Бизнес. 5 декабря 2016, 11:05
Сергей Ткачёв. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Секреты бизнеса

Сейчас без компетенций в бизнесе делать нечего – вице-президент «Гиперавто» Сергей Ткачёв

Основатель крупнейшей на ДВ и в Сибири сети автомаркетов - о силе знаний, важности команды, проактивности и преодолении страхов

5 декабря 2016, PrimaMedia. Имя Сергея Ткачёва, основателя крупнейшей на ДВ сети автомаркетов "Гиперавто", до недавнего времени не было известно в предпринимательском сообществе Приморья. Но бизнес-форум "РОСТ" (проходил во Владивостоке 11-12 ноября), судя по всему, вывел Сергея в публичное и медийное пространство региона. Мастер-класс Ткачёва "Простыми словами о сложных финансах" был встречен с неподдельным интересом и аудиторией, и освещавшей форум прессой. Редакция РИА PrimaMedia обратилась к предпринимателю с просьбой об интервью, и сегодня мы публикуем текст беседы.

Базовая потребность

— Когда вас пригласили выступить спикером на форуме "РОСТ", вы сразу согласились? И, кстати, зачем вам это было нужно?

— Мне всегда казалось, что различные форумы проводят, что называется, "для галочки". Иными словами, такие мероприятия носят откровенно политический, протокольный характер, участвуют в них, по преимуществу, с целью пиара и некоего хвастовства друг перед другом. Либо ради развлечения и тщеславия…

Однако мои товарищи переубеждали меня по поводу форума "РОСТ". И в этом году я решил попробовать себя в роли лектора, провести мастер-класс, выбрав при этом одну из самых сложных тем. Форуму "РОСТ", кстати, удалось собрать в этом году представителей бизнес-сообщества разных возрастов, и в массе — заинтересованных и внимательных слушателей. Это стало для меня большим открытием. Я искренне рад росту популярности предпринимательства в Приморье.

Охотно продолжу эту практику изложения сложных вещей простым языком, так как вижу, что к этому появился интерес, это актуально, полезно людям и востребовано.

Сергей Ткачёв

Сергей Ткачёв. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

— Как журналист уверенно могу сказать, что до "РОСТа" вы явно не входили в пул региональных предпринимателей – медийных персон. То есть на форуме, по сути, был ваш дебют в публичном поле. Не страшно было выступать перед незнакомой аудиторией?

— Я кстати и сейчас не собираюсь входить ни в какой "пул региональных предпринимателей". Мне нравится делиться знаниями, помогать предпринимателям вести бизнес эффективней.

Думать о выступлении было страшно. Но — клин выбивают клином: для того, чтобы побороть страх перед публичными выступлениями, надо просто начинать "выходить на публику". Преодоление этого страха для меня — саморазвитие. Волнение отступило, как только я увидел на лицах людей искренний интерес к моим словам, это невероятно помогает и "драйвит".

Вот у человека есть шесть базовых потребностей, и в зависимости от разных этапов жизни их приоритетность меняется: Стабильность, Новизна, Значимость, Сопричастность, Развитие и Вклад в жизни других.

У меня есть потребность развиваться, узнавать что-то новое и делиться этим, то есть вносить вклад в чью-то жизнь. Замечу, что такая потребность — помогать и делиться — появилась только лет пять назад, до этого я был сосредоточен только на себе и семье.

Когда возникает искреннее желание "стать полезным вкладом" в общество и чью-то жизнь, наилучший способ этого достигнуть — публичные выступления. Для меня это один из способов реализации стремления к новизне, так как я люблю все новое.

Точно также, к слову, я расцениваю и страх начать свой бизнес: для того, чтобы побороть его, просто начните бизнесом заниматься. Масштаб предпринимателя вообще выражается в том, какого уровня проблемы на каком-то этапе перестает его пугать или расстраивать. Например: сколько проблем одновременно ты можешь получить и остаться в ресурсном, нормальном состоянии? Три-пять? Тяжело, страшно? Безусловно! Но ключевой момент здесь — решать возникший вопрос, а не трястись от страха, скуля и бездействуя.

— Судя по реакции аудитории форума, многие ваши молодые коллеги явно были не прочь у вас поучиться – и бизнесу, и жизни. А у вас самого есть наставник? И нужен ли он в принципе?

— У каждого человека, интересующегося и развивающегося, должны и могут быть наставники, и их нужно искать. Я рад, что у меня есть несколько наставников, к которым я всегда могу обратиться и получить грамотный совет и поддержку — по менеджменту, эмоциональному интеллекту, по управлению персоналом и т.п. Я постоянно учусь у этих людей на протяжении многих лет. А также нахожу новых компетентных, отзывчивых людей.

Для меня важно, не только доходчиво рассказать слушателям о бизнесе, но и что б они начали использовать те навыки, о которых я рассказываю. Я четко знаю и постоянно доношу эту мысль до всех: научить никого ничему нельзя. Только ты сам можешь у учителя научиться. Не может бизнес-тренер взять и натренировать, натаскать тебя что-то делать, но он может рассказать тебе, к чему стремиться и на что при этом обращать внимание. А научиться ты можешь только сам. Нужно брать и делать! Применять, использовать. Я много рассказывал о важности управленческой отчетности, но лишь девять человек обратились ко мне за текстом выступления и таблицами…

Жизненные позиции "Автора" и "Жертвы"

— Но все-таки наставник — наставником, а должна же быть у человека предпринимательская – или, если больше нравится, бизнесовая — "жилка"?

— "Бизнесмен" с английского языка переводится как "деловой человек". Любой предприниматель — априори деловой человек, и, соответственно, бизнесмен. Но само понятие "предприниматель", как мне кажется, более масштабное. Предприниматель — это человек в постоянном поиске, он не может остановиться на достигнутом, всегда ищет новые цели, идеи и пути самореализации. Рискует, созидает, меняет мир к лучшему.

Мое глубокое убеждение: бизнесменами не рождаются, ими становятся. Хотя, конечно, и среда влияет: если родители — с высшим образованием, то у ребенка конечно больше шансов хорошо учиться. А если подросток регулярно наблюдает, как родители смотрят телевизор и пьют пиво на кухне — шансов добиться успехов в жизни у него куда меньше, чем у ребенка, перед глазами которого — пример читающих, мыслящих, образованных родителей.

Вместе с тем печально, что именно обеспеченные, состоявшиеся родители часто воспитывают ребенка в парадигме вседозволенности. Такой ребенок — "перекормлен", у него нет цели, ему ничего не надо добиваться, расти, развиваться — не в его приоритете. А ведь именно в знаниях и стремлении к успеху — сила.

Интервью

Интервью. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

— Как представляется, практически любой образованный человек, работающий по найму, периодически испытывает острое желание "бросить все" и начать свое дело. Вместе с тем процент реализации таких желаний – мизерный. Почему так происходит?

— Кстати, и предприниматель в период череды неудач часто испытывает желание бросить все и начать работать по найму.

Если серьёзно, то для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко понимать разницу между предпринимателем, менеджером и просто специалистом в организации. Хороший специалист готов работать и рисковать в рамках своей собственной зарплаты. Менеджер готов не только делать свою работу хорошо, но и нести ответственность за своих подчиненных. Но опять же – он готов рисковать только своей зарплатой.

Предприниматель же готов нести ответственность и за себя, и за всех сотрудников своей компании — и рисковать при этом всем своим имуществом. В этом и заключается принципиальное отличие между бизнесменом, менеджером-управленцем и рядовым специалистом.

Так вот, нужно прежде всего ответить себе на вопрос — кто ты сам? В какой роли тебе комфортно?

Хуже нет, когда человек мечется. Стал начальником, но не готов нести ответственность за других. Он неизбежно будет в случае проблем подставлять и обвинять в ошибках кого угодно, но только не себя, что отравит атмосферу в коллективе и приведет к увольнениям. А брать на себя ответственность — вообще не характерная для большинства людей черта.

Люди, как правило, деньги брать готовы, в вот ответственность — нет.

— Если позволите — про деньги. Есть такое расхожее выражение: "Банкротство — дело временное, а бедность – навсегда". Вы согласны с этим?

— Согласен. Банкротство для одних людей — это крах навсегда, потому, что далеко не у всех есть силы подняться и вновь начать все с нуля. Банкротство опустошает, забирает силы, некоторых — просто уничтожает. Всем сейчас известный американский бизнесмен Дональд Трамп из миллиардера превращался в бедняка несколько раз, но продолжал делать свое дело и снова вставал на ноги.

То, что происходит с человеком, зависит исключительно от той позиции, которую он сам выбрал в жизни – "Автора" или "Жертвы". 98% людей живут в парадигме "Жертвы", поэтому наступают на одни и те же грабли и никогда не понимают, почему это с ними происходит. Таких людей — большинство, они не берут никогда на себя ответственность, во всех бедах винят других, ноют, ругают, критикуют, и в основном — "на кухнях"

Я как-то с детства понял, что никто кроме меня самого ничего мне не даст, и я сам ответственен за все, что со мной происходит. Это позволяет, сделав ошибку, проанализировать ее и не повторять. Возможно, это мой самый главный навык или особенность. Я, конечно же, делал множество ошибок, но никогда не повторял их вновь.

Нет на свете ни вины, ни оправданий. Есть только твой выбор, и потом — результат этого выбора.

Этот подход трудно объяснить кратко, но суть его я изложил четко. Те, кто это поймет, сможет сильно изменить свою жизнь.

Сергей Ткачёв

Сергей Ткачёв. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

— А еще говорят, что развитию предпринимательской прослойки в российском обществе очень мешает хрестоматийная человеческая лень…

— Лично я стал заниматься бизнесом именно из-за своей лени. С 14-ти лет я работал на пивзаводе грузчиком. Уставал, но мать настаивала, что б я работал каждое лето и понимал цену деньгам и времени. Потом была стройка ВГУЭС, еще косил траву, был дворником, автослесарем и т.п. Все это напрягало: не хотелось вставать по утрам, заниматься физическим трудом, то был явно не мой выбор.

Все время мне тогда кто-то говорил, что мне делать. И это было нормально: пока у тебя мало знаний, кто-то все время будет решать за тебя. Но чем более образованным ты будешь становиться, тем шире горизонт будет открываться перед твоими глазами. Свою жизнь в итоге ты сможешь выбирать сам. Ум, знания и деньги дают возможность все решать в своей жизни самому. Дают свободу, но всегда в комплекте с ответственностью. Не всем это по душе.

Кстати, когда у тебя нет цели, ты работаешь на того, у кого она есть.

Лично я хотел как можно меньше работать и как можно свободнее жить. Поэтому нашел занятие себе по душе — торговля, менеджмент. Когда же ты находишь то занятие, которое тебе действительно нравится, то лень становится неуместна, тебе не приходится заставлять себя это делать. Ты кайфуешь, делая, радуешься, получая результаты!

Если же дело не приносит удовольствия — бросайте его. Такой бизнес заберет энергию и не принесет ничего хорошего. Ищите то, что вас "драйвит". Не обязательно, кстати, только работать на себя. Можно быть счастливым, работая на умного человека или же в команде единомышленников. Главное — делать любимое дело в хорошей деловой атмосфере. Вот почему мне всегда важно, что думают и чувствуют мои сотрудники.

— Кстати, об отношениях с людьми. Возможно ли в принципе совмещать бизнес и дружбу?

— Можно, но непросто, даже, скорее, сложно. Нужно подумать десять раз, прежде чем решиться работать с другом. Это двойная менеджерская ответственность с обеих сторон, обоих друзей. Нужно быть очень мудрыми, честными и ответственными.

Один умный израильтянин сказал, что с учителями нужно дружить, а друзей – "покупать". Разумеется, мы говорим не о денежных отношениях, а о некой взаимной пользе. Я за ту дружбу, когда вы делитесь друг с другом чем то: знаниями, поддержкой, нужными эмоциями, помощью. Словом я — за взаимодополнение, а "игра в одни ворота" далека от настоящей дружбы. Мы с братом – оба бизнесмены и друзья. Он более мягкий, я более жесткий, и мы хорошо друг друга дополняем, его знания дополняют мои и наоборот. Это и есть пример дружбы в бизнесе.

— Процитирую один из тезисов вашего выступления на "РОСТе": "Компании создаются и убиваются людьми, как правило, одними и теми же". Как вам удается самому не "убивать" собственные же проекты?

— Лично мне очень помогают мои сотрудники, моя команда. Вопрос здесь в том, на сколько демократичную обстановку ты создал в коллективе. Если ты только командир, отдающий приказы, — ошибки будут совершаться и повторяться регулярно. Если у вас действительно команда, в которой каждый может спокойно высказать свое мнение и даже несогласие по тем или иным вопросам — количество ошибок будет минимальным. Мне удалось за 7 лет выстроить классную команду управленцев, и я часто признаю, что бываю не прав, когда коллеги говорят мне об этом, доказывают и указывают на ошибки. Мы подстраховываем друг друга, дополняем. У нас есть все командные роли – "Генераторы идей", "Исполнители", "Координаторы", "Воплотители идей", особо ценен "Оценивающий контролер". Без него, без его сухого анализа цифр мы бы "косячили" чаще.

Но я видел компании, в которых человек утверждает, что у него — слаженная команда, но при этом как диктатор дает указания, требуя беспрекословного подчинения, превращая коллектив в безропотных исполнителей его воли безо всякой инициативы.

Тихо, добросовестно и безропотно они все вместе пойдут ко дну.

Вообще, в бизнесе очень важно не только тщательно настроить свое дело, но и уметь вовремя отойти от операционного управления, чтобы просто не мешать людям работать. Если коллектив работать без тебя не умеет, значит, ты плохо их научил, не умеешь доверять и делегировать. Но если научил хорошо — не лезь и не мешай. Управляй по контрольным параметрам, реперным точкам. Было бы странно лезть с советами к зубному, рассказывая, как правильнее ставить тебе пломбу? К сожалению, многие управленцы этого не понимают, разрушая тем самым хорошие команды, отпугивая отличных специалистов.

Классные специалисты, профессионалы уважают себя и прекрасно знают себе цену. Таких людей деньги слабо мотивируют, они не бывают без работы, и поэтому удерживать их можно только солнечной, справедливой, профессиональной атмосферой в компании и в менеджменте. В разных ситуация и с разными людьми нужно применять разные стили управления.

Если профессионалу хорошо у тебя работать, он лучше любого "Хэдхантера" перетащит к тебе своих знакомых профессионалов.

— Как быстро вы начинаете чувствовать, что вам пора "отойти от операционного управления" в том или ином проекте и начать новый?

— Вообще, навык доводить начатое до конца должен прививаться в детстве. Но меня, например, патологическая потребность к новизне. Каждые три года мне надоедает квартира, в которой я живу, машина, на которой я езжу, одежда, в которой хожу и т.п. Даже страны и города. Представляете, как переживает моя супруга?... Но она с каждым годом мне только милее… Она же тоже меняется вместе со мной постоянно.

И конечно, мне надоедает одно и то же направление в бизнесе, которым я занимаюсь. Поэтому я развиваю самые разные бизнес-проекты, при этом беру на себя этот риск осознанно и с удовольствием. Если какой то проект мне наскучил, я, конечно, сначала доведу его до конца, а потом продам или делегирую его кому то подготовленному и займусь чем-то новым.

Тем и хорош бизнес — он безграничен, всегда можно находить новые проекты, идеи и интересные для себя направления.

— И в завершении беседы – ваш главный совет начинающим предпринимателям.

— Главный совет молодым бизнесменам — привыкайте к "авторской" позиции в жизни, только так можно достичь успеха. Читайте, прислушивайтесь к более опытным коллегам, самообучайтесь, потому что без знаний бизнес сегодня построить невозможно, времена халявы закончились навсегда.

В офисе "Гиперавто"

В офисе "Гиперавто". Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Справка: ТКАЧЁВ Сергей Анатольевич родился и вырос во Владивостоке в семье врачей. В 2000 году закончил ВГУЭС по специальности инженер-автомеханик. В том же году основал компанию "Автобиз", в 2010 вышел из нее и занялся розницей. В 2010 году основал "Гиперавто", став первым гендиректором. Через несколько лет компанию преобразовали в ассоциацию автомагазинов. Сейчас Сергей Ткачев занимает должность вице-президента ассоциации магазинов "Гиперавто-консалтинг".

"Гиперавто" — торговый бренд сети автомаркетов на Дальнем Востоке, где продают запчасти, масла, автохимию, автошины и диски, инструменты, аксессуары. Также при магазинах есть автосервис, шиномонтаж и мойки. Общее количество магазинов — 38. Общее количество автосервисов — 19.

Юридический статус компании — "Ассоциация автокомплексов Гиперавто-консалтинг", ее действующим президентом является Сергей Карачев (отвечает за открытие автокомплексов, продажи и т.д.), вице-президентом — Сергей Ткачёв (отвечает за развитие персонала, маркетинг, стратегическое планирование и взаимодействие с членами ассоциации).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Хороший финансовый директор поможет не разорить компанию — Сергей Ткачев

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia