчетность?
А ведь суть и функция органов ГИБДД в нашей стране – обеспечение безопасности дорожного движения. Это очень важно, и каждодневный нелегкий труд инспекторов вызывает только уважение и благодарность. Но, согласитесь, само по себе изменение номера узла и агрегата ТС, произведенное в Южной Корее, не делает небезопасной эксплуатацию автобуса. Получается, что к безопасности дорожного движения все эти мероприятия, которые производят сотрудники ГИБДД в Приморском крае, никакого отношения, к сожалению, не имеют.
Кроме того, вызывают вопросы и действия уважаемых дознавателей, которых сотрудники ГИБДД вызывают при подозрении в том, что некий номер некоего агрегата ТС может быть изменен. По сигналу НИБДД выезжает опергруппа, которая осматривает автобус, фотографирует эти номерные агрегаты, а дальше дознанием производится проверка. Что делают дознаватели? Они печатают — кроме как "бумажки", я по-другому назвать эти "документы" не могу — направления на исследование эксперту. Вместо проведения экспертизы проводится некое "исследование", которое не предусмотрено ни одним нормативно-правовым актом, ни одним федеральным законом РФ.
И в каждом таком исследовании эксперт УВД – заинтересованного, заметьте, органа — пишет, что "методом визуального исследования установлены признаки изменения либо подделки номерных агрегатов". Что за метод такой – "визуального исследования"? То есть эксперт пришел, посмотрел и говорит, что вроде как что-то там изменено. Но при этом у экспертов нет ни заводских образцов для сравнения этих номеров. Нет методик по южнокорейским автобусам, у них есть только методики, связанные с российским законодательством, с теми ТС, что производятся в РФ.
И на основании этого псевдоисследования сотрудники ГИБДД, руководствуясь своим приказом № 1001, где один из пунктов предусматривает, что зарегистрированные ТС подлежат снятию с учета в случае выявления признаков подделки или изменения номеров агрегатов, аннулируют регистрацию ТС.
Однако практика показывает, что правоприменение этого пункта — очень и очень непростое. И на самом деле, этот пункт изменялся уже неоднократно МВД. Это было связано, например, с угонами автомашин. Полиция обнаруживает угнанную машину и возвращает владельцу, но там уже номер кузова – "перебит". И масса случаев была, когда гражданам ГИБДД отказывало в регистрации такого автотранспорта — на основании этого пункта. Говорили: "Признаки подделки есть, поэтому регистрировать нельзя". Доходили до Верховного суда, до Конституционного суда, есть масса решений в пользу законных владельцев. Потому что на самом деле никакого отношения к безопасности дорожного движения данный факт не имеет. А вот права законного собственника – нарушаются.
Дальше – еще интереснее. Буквально на днях я получил документ — регламент по эксплуатации и расшифровке VIN-номеров, который утвержден Министерством земель, инфраструктуры и транспорта Республики Корея. И основан этот регламент на действующем законе о правовом контроле автотранспортных средств в Республике Корея. Согласно положениям этого регламента, у них возможно изменять, наносить новые, вносить изменения и так далее в цифры VIN-номеров — с согласованием определенных южнокорейских госструктур.
То есть — в Южной Корее законодательно закреплена возможность внесения изменений в заводские маркировки, нанесение новых VIN-номеров, изменение их и так далее. Что у нас запрещено, у них разрешено по согласованию с госорганами. Наши же правоохранительные органы, судя по всему, даже не удосужились изучить южнокорейское законодательство по этому вопросу и прийти к неизбежному выводу: все ТС из Республики Корея, поступившие сюда официально через таможню, законно имеют те номера узлов и агрегатов, с которыми они пересекли границу.
Соответственно, наш приказ № 1001 точно не охватывает законодательство Южной Кореи, каких-то других стран, которые позволяют вносить такие изменения. Получается, что, формально следуя инструкции, ряд сотрудников ГИБДД не только создают значительные барьеры социально-значимому предпринимательству, но и ставят под сомнение все соглашения между РФ и Республикой Корея — и экономические, и на уровне законодательства. Между тем законодательство РФ направлено на то, чтобы выяснить причины и условия внесения изменений в номера, а после этого уже принять объективное и адекватное решение.
Без соблюдения этих условий такая огульная "охота" на некие "перебитые номера" выглядит просто как "поднятие статистики", делание карьеры, "выслуживание" перед вышестоящим начальством. Ничего другого, к сожалению, пока предположить не могу.
От РИА PrimaMedia напомним, что ранее свою оценку ситуации дал и зампредседателя ПКО "ОПОРА РОССИИ" Петр Берг. По его мнению, единственный способ урегулировать ситуацию – начало конструктивного диалога с участием правоохранителей, представителей предпринимательского сообщества, органов власти, общественных бизнес-объединений и юристов. Пока же единственный результат проверок ГИБДД, считает Петр Берг – потеря предпринимателями части бизнеса, лишение водителей работы, что очень сказывается на социально-экономической обстановке в крае.
Справка: АНАНЬЕВ Алексей Геннадьевич – председатель Азиатско-Тихоокеанской коллегии адвокатов, член Совета Адвокатской палаты Приморского края.
С 1997 по 2000 года работал следователем в системе МВД Российской Федерации. В период с 2000 по 2010 года осуществлял трудовую деятельность в органах прокуратуры Российской Федерации. После выхода в 2010 году в отставку по выслуге лет с должности Долинского городского прокурора Сахалинской области в классном чине "советник юстиции" получил статус адвоката и приступил к адвокатской практике в Приморской краевой коллегии адвокатов.
В 2011 году после образования Азиатско-Тихоокеанской коллегии адвокатов Адвокатской палаты Приморского края был избран ее председателем и является таковым по настоящее время.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Охота на "перебитые автобусы" в Приморье: помощь адвокатов и острая необходимость диалога