Общество. 16 сентября 2016, 10:55
Сергей Соловьев. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
"Меридианы Тихого": 15 лет

Сергей Соловьев на "Меридианах Тихого": об "Ассе", перестройке и пионерах

На 14-м владивостокском кинофестивале показали фильм режиссера "Нежный возраст", который он назвал своим любимым (ФОТО)

16 сентября 2016, PrimaMedia. На творческой встрече Сергея Соловьева перед показом его фильма "Нежный возраст", который состоялся в рамках 14-го международного кинофестиваля "Меридианы Тихого" во Владивостоке, режиссер рассказал, как получались все его фильмы, какую роль в этом сыграли пионеры и перестройка. На встречу мэтр пришел вместе с сыном Дмитрием Соловьевым, исполнившим главную роль в "Нежном возрасте" — любимой картине Соловьева-старшего, сообщает РИА PrimaMedia.

— С "Нежным возрастом" какая история... Чем дольше я работаю в кино, тем менее серьезно отношусь к планированию фильмов. У меня более 20 картин, и все они появились случайно. Стечение обстоятельств, — начал было режиссер, но решил рассказать, как к нему пришло признание.

— Меня первую треть жизни просто выгоняли со всех киностудий. Как профнепрегодного. Снял я на "Мосфильме" "Егора Булычева и другие" (1971 год — прим.ред.) с Сурьяновым в главной роли. Министр наш, значит, сказал: "Кто дал Соловьеву разрешение на отстрел классики? Гоните его в шею!". Из кино тогда выгоняли не прямо на улицу, а на телевидение. Меня тоже выгнали на телевидение. Дали, чтоб я совсем не повесился, мне "Станционного смотрителя". У Пушкина нет диалогов, было это в пятницу. А сделать надо к понедельнику. Что может быть позорней таких обстоятельств?

Я понял, что судьба дает мне шанс. И я сделал. В понедельник я принес сценарий, по которому снял картину. За нее меня тоже выгнали. Сказали, что это безумная графомания. Меня выгнали, и я придумал снимать картину "100 дней после детства". Я подумал: "Ух, ты! Я им сейчас запузырю что-нибудь про пионеров, — до этого я все как бы в интеллигенцию играл, — Вот хрен они меня выгонят за пионеров! Я их сам всех выгоню за пионеров, если не поддержат".

— Пока я снимал про пионеров, "Станционный смотритель" получил гран-при в Венеции за исключительные художественные достоинства. И тут все поехало в обратную сторону, — продолжает Соловьев свой монолог.

— Иногда журналисты спрашивают — как это у них устроено сознание: "Какая у вас самая любимая картина?". По глазам и по интонации я вижу, что они жду ответа "Асса". Нет, я не могу сказать, что моя любимая картина "Асса". Если говорить о любимой картине — это "Нежный возраст". Откуда она взялась? Да ниоткуда. По случаю. По ужасному случаю. Мы с Митей оказались на даче без капли бензина на две машины. Что делать осенью на даче, когда никто не собирался на ней оставаться? Я и спросил Митю, как живет такой-то такой-то из его школы. А он отвечает: "Да никак не живет, умер". Я спрашиваю: "Как умер?" — "Да вот так умер. В перестрелке попали в него, и умер" — "В какой перестрелке??" — "Ну в такой, перестройка же".

У меня было ощущение, что все идет нормально. Что Митя ходит в школу, получает там "двойки", "тройки", "пятерки" — все нормально! А когда он начал рассказывать, что происходило на самом деле с их поколением на этой самой перестройке, у меня волосы на голове дыбом встали. Потому что я мог ожидать чего угодно, только не этого. Они, конечно, выдающееся по-своему поколению, потому что мы их запихнули, мы, в эту безумную яму общественных изменений. Это все были нормальные пионеры.

— "Мы пионеры, дети рабочих", — пропел Соловьев-старший. — Все было ясно. Они в шестом классе фарцевали шубы норковые, передавали их бандитам, которые установили за ними строгий контроль.

По словам 72-летнего режиссера, сценарий к "Нежному возрасту" был написан за неделю. Он отметил, что фильм появился благодаря другому кинодеятелю — Никите Михалкову, с которым у Сергея Соловьева непростые отношения.

— Если честно, я благодарен судьбе за все картины, но за "Нежный возраст" особенно, — сказал Сергей Александрович и передал слово сыну Дмитрию, исполнившему главную роль в этом фильме. Тот сказал, что действительно, картина появилась совершенно случайно, и совершенно случайно в ней снялся он. Соловьев-младший назвал киноработу отца уникальной за операторскую работу Павла Лебешева, саундреки Энри Лолашвили и Бориса Гребенщкова и, конечно, актерский состав.

1 / 6

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia