Недавно довелось посмотреть в краевом драмтеатре спектакль "Стена" по одноимённому роману министра культуры Владимира Мединского. В романе, как известно, речь идёт об осаде Смоленской крепости в 1609-1611 гг. войсками польского короля Сигизмунда.
Несмотря на дороговизну, постановка оказалась довольно слабой, но речь не об этом. Пожалуй, единственным моментом, вызвавшим заметную реакцию зала, была одна фраза из сцены военного совета в королевском шатре.
На вопрос Сигизмунда, почему же русские не сдаются, где логика в их поступках, наёмник, немецкий полковник Вейер, отвечает: "Ваше величество, логика исчезает, как только пересекаешь границу Русского государства, причем у всех без исключения".
Этой фразы, как оказалось, в романе нет. Похоже, её в ткань спектакля добавил сам постановщик, Ефим Семёнович Звеняцкий. Судя по тому, с каким единодушием эту сентенцию одобрили зрители, Ефим Семёнович попал в десятку. Значит, так оно и есть. Возможно, так оно и было, испокон веков. И нам по-прежнему не стыдно, когда западные "партнеры" обвиняют нас в нелогичности, непредсказуемости, иррациональности…
Попытаемся поискать объяснение.
Рискну напомнить, что народ, назвавший себя Русью, вместе с греческим христианством унаследовал и античный метод познания истины. Эллинизированный культурный мир относился к истине очень аккуратно — апофатично. Греческие философы первые поняли, что истину невозможно ухватить логикой, выразить с помощью окончательных рассудочных формул. Формула не может заменить живого опыта, она лишь обозначает его границы. "Там, где мы все согласны между собой, мы имеем дело с истиной; но там, где наши индивидуальные суждения расходятся, мы ошибаемся", говорил Гераклит. Именно поэтому в православии богословские истины выражаются поэтическим языком. И сам Творец в греческом переводе Библии – это Поэт неба и земли.
Напротив, в латинской части Римской империи (по многим политическим и даже человеческим причинам) отказались от апофатизма истины. Основой познания стал юридический дух римской традиции. В трудах Августина (354-430) впервые в истории истина была отождествлена с ее определением, а познание — с индивидуальным усвоением формулировок. Динамическая неопределённость истины была сведена к правильному способу рассуждения. Жизнь втискивается в рамки "логики" (ratio), логика возводится на уровень высшего авторитета. Так у западного человека возникло и много веков укреплялось обманчивое чувство, что истиной может овладеть один человек. Особенности западного христианства привели к появлению доселе невиданного типа цивилизации, в которой, в конце концов, человек вытеснил Бога.
Конечно, прививку западного образа жизни, с его индивидуализмом и потребительством сегодня имеет подавляющая часть населения планеты, но всё же кое-кто сопротивляется – вроде Индии, Венесуэлы, Турции и Малайзии. Российское сопротивление иногда сияющее, как Бессмертный полк, но чаще свинское, как пренебрежение людьми и Законом.
Прав был Фёдор Михайлович, "русский человек без Бога — дрянь, а не человек".
Кстати, о нашем совсем не-западном отношении к Закону. Безусловно, большинство, подобно Остапу Бендеру, "чтит уголовный кодекс". Но что касается Жилищного и Налогового кодекса, СНиПов, ГОСТов, указов президента и прочая – тут как сказать. Почему? Потому что каждый понимает, что в России жизнь одновременно интереснее и проще, чем скучные формулировки закона, пытающиеся её охватить. Поэтому, с одной стороны, пытливый русский ум всегда найдет в законе лазейку (взять, например, нашу круговую поруку в уклонении от налогов). С другой стороны, когда между людьми есть хорошие отношения, о законе не вспоминают. А если отношений нет, то и закон не поможет. Опять же, почему? — да потому что в России всем понятно, что закон – не истина. Истина – это жизнь. Реальность, не опровергнутая другой реальностью.
Но "истина" – это не "правда". Правда – у Бога, а наша жизнь сейчас поистине безбожна, потому и правда в большом дефиците.
Но вернёмся к логике и её отсутствию. Когда говорят "женская логика", имеют в виду парадоксальность, отсутствие последовательности, четких и однозначных построений, основанных на реальных фактах и знаниях о мире.
Однако, любой философ знает: не всякий парадокс — истина, но истина всегда парадоксальна. Приведём примеры: видимое временно, а невидимое – вечно; в Боге 1=3; свет – одновременно волна и частица. Популярный писатель-фантаст Дмитрий Емец сказал об этом так: "Там где есть логика, — нет истины. Истина сама творит себе логику, но никак не наоборот".
Логика – это как граница футбольного поля. На плоскости внутри границ идёт игра. Граница нужна, чтобы знать край, за которым наступает плей-офф. Но смысл игры кристаллизуется не только на поле, но и за его пределами – на трибунах, у экранов, в разговорах назавтра, в мечтах юных футболистов, в ставках букмейкеров… И это пространство многомерно, и никакой логической формулой его не охватить.
Хочется вспомнить ещё один знаменитый пример русской нелогичности. В повести "Капитанская дочка", которую Пушкин писал три года и окончил за три месяца до смерти, очень важный смысл имеют встречи Петра Гринева с Пугачевым. Они, как показал в своём исследовании российский философ В.Н. Катасонов, происходят в трех разных уровнях существования. Первый – это уровень фактического существования, на котором человек чувствует себя как природное существо и носитель определённых семейных, национальных, классовых и тому подобных функций. Второй – уровень фактического существования плюс свобода; здесь самое существенное – ничем не ограниченная человеческая свобода принять или отвергнуть любое фактическое существование, то есть по сути свобода произвола. И на третьем уровне человек в своей свободе произвола открывает опять некоторую данность и фактичность, то есть это существование в мире нравственных ценностей, перед лицом Истины.
Помня сделанное ему Гриневым добро (заячий тулупчик, который спас его в зимней степи), Пугачев, действующий вроде бы только по своему произволу, несколько раз миловал и спасал Гринева от расправы. Хотя Гринев фактически воевал на стороне его врагов, Пугачев оценил милость молодого офицера и дорожил им как зеркалом, в котором и он сам был милостив. Всякий раз их диалог превосходил уровень действительности и прорывался к реальности. Поэт хотел доказать нам, что жизнь не исчерпывается действительностью факта, что она глубже, неожиданнее, чудеснее.
Поэтому, если вам кажется, что женщина говорит нелогично, загляните в её глаза и прислушайтесь к тому, о чём она молчит. Возможно, она пытается вытащить вас из плоскости факта в сердечную глубину реальности. Как тут не вспомнить ещё одного классика:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
СПРАВКА: Елена Васильева. С 1986 по 1991 гг. занималась научной и исследовательской работой.
Начиная с 1994 года основными направлениями деятельности стали реклама, журналистика, постановка и монтаж видеороликов, телепрограмм и телефильмов. Два телефильма ("Управление светом" и "Светланская, которую мы не забыли") стали призерами телефестиваля "Человек и море" в 2009 и 2012г.г. Опубликовано несколько десятков статей в журналах "CITY Владивосток", "InClub", "Владивосток Авиа", газетах "Известия", "Дальневосточные ведомости", "Новости Приморья". В 2015 году входила в состав жюри епархиального Конкурса журналистских работ к 1000-летию памяти князя Владимира. Более 20 лет занимается литературным творчеством. Изданы два авторских сборника стихов; публиковалась в местных, российских и зарубежных журналах и альманахах. Была в составе редакторов пяти альманахов литературного объединения "Серая Лошадь".