Бизнес. 23 ноября 2016, 08:00
Директор компании "ДВ-Регион" Кирилл Потапенко. Фото: Антон Новгородов РИА PrimaMedia
Секреты бизнеса

Из Приморья с любовью: как "ДВ-Регион" начал освоение рекламного рынка Азии

Кирилл Потапенко — о том, как продвинуть Дальний Восток на мировом уровне

23 ноября 2016, PrimaMedia. Генеральный директор коммуникационной компании "ДВ-Регион", являющийся также основателем и соучредителем клуба Syndicate, ресторана Portcafe и знаменитого BSB Club Кирилл Потапенко рассказал РИА PrimaMedia почему региональный бизнес может стать "бутиковым", как выйти за пределы края и что нужно для продвижения уникального дальневосточного туризма в России и на мировом рынке.

В жизнеспособность агентства никто не верил — а зря

— Кирилл Геннадьевич , расскажите, с чего начиналось ваше предприятие? Как происходило развитие компании, кто стал вашим первым клиентом, например?

— Предприятие начиналось с того, что в 2002 году у меня была идея создания именно регионального рекламного агентства, и я долго не мог найти кандидата на позицию директора, так как никто не верил в жизнеспособность такого агентства из-за маленького количества клиентов с региональным масштабом деятельности в то время.

Пришлось самому выйти из зоны комфорта и уволиться с поста генерального директора "Видео-Интернешнл Приморье", начав самостоятельное плавание в условиях, когда у тебя нет никаких собственных ресурсов, кроме головы на плечах, способности договариваться обо всем со всеми, и мотивированной профессиональной команды сотрудников.

Первыми клиентами были LG Electronics, "Примтелефон" (местный сотовый оператор, приобретенный впоследствии "МТС"), "Дальсвязь" (ныне "Ростелеком"), автомобильные масла ZIC. Тогда у всех горели глаза, и у клиентов и у агентств, все чего-то хотели, ставились амбициозные интересные задачи, практиковались хорошие рабочие доверительные взаимоотношения, драйв и все такое.

— Среди представленных вашей компанией услуг, можно ли выделить наиболее востребованные у приморского бизнеса?

— В зависимости от масштабов бизнеса и отраслевой принадлежности у компаний очень разные бизнес-задачи, различные рыночные ситуации и поэтому, вряд ли, можно ответить однозначно на ваш вопрос, тем более, что наша компания имеет дело только с 5-7% дальневосточного рекламного рынка.

Единственное, что интересует сегодня абсолютно всех — это поиск наиболее эффективных с точки зрения затрат маркетинговых и рекламных решений вне зависимости от выбора каналов коммуникации.

Собственно мы и стараемся быть эффективными во всех предоставляемых нами услугах. Если же вопрос конкретно в том, что является основой нашего бизнеса сегодня, то здесь ситуация такая. У нас достаточно диверсифицированный клиентский портфель, который условно можно разделить на три равные составляющие: это федеральный бизнес (мы представляем интересы крупнейших коммуникационных агентств из Москвы), крупный региональный бизнес (преимущественно Владивосток и Хабаровск) и международные проекты, связанные с продвижением российских компаний в Азии, либо с работой с иностранными компаниями, приходящими в Россию через Владивосток.

Проект Rusapai расширяет горизонты

— И все-таки, как "ДВ-Региону" удалось выйти за пределы края и есть ли планы дальнейшего расширения?

— Мы выходили за пределы края вместе с нашими клиентами и в этом была изначальная стратегия развития агентства — работать на потребности компаний с региональным характером деятельности, как местными, так и с федеральными. Как вы понимаете, чаще всего большие местные компании становились федеральными ("Примтелефон", "Дальсвязь", "Владивосток-Авиа"). После кризиса 2008-2009 мы свернули планы развития филиальной сети и даже немного сократили количество своих представительств. Сейчас у нас только три офиса. Помимо Владивостока, это Хабаровск, Комсомольск и Южно-Сахалинск. С позиций сегодняшнего дня, я считаю, что это было правильное решение, так как я не вижу по большому счету должного развития регионального бизнеса внутри самого Дальнего Востока последние 5-6 лет, за некоторыми исключениями, которые в большей степени относятся к удачным примерам экспансии местных компаний в западные регионы и даже выхода на федеральный уровень ("ДНС", Drom, "Бубль Гум").

Директор компании "ДВ-Регион" Кирилл Потапенко

Директор компании "ДВ-Регион" Кирилл Потапенко. Фото: Антон Новгородов РИА PrimaMedia

Мы расширяем сферы своей деятельности, но не филиальную сеть. Последние 3-4 года мы начали работать в странах Азии по продвижению главным образом федеральных клиентов, хотя были и небольшие проекты с региональными заказчиками. Эта деятельность ведется в рамках нашего международного проекта Rusapai, название которого расшифровывается как “Российско-Азиатско-Тихоокеанская рекламная инициатива”, и динамика развития проекта предполагает возможность выделения этого направления деятельности в отдельное агентство в ближайшей перспективе.

Поэтому мы не только вышли за пределы Дальнего Востока и Сибири внутри России, но и за пределы самой России. У нас выстраивается партнерская сеть самых разных агентств-поставщиков услуг в Сеуле, Пекине, Шанхае, Гонконге и Токио, и это очень захватывающая история.

Я с огромным интересом слежу за развитием проектов ТОР и Свободный порт Владивосток, и очень надеюсь, что в перспективе 3-5 лет на региональном уровне могут появиться серьезные производители с экспортным потенциалом для выхода на азиатские рынки.

Туризм— как ключевой сектор экономики Приморья — это реальность

— Расскажите немного о вашем новом проекте некоммерческой организации по управлению туристическим маркетингом "Тихоокеанский Туристический Союз" (ТТС), в чем его суть и каковы перспективы в масштабном понимании? Чего вы ожидаете от данного проекта и что уже достигнуто?

— Это большая отдельная тема, которую трудно раскрыть в сжатом формате. Я около трех-четырех лет занимаюсь изучением ситуации с развитием туризма в Приморье, и одновременно изучаю международную практику развития туристических мест, так называемых тур-дистинаций. ("ДВ-Регион" более трех лет является представительским маркетинговым офисом американского острова Гуам в России). Между тем, что и как происходит в мире и тем, как это происходит пока у нас, как говорят, есть две большие разницы и вот этот разрыв очень хочется сократить, либо устранить.

Суть проекта заключается в том, чтобы объединить участников тур-бизнес-индустрии в рамках общей оргструктуры для того, чтобы влиять на развитие туризма с точки зрения интересов местных жителей и местного бизнеса. ТТС хочет сформировать общее видение и общую платформу для продвижения в России и на мировом рынке нашего уникального продукта. Для того, чтобы этот продукт был сформирован необходимо вовлечение десятков, а можем быть и сотен участников рынка, которые на сегодняшний день работают разрозненно вне общей стратегии и в условиях ограниченности ресурсов для своего развития и продвижения.

Перспективы проекта заключаются в создании в течение 10-15 лет системы устойчивого туризма в тихоокеанских регионах Дальнего Востока и превращения туризма в один из ключевых секторов экономики, по крайней мере для Приморья и Владивостока, это однозначно. Большая идея проекта заключается в том, что увеличение въездного и внутреннего потока туристов способно значительно увеличить внутренний потребительский рынок, создавая дополнительный спрос для местного бизнеса, дополнительные рабочие места и соответственно дополнительные налоги для местного бюджета, что в конечном итоге, повлияет на повышение качества жизни местных жителей. А вот собственно как этого достичь, это уже предмет туристического маркетинга региона, которым мы бы хотели заниматься в рамках создаваемой некоммерческой управляющей структуры. Для тех кому интересно более предметно познакомиться с целями и задачами ТТС я бы предложил посмотреть наш сайт www.prta.pro

Региональный бизнес — тупиковая "бутиковая" ветвь развития

— Можно ли выделить главные трудности, с которыми сталкивается компания "ДВ-Регион" сегодня?

— Консалтинг, маркетинг и реклама это сфера корпоративных услуг, то есть мы работаем для бизнес-компаний и полностью зависим от того, как чувствуют себя они. Разумеется, мы не можем себя чувствовать намного лучше, чем экономика страны в целом и наши клиенты. Я бы сказал, что мы чувствуем разительную разницу между региональными и федеральными клиентами. Если последние сократили свои маркетинговые бюджеты по сравнению с "тучными" временами на 20%-30%-50%, то многие региональные крупные компании сократили свои активности в разы (в 3-5-10 раз), либо вообще сконцентрировались на оптимизации и своих внутренних бизнес-процессах.

Если бы мы работали только с региональным бизнесом, боюсь, что нас бы уже либо не было как компании, либо мы бы превратились из агентства с численностью в 100 сотрудников в "бутиковый бизнес" по принципу "ты да я, да мы с тобой".

В данной ситуации главной сложностью для нас является демонстрация клиентам собственной ценности как агентства, а это уже внутренние вопросы уровня компетенций наших сотрудников и качества проектов и услуг, которые мы реализуем.

"Кадровые" и деловые бизнес-секреты

— На каких основных позициях основана конкурентоспособность вашей компании и динамичное ее развитие, есть ли так называемый "секрет успеха"?

— Никаких особенных секретов успеха я не знаю и даже не уверен, что у нас есть основания считать себя успешной компанией с точки зрения бизнес-показателей. Наверное присутствует элемент доверия к нам со стороны наших многолетних партнеров и клиентов, с которыми мы работаем и 5 и 10 лет. Другой момент, это уровень компетентности наших сотрудников, за более чем 13-летнюю историю у нас сформировалась определенная школа и некий внутренний ценз, не позволяющий нам опускать уровень работы внутри агентства. Что касается развития, то мы стараемся находить и работать в таких нишах, в которых мы практически не сталкиваемся с конкуренцией на местном рынке, например, в туристическом маркетинге (таких агентств много в Москве, так как там большой рынок представительств национальных туристических офисов, ни во Владивостоке, ни в Хабаровске таких агентств нет). Наверное, помогает видение, которое подсказывает в каком направлении надо двигаться, чтобы развиваться, несмотря ни на что, оставаясь местной компанией из Владивостока.

Директор компании "ДВ-Регион" Кирилл Потапенко

Директор компании "ДВ-Регион" Кирилл Потапенко. Фото: Антон Новгородов РИА PrimaMedia

О бизнесе, власти и НП СБП

— Что дает Вам лично участие в НП "Современный бизнес — Приморью"?

— НП "СБП" — это, прежде всего, коммуникационная площадка закрытого типа для владельцев региональных компаний, это не отраслевая ассоциация предпринимателей и эта организация не имеет единого общего понимания и тем более политических амбиций давать властям советы, как сделать жизнь в крае лучше. Лично мне участие в НП дает исключительно возможность находиться внутри коммуникации людей определенного уровня, быть представленным в этом кругу и хорошо чувствовать пульс регионального бизнеса.

Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом – власть управлять, формируя комфортную среду, инфраструктуру, правила игры, а бизнес создавать новые проекты, рабочие места и платить налоги.

Если коротко, то власти и бизнесу надо находить эффективные форматы взаимодействия как по общим системным вопросам, так и по конкретным проектам, развивать формат государственно-частного партнерства. Чтобы власть лучше слышала бизнес, последнему надо объединяться, и более эффективно работать в общественных предпринимательских объединениях и отраслевых ассоциациях, а не просто числиться в них.

— Какие шаги необходимо предпринимать власти и бизнес-сообществу, чтобы сделать жизнь в крае лучше и в чем заключаются перспективы развития региона ?

— Перспективы Владивостока, на мой взгляд, достаточно очевидны — это центр международного сотрудничества России и АТР. Об этом много говорят, но мне кажется, что нам всем не хватает достаточного фокуса на этой задаче, и, поэтому все происходит достаточно вяло в этом смысле. Если бы такая задача действительно стояла во главе угла у властей всех уровней, то, наверное, мы бы не ждали пять лет появления первого международного сетевого отеля во Владивостоке, не ждали бы 3-4 года передачи нашего аэропорта международному профильному оператору. Наверное, уже должен был бы появиться и конгрессно-выставочный центр мирового уровня, и морской терминал для приема больших круизных судов и создана дружелюбная для местных людей и гостей Владивостока городская среда, хотя бы в пределах исторического центра с пешеходными зонами, адекватной системой общественного транспорта и международно-ориентированной системой навигации и необходимых сервисных услуг.

Только сильная мотивация может изменить мир

— Что бы Вы хотели пожелать начинающему предпринимателю в условиях современной экономической нестабильности ?

— Начинающим предпринимателям я бы пожелал веры в себя, в свой продукт и удачи. А тем, кто еще не решил для себя начинать или не начинать этот путь, я бы посоветовал 100 раз подумать, а действительно ли тебе это надо и действительно ли ты жить без этого не можешь – без дела, которое готов реализовывать 24 часа в сутки, без какой-то безумной идеи, ведь за все это придется очень многим заплатить.

Чтобы не жалеть впоследствии о потраченных годах жизни, своих силах, возможно потерянных чужих деньгах, возможно потерянных друзей, надо иметь очень сильную мотивацию: не заработать на хорошую машину, квартиру и заграничные поездки, а действительно изменить этот мир или, по крайней мере, какую-то небольшую его часть.

Директор компании "ДВ-Регион" Кирилл Потапенко

Директор компании "ДВ-Регион" Кирилл Потапенко. Фото: Антон Новгородов, РИА PrimaMedia

Напомним, проект РИА PrimaMedia "Секреты бизнеса" рассказывает о рыночной среде, в которой живет и действует региональное предпринимательское сообщество, а также предлагает вниманию читателя реальные истории становления и развития приморского бизнеса.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Сергей Косиков: Создание успешного бизнеса начинается со швабры

Заработать на чужом бизнесе: тонкости приморского консалтинга

Кирилл Белоус: Если клиент пришел в "ВЛ Лоджистик", мы будем работать долго и счастливо

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia