Бизнес. 7 июля 2016, 09:05
Основательница Healthy Orange Мария Комиссарова. Фото: РИА PrimaMedia
Секреты бизнеса

Let it bio: как Healthy Orange вырос вместе с трендом на правильное питание

Мария Комиссарова - о пользе органической еды, экзотическом ассортименте и истории необычного магазина (ФОТО)

7 июля 2016, PrimaMedia. Инна Холина. Суперфуды, продукты с маркировкой “Bio” или полезные сладости купить во Владивостоке еще три года назад было почти невозможно. Поэтому необычную еду килограммами везли из путешествий или заказывали по интернету, неделями ожидая доставки. Среди тех, кто хотел вести здоровый образ жизни и не ограничивать себя огурцами из теплицы, была Мария Комиссарова. Не найдя желаемого ассортимента на местных прилавках, девушка решила начать свое дело с продажи правильных и нескучных продуктов. Так во Владивостоке появился магазин органической еды Healthy Orange. Как страница в интернете выросла до оффлайнового магазина, чем так привлекательна био еда и в чем секрет успеха нестандартного ассортимента — в материале РИА PrimaMedia.

Превращаем хобби в бизнес

В апреле 2013 года Мария Комиссарова начала воплощать идею в жизнь, для старта нашлось только 300 тысяч рублей, которые остались от продажи прошлого бизнеса. Средств хватило на открытие магазина, но только в интернете. На разработку сайта и первую закупку товара ушло около трех месяцев, в июле healthyorange.ru удалось запустить.

В первую неделю не поступило ни одного заказа…

— Было очень некомфортно. С одной стороны понимаешь, что ты не брал кредит на открытие, даже если что-то пойдет не так, катастрофы не произойдет. В любом случае это будет опытом. А с другой стороны, было огромное желание, чтобы проект стал успешным — рассказывает Мария.

Но ситуация со временем изменилась, необычные продукты нашли своего покупателя. Во Владивостоке Мария действительно оказалась не одна в желании питаться вкусно, правильно и интересно. Любители ореховых паст и миксов, кокосового и миндального молока, а также био-овсянки/батончиков/ масел/шоколада и другой не скучной еды начали быстро сметать с полок яркие баночки, вдохновившись рецептами самой Марии Комиссаровой. К слову, эти рецепты стали одним из главных способов привлечения аудитории к каналу Healthy Orange в Instagram (@healthy_orange).

Продвижение через социальные сети, реклама в спортивном клубе и сарафанное радио позволили окупить затраты на старт меньше чем за пол года. Со временем запросы росли: клиентов становилось больше, список поставщиков расширялся, а счет на одну поставку товара нередко равнялся сумме, вложенной в самом начале.

Товар Healthy Orange хранился на небольшом складе, который очень быстро перестал вмещать в себя весь необходимый складской запас. И поэтому, как только нашлось еще одно помещение, его было решено арендовать и превратить в оффлайновый магазин. Через год с момента открытия Healthy Orange превратился уже в полноценную торговую точку (Владивосток, Октябрьская 12) с широким и интересным ассортиментом, как и планировалось на старте.

Магазин органической еды Healthy Orange

Магазин органической еды Healthy Orange. Фото: РИА PrimaMedia

Расширяем ассортимент

Тренд на правильное питание, который продолжает набирать обороты в России позволил Healthy Orange легко найти свою целевую аудиторию. Ведь органическая еда – то, что должно быть в рационе у нормального прогрессивного человека, если он хочет хорошо выглядеть и быть здоровым. Основные продукты на полках Healthy Orange – злаки, мюсли, макароны, правильные сладости, орехи, семена и масла из разных стран и континентов.

Поиск товара начинается, как правило, с поиска дистрибьюторов в Москве.

— В самом начале я составляла ассортимент, руководствуясь принципом "нравится/не нравится", потому что опыта не было. Более того, есть то, что хорошо продается в Москве, а во Владивостоке нет. Как это объяснить? Никто не знает, — говорит Мария. — Ты пытаешься просчитать, где-то угадал, например, и продукт пошел, а с другим фатально ошибся — это неприятно, но так тоже бывает.

Одна из популярных линеек магазина – гипоаллергенные продукты, которые позволяют сделать рацион и ребенка и взрослого интересным, разнообразным и вкусным.

— Иногда мамочки со смехом рассказывают, что за наши органические печеньки группа в детском саду дерется. Это приятно, — признается собеседница.

Даже если нет возможности провести час-два на кухне, это не повод питаться невкусно и неполезно, считает основательница Healthy Orange. О том, как рождаются кулинарные идеи в условиях дефицита времени, Мария Комиссарова показывает на своем примере, заодно объясняя как тот или иной непривычный продукт можно легко вписать в свой ежедневный режим питания.

магазин органической еды Healthy Orange

магазин органической еды Healthy Orange. Фото: РИА PrimaMedia

Еда формата "to go" будь то смузи, овсянка, батончик или печенье с диковинными семенами, маслами и фруктами может присутствовать в ежедневном меню любого даже сильно занятого человека, убеждена Мария Комиссарова.

— Приготовить правильный ужин за 30 минут также просто, как пожарить сомнительные полуфабрикаты, у которых основной ингредиент это жир на боках. Например, запечь тыкву, картофель и морковь с кокосовым маслом и приправить соусом из тахини и бальзамического уксуса, который тонко оттенит вкус обычных овощей, — делится рецептом наша героиня.

Но особенная еда не единственное, что можно встретить на полках Healthy Orange. Буквально в июне Мария Комиссарова открыла новое направление – органическая косметика. В магазинах появилась отдельно детская и взрослые линейки, это кремы, шампуни, бальзамы, масла, маски и многое другое. Скоро к косметике прибавится и органические средства по уходу за домом.

— Объемы продаж таких продуктов в центральной части России сумасшедшие, а у нас их и не было… Не потому что нам это не нужно, а потому что, во-первых, нам органическую косметику достать негде, а во-вторых, никто не хочет объяснять человеку, почему это хорошо, — подчеркивает Мария.

магазин органической еды Healthy Orange

магазин органической еды Healthy Orange. Фото: РИА PrimaMedia

Привлекаем новых клиентов

Один из основных видов продвижения Healthy Orange – аккаунт в Instagram, что неудивительно для малого бизнеса. Этот ресурс популярный, доступный и бесплатный… но выделиться среди тысяч местных рекламных страниц сложнее, чем казалось бы. Но Марии Комиссаровой это удалось (именно благодаря необычному формату публикаций редакцию и заинтересовала история Healthy Orange)

В блоге Healthy Orange нет места навязчивой рекламе. Аккаунт магазина состоит их ярких фото, рецептов и "человеческих" объяснений пользы продуктов. К слову, аббревиатура "пп" в постах означает не что иное, как полезно и просто.

— Нужно не жадничать, а делиться с подписчиками интересной информацией, рецепты иногда выкладывать. Не стоит думать, что Google им все скажет. Не хотят люди лезть в Google! Многим важнее получать новые знания здесь и сейчас, изложенные доступным языком, — делится опытом Мария.

Интересное наполнение не панацея для привлечения очередной тысячи новых подписчиков. Эту задачу может решить сотрудничество с топовыми блоггерами или конкурсы за репост, но Мария этим до сих пор ни разу не воспользовалась.

— Это из серии – как делать не надо. У нас до сих пор нет ни одного платного поста, хотя это отличный вариант продвижения. Нас уже знают и не воспринимают как спам, — рассказывает основательница Healthy Orange. — Если вы только открыли свое дело важно понимать, что торгуя репликами с Таобао, вам не удастся заполучить огромное число клиентов. Нужно предлагать действительно интересный продукт и, конечно, правильно договариваться с теми, кто этот продукт сможет потенциально продать.

Еще один способ привлечь клиентов через соцсети — определить целевую аудиторию и дать ей о себе знать правильно. Но делая это самостоятельно, рискуешь потеряет огромный пласт времени, уверена собеседница агентства:

— Instagram на начальном этапе отбирал по 3-4 часа не только для создания интересных постов, но и поиска новых клиентов. Найти свою аудиторию и привлечь ее не так легко. Прежде чем не раздумывая подписываться на тысячи неизвестных аккаунтов, стоит все же просмотреть профиль человека, понять, а надо ли ему это… Есть специалисты, которые делают это за вас. Если есть деньги, лучше доверить эту работу профессионалам, потому что вы освободите фантастический пласт времени для развития своего бизнеса в других направлениях.

Переживаем рост цен

С приходом санкций в 2014 году некоторые поставщики Healthy Orange ушли с рынка. Торговать импортным товаром стало либо дорого, либо невозможно, так как он попал под запрет. С другими партнерами Мария Комиссарова продолжила работу, но ассортимент так или иначе пришлось корректировать.

— На пиковом моменте роста доллара все деньги вложила в товар, решив, что лучше с органической едой, чем с обесценивающимися банкнотами. Зато у нас был полный склад, — вспоминает собеседница агентства. — А потом от поставщиков полетели "письма счастья" с новыми прайсами, в которых стоимость увеличивалась на 20-30%. Конечно, было несколько не по себе, но в момент любого кризиса лучше все-таки бояться и действовать, нежели просто пассивно ждать, как будет разворачиваться ситуация.

магазин органической еды Healthy Orange

магазин органической еды Healthy Orange. Фото: РИА PrimaMedia

Поддержка как главная мотивация

Даже самой независимой бизнесвумен нужна поддержка, убеждена Мария Комиссарова:

— В России малый бизнес – это отнюдь не сладкая вата, это реально сложно!

Ты добровольно отказываешься от нормированного рабочего графика, гарантированной зарплаты, а взамен получаешь необходимость постоянно брать на себя ответственность за каждое принятое тобой же решение. Консультантов, кто бы подсказал, научил, направил — нет. Все шишки набиваешь сама. Да и не забываем про финансовый аспект: в первые месяцы, а то и год работы ты только вкладываешь деньги и, как правило, ничего не зарабатываешь.

Основательница Healthy Orange Мария Комиссарова

Основательница Healthy Orange Мария Комиссарова. Фото: из личного архива

Поддержкой для Марии стал ее муж.

— Мне было проще, чем очень многим, не спорю. Когда нет необходимости хоть сколько-нибудь вкладываться в семейный бюджет, это сильно развязывает руки. Когда тебе еще и постоянно говорят, что все задуманное получится — это бесценно.

Выходим из зоны комфорта

— Сейчас везде говорят про выход из зоны комфорта. Утрированно, конечно, но многие лозунги выглядят примерно так: "Девочки, если вам надоели офисы и начальники, идите, творите! Если нравится вам плести браслеты – плетите, если тортики печь — пеките. У вас получится!" Все это здорово. Но когда у тебя ипотека, которую нужно платить, ребенок, которого нужно одеть, а также куча других финансовых забот, то начинать свое дело гораздо сложнее, — считает основательница Healthy Orange.

— Выходить из зоны комфорта надо, но я прекрасно понимаю тех людей, которые годами к этому готовятся.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Бижутерия Foxy Jewelry: как семейный подряд конкурирует с ювелирными салонами Владивостока

Kobra Robra: американские оладьи, игры с долларом и заветное место на фудкорте

"Хлебное дело": как маленькая пекарня перешла дорогу хлебозаводам Владивостока

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia