Новость дня: Минтранс РФ предложил создателям сверхскоростных поездов на воздушных подушках Hyperloop рассмотреть возможность строительства испытательного участка в Приморском крае. Эти сверхскоростные поезда способны развивать максимальную на сегодняшний день для наземного транспорта скорость передвижения – свыше 200 миль (322 км) в час. Стоимость пилотного участка сверхскоростной дороги Hyperloop от КНР до портов Зарубино оценивается в 30-40 млрд рублей. Известный журналист, телеведущий Андрей Калачинский — о новом "прожекте" специально для РИА PrimaMedia.
С чего все началось: Минтранс предложил Китаю запустить в Приморье сверхскоростной поезд
Вчера в СПб министр транспорта Соколов рассказал, что мы верим в фанастику и уже ведем переговоры с энтузиастами трубопроводных "поездов" Hyperloop, идею которых продвигает продавец автомобилей на батарейках и ракет вертикальной посадки (Tesla Motors, SpaceX ) Илон Маск.
"Мы договорились, что предложим в качестве первого "пилота" этой компании проект развития коридора "Приморье-2": 70 километров между КНР и Приморским краем, выход на порт Зарубино. Коллеги утверждают, что инфраструктура будет дешевле железнодорожной, то есть о 70 километрах можно говорить в пределах 30-40 миллиардов рублей", — заявил Соколов.
Обращаю внимание: они "договорились, что предложат". То есть это всё вилами на воде писано. Кто заплатит — непонятно. И это предложение непременно будет фишкой второго Восточного экономического форума во Владивостоке в сентябре этого года.
Идея передвижения в трубах на магнитной подушке или в вакууме — остроумна. Капсула сможет передвигаться быстрее самолёта. И никаких аварий — никуда из трубы не деться, разве что застрять.
В Финляндии, Словакии, Китае, Японии и США инженеры уже проектируют подобные системы.
Тут принципиально важно следующее. Дорога в этом месте Приморья уже построена. За частные деньги. И почти не работала. И не потому что "не нужна", а потому что "наглецы какие, ну, так вот вам, не разрешим".
Поэтому я предлагаю организаторам Восточного форума непременно пригласить на него людей из ОАО "Золотое звено", которые создавали эту дорогу и пытались организовать по ней движение. И не для того, чтобы они омрачили форум печальным рассказом, а чтобы чествовать их как героев или как пионеров.
Поэтому расскажу чуть подробнее.
Мало кто знает, но первая в новой России частная жд была построена в Приморье от поселка Краскино до границы с Китаем еще при Наздратенко. И тут же была придушена.
ОАО "Золотое звено" было создано в 1992 г. для строительства и эксплуатации российско-китайского участка железной дороги между станциями Камышовая Хасанского района Приморского края и Хуньчунь китайской провинции Цзилинь — это 20 километров и 300 метров. Учредили акционерную компанию Фонд имущества Приморского края, комитет по управлению имуществом Хасанского района, 25-й военный завод, ОАО "Примагропромэкспорт" и физлица.
Строили долго, целых семь лет. За это время власть везде сменилась и прежние договоренности рухнули. Энтузиастам предложили все передать РЖД и не путаться под ногами. Тем более, что РЖД финансировало стройку ( 90 млн рублей). Энтузиасты упёрлись. Тогда им не давали "экспортный код", без которого нельзя перевозить грузы через границу. Потом, поскольку своих составов у "Золотого звена" не было, хотя был локомотив и несколько вагонов, министерство транспорта ( или кто там?) влупило им особый тариф. Так что компания работала себе в убыток. А основные грузы, тогда это был лес, по-прежнему отправлялись в Китай через Гродеково, где получалось дешевле грузоотправителю. Давили со всех сторон. Например , объявили, что "из-за ненадлежащего обустройства пункта пропуска работа государственных контрольных органов была приостановлена", то есть с перехода ушли таможеннники...
В 2005 году ОАО было разорено и надежд не было. Движение по ветке прекратилось. РЖД выкупала акции компании, напоминала о долгах. За "Золотое звено" вступился ФАС, но так робко — штраф в 500 тысяч рублей, что РЖД этого даже не заметила.
К 2010 году "Золотое звено" признали банкротом. Рельсы на участке Камышевая — граница с Китаем заржавели. Девять лет никто грузы по этой дороге не возил.
Итак: семь лет строили, четыре года работали.
В 2013 году РЖД объявило, что ветка восстанавливается. И уже в августе прогнали первый состав на Китай. А в следующем году из Китая первый состав с транзитным грузом — минеральной водой в порт Зарубино...
Но в основном сейчас по этой ветке в Китай уголь возят
Я хочу процитировать пресс-релиз РЖД. РЖД гордо сообщает, что 20,3 км от границы до Камышевой, а потом еще 64 км до порта Зарубино, состав пройдёт за 8 часов!
"Благодаря проведенной Дальневосточной магистралью работе по совершенствованию системы оформления поезда таможенными органами и передачей предварительной информации о ввозимых товарах на таможенную территорию РФ, планируется, что время перехода поезда с пункта пропуска в порт составит не более 8 часов. В дальнейшем данный срок планируется сократить до 6 часов", – говорится в сообщении.
Понятно, что из этих 8 или 6 часов четыре часа поезд будет стоять и "оформляться".
Но, а как же с "гиперлуп"? Он же за десять минут долетит до границы. Зачем? Если таможня и пограничники потом на этой границе будут держать людей или грузы еще несколько часов?
У нас самый невероятный проект можно осуществить, а вот преодолеть косность бюрократии и алчность монополиста — намного сложнее."
сотрудник кафедры Высшая школа телевидения ВГУЭС, журналист
Автор фото: РИА PrimaMedia
Кто нам нужен на втором Восточном форуме актёр или прожектёр, Леонардо ди Каприо или Илон Маск?