"Оверон" — единственный на Дальнем Востоке завод, который производит алюминиевые секционные радиаторы отопления. Компания была основана в Арсеньеве в 2014 году и за два года существования в непростых экономических условиях смогла выйти не только на дальневосточный, но и на западный рынок нашей страны, вплотную приблизившись к зарубежным конкурентам. Почему девальвация рубля сыграла "Оверону" на руку, какие "подводные камни" встречает молодой высокотехнологичный бизнес и почему выгоднее строить производство на "автоматике", — об этом в беседе с корр.РИА PrimaMedia рассказал руководитель производства компании "Оверон" Максим Шумаков.
Максим Шумаков. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
Бизнес из алюминия
— "Оверон" работает относительно недавно. Какие вехи можно выделить в развитии производства? И почему именно на производстве радиаторов решили строить бизнес?
— В 2011 году в рамках диверсификации производства машиностроительного завода "Аскольд" было принято решение основать выпуск продукции гражданской направленности. Учитывая специфику производства, существующего в тот момент на предприятии, и сопоставляя ее с потребностями рынка, возникла идея о создании бизнеса по производству алюминиевых секционных радиаторов отопления. Не секрет, рынок Приморского края, да и всей России вцелом, был "завален" продукцией китайского производства. Качественной продукции было мало – её выпускали в основном итальянские, корейские и немногочисленные российские производители.
Идея нового бизнеса тщательно прорабатывалась — были произведены многочисленные расчеты, составлен бизнес-план, подобрано необходимое технологическое оборудование (в основном иностранное – итальянское, немецкое, швейцарское), восстановлен цех на промплощадке завода "Аскольд" общей площадью около 2500 кв.метров. Над проектом производства и его реализацией трудились инженеры, специалисты и рабочие этого предприятия с богатейшим промышленным опытом.
Цех "Оверона" в Арсеньеве. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
И вот, ближе к концу 2012 года производство было запущено, произведена наладка оборудования, отработаны технологические процессы. Первые образцы изделий, которые соответствовали всем техническим требованиям и показателям качества, были направлены на независимые испытания в Москву. Результаты испытаний полностью оправдали наши ожидания и даже превзошли их – высокая теплоотдача одной секции радиатора в 195 Вт, давление на разрыв — 147 атмосфер. Мы без труда получили сертификат соответствия ГОСТу и остальную техническую и эксплуатационную документацию. Таким образом, в начале 2013 года было запущено уже серийное производство.
Производство постепенно развивалось и нам нужно было наращивать объемы, оптимизировать технологические и производственные процессы. К середине 2014 года мы вышли на уровень стабильного производства в объеме 5 тысяч секций радиатора ежемесячно, а это около 7 тонн годного литья. К концу 2014 года, исходя из экономических соображений, было принято решение отделиться от завода "Аскольд" и стать самостоятельным предприятием, — на протяжении уже двух лет мы работаем составом в 28 человек.
На текущий момент мы достигли определенных результатов: наша продукция удостоена высших наград строительных выставок г. Владивостока и г. Хабаровска, радиаторы т.м. "ОВЕРОН" рекомендованы к установке в новостройках, том числе в высотном домостроении, такими авторитетными организациями как "Приморская генерация" АО "ДГК" и ДальНИИС. Мы активно сотрудничаем с проектными и строительными организациями, торговыми сетями и строительными магазинами, заботясь о том, чтобы в каждой квартире было тепло даже в самую холодную стужу. И это не просто слова, это наша цель, это то, что мы делаем и к чему стремимся.
Готовая секция вышла из-под станка. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
— Как проходит процесс производства?
— Все начинается в плавильном отделении цеха. Здесь установлены две плавильные печи, в которых "готовится" специальный литейный сплав марки АК12М2. Работа идет круглосуточно, производство у нас непрерывное. Металл в каждой плавке подвергается жесткой проверке на соответствие химическому составу и механическим свойствам в лаборатории "Аскольда".
Технология получения отливок называется "литьё под высоким давлением". В процессе работы литейного комплекса жидкий металл со скоростью до 5 м/с и под давлением до 160 бар заливается в форму, благодаря чему получаются высокоточные изделия.
Далее на гидравлическом прессе происходит обрубка технологической составляющей отливки – литниково-питающей системы. После этого мы получаем секцию радиатора, готовую к механической обработке. Если есть брак, секция отправляется на переплавку. Сейчас это не более 9%. Производство безотходное.
Затем на полностью автоматической линии секции шлифуются, полируются, нарезается резьба, а также производится сборка нескольких секций в один готовый радиатор. На этой же линии каждый радиатор проходит испытания на герметичность пробным рабочим давлением. Количество секции в радиаторе — от четырех и до 14, — зависит от заказа и плана.
Далее радиаторы отправляются на покрасочную линию: изделия в автоматическом режиме проходят следующие этапы: четыре стадии промывки, сушку, нанесение порошковой краски, запекание краски и стадию охлаждения. На выходе получаются радиаторы с ровным белым глянцевым покрытием. Изделия упаковываются в термоусадочную пленку и картонную коробку, после чего отправляются на склад, где в дальнейшем будут укомплектованы в партии и отправлены нашим заказчикам.
На данный момент на складе у нас находится порядка 9 тысяч секций, в скором времени продукция отправится в Москву, Владивосток, Хабаровск.
Готовые к отправке алюминиевые секции . Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
О конкурентах и перспективах
— Есть ли у вашего производства аналоги и конкуренты на Дальнем Востоке?
— По всей России современные алюминиевые радиаторы производят всего 3-4 завода. Ближайший к нам – в Оренбургской области. Так что мы по праву уникальны не только для Дальнего Востока, но и для Уральского и Сибирского федеральных округов.
— Как ТОРы и другие проекты развития Дальнего Востока повлияют на развитие бизнеса в Приморье?
— ТОРы — это очень интересный и многообещающий проект. На сегодняшний день у нас есть существующая площадка со своей инфраструктурой и мы будем развиваться здесь. ТОРы только появились, пока окончательно не сформировались. Сейчас их детально прорабатывают и воплощают в жизнь.
Своего рода – это сырой продукт, который в течение какого-то времени будет дорабатываться. Если говорить о перспективе, возможно это будет интересно.
— А как повлияет на существующие производства эти проекты?
— Имеете в виду на конкуренцию?
— В том числе.
— Я думаю, вряд ли кто-то в ТОРе откроет производство радиаторов, так что нет, не повлияет.
— Тогда кто ваш основной конкурент?
— Крупнейший конкурент – это, конечно, китайское производство. Китайцев по цене нам сложно выиграть – они способны подстроится под любые условия, жертвуя качеством конечного продукта. Поэтому в плане качества китайцы не способны конкурировать с нами, особенно сейчас, когда они значительно экономят на материалах, чтобы максимально снизить цену: если у нас алюминиевая секция весит 1,2 килограмма, то китайцы сейчас опустились до 700 граммов. Эта продукция имеет заведомо худшие основные эксплуатационные характеристики, несоответствующие заявленным – низкую теплоотдачу и рабочее давление, что может делать её ещё и опасной при эксплуатации. Поэтому наша продукция сейчас более востребована.
Еще один конкурент – Корея. По качеству мы находимся с ними на одном уровне, но их продукция значительно выросла в цене из-за курса доллара. Про итальянские радиаторы и говорить не стану – на те, что действительно обладают итальянским качеством, сейчас просто космические цены.
— Где закупаете сырье? Имеют ли западно-российские заводы преимущество по доступности сырья?
— Столицы металлургии и металлургического производства находятся в СФО: Новокузнецк, Братск, Новосибирск, Красноярск и так далее. Транспортная удаленность примерно получается одинаковая, так что сырье – это не проблема. Чего не скажешь о комплектующих и запасных частях для оборудования. Поскольку оборудование в подавляющем большинстве европейское, то и оригинальные запчасти для него производят в ЕС и США. Соответственно, цена на них, по сравнению с 2013-2014 годами, выросла почти в два раза за счет курса валюты.
К счастью, в стране налаживается производство и работает политика импортозамещения: отечественные производственные предприятия начали развиваться и выпускать достойные по качеству и характеристикам аналоги комплектующих и запасных частей для европейского и американского оборудования. И это всё можно купить в России, соответственно, гораздо дешевле.
В этом плане — на западе страны меньше транспортных и временных издержек, не нужно запчасти везти за 9 тысяч километров. И если удорожания в материалах, как такового, не происходит, то всё остальное из-за транспортных расходов мы получаем дороже на 7-10%.
— Как кризис повлиял на производство?
— В 2013 году нам было намного тяжелее, чем сейчас. Конкуренция тогда была очень большая, а сейчас Китай немного подвинулся: разница в цене уже не столь критичная, а качество во многом уступает и по-прежнему оставляет желать лучшего. У нас же цена практически не выросла по сравнению с 2014 годом. Основной материал на производстве – алюминий, от курса доллара он зависит косвенно. Его стоимость формируется на торгах лондонской биржи, также как и медь, золото, платина или другой цветной металл. Варьируется, но не сильно. А материал составляет от 60% до 70% стоимости всей продукции.
Запас секций на будущий месяц. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia
— Кто основные заказчики вашей продукции?
— Как ни странно, но основной заказ идет в Москву. На западе, конечно, есть свои заводы по производству радиаторов. У них объемы производства больше, но и ценовая политика несколько другая, конечная цена выше. Москва – город огромный, спрос там очень большой. В силу нестабильности курса валют, иностранный производитель отходит в сторону. Покупатель предъявляет все более высокие требования к соотношению цена/качество и теперь охотнее приобретает отечественный продукт, отдавая предпочтение гарантии и надежности.
Также есть у нас заказчики в Уссурийске, работаем с Хабаровском, Сахалинской областью. Буквально недавно мы заключили контракт с крупным строительным мегамаркетом "Технодром" во Владивостоке.
— Окупилось ли производство на сегодняшний день?
— Окупиться оно еще не успело, но планируем, что окупится в ближайшее время, в том числе за счет наращивания объемов выпуска. В рамках модернизации производства мы заключаем контракты на поставку нового оборудования. К середине 2017 года планируем производить 35-40 тысяч секций, что в 7-8 раз больше сегодняшнего объема.
О бизнесе в моногородах и человеческом капитале
— С какими трудностями сталкиваются производства в Арсеньеве?
— Каких-то особых трудностей и жёстких препятствий для ведения производства здесь нет. Но есть некоторые моменты, разрешение которых, на мой взгляд, несколько упростило бы нам ведение деятельности. Один из моментов – это железнодорожный транспорт. Здесь есть тупиковая ж/д ветка от Сибирцево до Новочугуевки, но она, во-первых, частично требует ремонта, во-вторых, здесь не особо востребована для грузоперевозок. Поэтому, приходится доставлять товар и привозить материалы автотранспортом, а это всегда дороже.
Второй момент – отсутствие газопровода. Поскольку у нас плавильные печи и покрасочные камеры работают на газе, нам приходится привозить сжиженный пропан-бутан автотранспортом из Уссурийска – такой газ, по сравнению с природным, сам по себе дороже, плюс — идут дополнительные затраты на его транспортировку.
— Арсеньев достаточно далеко от Владивостока, где "взращивается" наибольший процент кадров, в том числе, и высококвалифицированных. Ощутили ли здесь недостаток рабочих рук?
— У нас людей немного работает. Арсеньев – производственный город, в нём располагаются два крупнейших машиностроительных завода в крае, поэтому недостатка в квалифицированных кадрах с рабочими профессиями нет. А таких — у нас большинство. Если есть необходимость обучить людей под специфику производства, как у нас было с плавильщиками металла и операторами литейных машин, то мы их отправляем на курсы, например, в Комсомольск-на-Амуре, где есть профильные образовательные учреждения. А поскольку около 70-80% производственных процессов автоматизированы, то необходимо просто правильно эксплуатировать оборудование и соблюдать технологические процессы, на что есть свои инструкции и указания. Поэтому, чтобы научится работать, необходимы время и практика.
А вот понимать, как это сложное оборудование работает, как оно обслуживается и как содержать его в трудоспособном состоянии – нетривиальная задача. Для этого существуют инженеры различных направлений: технологи, электронщики, механики и т.д. Вот здесь-то и нужна высокая квалификация, обширные знания и определенные навыки. У нас такие люди есть – получали высшее образование, как и я, во Владивостоке, Хабаровске и даже на западе страны.
Людей с высшим техническим образованием здесь не то, что не хватает, они просто уже заняты на других производствах. Высококвалифицированные кадры нам особенно пригодятся, когда будем расширяться и наращивать мощности.
А что касается рабочих… Рабочий – уважаемая профессия.
В Арсеньеве на двух заводах работает 10 тысяч человек, при населении города в 50 тысяч человек. Некоторые работают на заводах уже 10, 20, 30 лет подряд, даже в нескольких поколениях. Это дает стабильность и уверенность в завтрашнем дне – белая зарплата, социальные гарантии, пенсионные льготы и т.д. Работа на заводе – это почетно.
Люди работают на выпуск собственной продукции, делают её своими руками, вкладывают свой труд – это не просто торговля, ремонт автомобилей или сфера услуг – это серьезное производство, тем более, в металлургическом и машиностроительном секторе.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Автобизнес на картошку: бизнесмен из Приморья стал аграрием ради нового "порто-франко"
Сыроварня из Уссурийска провела модернизацию и расширила линейку продукции