Бизнес. 06 марта, 09:50
Ольга Стаценко. Фото: ИА PrimaMedia
Секреты бизнеса

Ольга Стаценко: Предприниматель – это профессия, которой нужно учиться

Основатель «Бизнес-Академии» – о том, как большинство людей тратит впустую свой потенциал, потому что не знает элементарных вещей

6 марта, PrimaMedia. Лежа на диване, бизнесменом не стать, также как не заработать миллион без труда и упорства. Чтобы грамотно выстроить дело, получать прибыль и, главное, развиваться не только внутри существующего бизнеса, но и увеличивать его масштаб – необходимо учиться. В этом убеждена создатель и директор "Бизнес-Академии Ольги Стаценко", для которой обучение предпринимателей Приморья стало особой миссией. Подробнее о работе одноименной академии и рынке бизнес-образования в Приморье Ольга Стаценко рассказала в интервью ИА PrimaMedia.

— Вы шесть лет занимаетесь бизнес-образованием во Владивостоке. Как все устроено в вашей компании, по какому формату работаете?

— Мы проводим семинары и тренинги, насыщенные работающими, практическими инструментами. Преподают в академии наставники и тренеры, имеющие большой практический опыт создания собственного бизнеса. Мы считаем, что только люди, которые сами смогли построить, удержать и развивать свой бизнес способны научить других. Хорошо говорящие спикеры – это замечательно, но энтузиазм быстро проходит, а работать нужно. Поэтому, мы всегда предостерегаем своих слушателей — не относитесь к знаниям, которые Вы получите, как к очередным данным, которые Вы "когда-нибудь примените". Это "когда-нибудь" никогда не наступит. Ни завтра, ни через месяц, никогда. Успеха достигает только тот, кто сразу применяет полученные знания на практике. Иначе это будет лишь еще одна груда ненужной информации в Вашей голове.

Сейчас в арсенале Бизнес-Академии, помимо открытых семинаров и тренингов (когда приглашаются тренеры из Москвы и других городов), мы предлагаем авторские корпоративные программы для компаний по актуальной для них тематике (продажи, мотивация и т.д.), а для начинающих и уже действующих бизнесменов – системное обучение в Школе предпринимательства.

— Расскажите подробнее о Школе предпринимательства, которую вы открыли в прошлом году. Она для тех, кто только хочет войти в бизнес, или быть собственником уже существующей компании обязательное условие?

— Школа предпринимательства – и для тех, и для других и даже для третьих. Все бизнесы и собственники разные. Поэтому обучение делится на разные категории. "Курс Стартап" подходит для тех, кто занимается бизнесом до трех лет, или тех, кто собирается открывать компанию. "Базовый курс" — для собственников и гендиректоров, которые больше 3-5 лет в бизнесе. Таким предпринимателям мы помогаем выстраивать систему, чтобы собственник выходил из оперативного управления и начинал стратегически развивать бизнес. Есть также "Курс для руководителей" для обучения заместителей, топ-менеджеров и т.д.

Во Владивостоке проводят большое количество семинаров и тренингов, на которых можно получить разовые знания по конкретной тематике. Но для малого и среднего бизнеса важно получить именно комплексные, а не разовые, знания. Поэтому мы создали свою систему обучения. За три месяца в Школе мы учим основам управления, маркетинга, управления продажами, работе с персоналом, проектному управлению, "подводным камням" налогообложения, основам финансового контроля, бизнес-планированию, рассказываем, как строить бизнес системно.

— Чем знания, полученные в Школе, отличаются от тех, которые можно почерпнуть в рамках открытых семинаров?

— В рамках того или иного курса Школы предпринимательства, специалисты дают инструменты для ведения бизнеса системно, в комплексе. А уже отдельные навыки можно прокачать потом и на отдельных семинарах.

— Что скажете о преподавателях? Есть ли достойные и полезные лекции от местных экспертов? Или делаете ставку на "привозных"?

— Есть местные эксперты, но очень мало. Тем более, что мы стараемся давать своим слушателям не просто теорию, а делиться инструментами, то есть, тем, что можно и нужно сразу применять, практиковать. Все преподаватели, с которыми мы работаем – эксперты-практики. Это очень важно для бизнеса. Кстати, когда говорят про "теорию", стоит обратиться к истокам этого слова, в переводе с греческого, оно означает – "зрелище, праздник". Мы не устраиваем "зрелище" из семинаров и не даем "вау-эффекта". Все преподаватели являются собственниками бизнесов, знают, как все работает, на практике испытали, на своем деле проверили.

Ни для кого не секрет, что есть опыт американских или европейских компаний. Но есть и особенная российская среда, в которой многое, что используют успешные иностранные компании, работать просто не будет. Любые инструменты нужно подстраивать под наш менталитет. Все говорят, что делать, но мало кто говорит, как. У нас говорят.

Я не верю в 30-летних тренеров. Человек должен несколько лет поработать, при этом еще и в подчинении побыть, стать топ-менеджером, узнать дело изнутри, потом открыть свой бизнес и поработать в нем несколько лет. Только после этого он может начинать чему-то учить других.

Те тренеры, которых я привожу, являются экспертами в своей области. Нельзя все знать о бизнесе. Я, например, знаю, как бизнес построить, ведь он у меня не один, и знаю, как управлять. Но мне больше нравится работа с людьми и продажи, именно этому я и могу научить. Да, я знаю про налогообложение, про финансы, про управление проектами, но я не могу этому научить, я в этом не эксперт.

— Как проверяете преподавателей? Приходилось ли обжигаться?

— За время своего личного обучения, которое длилось почти 20 лет и продолжается до сих пор, я прошла огромное количество семинаров и тренингов, в том числе и не продуктивных. Когда я училась, обжигаться приходилось часто. Но совсем бесполезной учебы не бывает. Из любой информации можно достать крупицы, находить смысл. Но зато со временем я стала четко понимать, что нужно и что не нужно, какие тренеры хорошие, какие – нет. Я хотела привезти во Владивосток, тех экспертов, которыми осталась довольная сама, инструменты которых помогли расти моему бизнесу. По такому принципу я начинала, позже отталкивалась от запросов клиентов.

Одно неизменно – случайные люди ко мне не приезжают. Я всех тестирую на себе. Дело в том, что встречаются специалисты, которые выгорают и не растут. Если тренер не дает больше новых инструментов, я его просто не привожу во Владивосток. Рынок развивается очень быстро, специалисты должны развиваться в таком же ритме. Некоторых тренеров я слушаю по восемь раз и каждый раз, как в первый. Это именно тот специалист, который сам движется и ведет за собой других.

— С какими проблемами предприниматели чаще всего обращаются в Академию?

— Проблемы у собственников одинаковые, основная – управление персоналом. Предприниматели хотят понять, что делать с сотрудниками. Я в свою очередь уверена, у хороших руководителей нет плохих сотрудников. Если есть проблемы с персоналом, значит, есть проблемы в управлении, не выстроена система. Люди не работают по двум причинам: либо не хотят, либо не могут. Руководитель сначала должен обучить персонал, а потом уже мотивировать, работать над эффективностью и так далее. А если человек не хочет, его не надо брать на работу. Это все менеджмент. Этому нужно учиться.

Еще одна проблема – отсутствие оперативного управления. Собственники не понимают, как делегировать работу сотруднику таким образом, чтобы излишне его не контролировать, но и не пускать все на самотек.

Управление финансами для многих тоже оказывается "темным лесом". Ведь посчитать, сколько получили и сколько потратили — это мало для бизнеса. Приморские компании редко занимаются ценообразованием, чаще ставят стоимость своих товаров или услуг, как "среднюю температуру по больнице". Насколько это справедливая цена? Насколько она выгодна для тебя? Кто-то открывает новое направление, не понимая, будет ли это работать, принесет ли прибыль. Бизнес – это предпринимательская деятельность, связанная с получением прибыли. Мы для этого бизнес открываем. Есть у нас эксперт по управлению проектами Игорь Фролов, который говорит: "Я научу людей. Пусть лучше в самом начале поймут, что они будут три года работать и не получат прибыли и откажутся от этого, чем будут работать эти три года вхолостую и чувствовать себя неудовлетворенными, неуспешными".

У русских людей огромный потенциал, им нужно лишь задать вектор. Мы силы тратим впустую только потому, что не знаем элементарных вещей.

Где у нас учат бизнесу? В университетах, школах экономики? Нет, конечно. Там сидят преподаватели, которые сами ни одного миллиона не заработали. Как они могут научить? Я как-то в ДВФУ об этом сказала, они на меня обиделись. Но ведь это справедливо.

Ты можешь быть великолепным практиком, шикарным бизнесменом, но не сможешь научить. А людей, которые умеют и бизнес строить, и обучать, очень мало. Я их намываю, как золотой песок, по крупицам.

— Вы открывали Бизнес-Академию в одиночку. Когда пришли к тому, что нужно нанимать помощников?

— Я была одна лишь первые три месяца, позже появился один и второй менеджеры, потом помощница. В одиночку справится трудно, организация мероприятий требует много сил и времени. Среди менеджеров по продажам, как правило, "выживают" парни. Потом они через полтора-два года уходят, открывают свой бизнес. Они в академии получают столько инструментов и опыта, что открывают свое дело. Постоянно работают два или три менеджера, а также помощник, PR – директор и несколько специалистов на фрилансе.

— Основной поток клиентов – малый бизнес?

— Да, я люблю малый и средний.

— Крупный не идет учиться?

— В крупном бизнесе собственники выросли, поэтому у них есть потребность в другом обучении. Они отправляют получать знания топ-менеджеров, которых я, например, не очень жалую. Это касается именно сотрудников крупных компаний. Дело в том, что неизвестно, применяет он полученные знания или нет, принесло это пользу компании или нет. Мало кто это отслеживает. Как правило, директора по персоналу осваивают бюджет на обучение. Мне это "освоение бюджета" претит как собственнику бизнеса. Если уж деньги потрачены, то важно, чтобы это было с пользой. А вот из малого и среднего бизнеса обучаются, в основном, собственники. И если они своих сотрудников отправляют на обучение, то не просто спрашивают, а требуют, чтобы внедряли полученные знания.

— Какой еще полезный контент для управленцев или продажников у вас есть?

Есть, например, семинар по продвижению в социальных сетях. Необязательно же собственнику бизнеса туда идти. Эта тема будет полезна для маркетологов и PR-директоров. Есть тренинг "Профессиональные продажи", который в марте прошел практически с аншлагом, пришлось даже проводить дополнительный день. Этот тренинг-интенсив для менеджеров по продажам, ведет его собственник двух бизнесов, руководитель с 23 летним стажем Елена Стецюк (г. Хабаровск).

Есть замечательный семинар Андрея Тысленко (г. Москва) "Менеджмент для собственника", этот семинар только для собственников бизнесов, помогает им избавиться от "розовых очков" и взять полностью под контроль свой бизнес. И многое другое.

— Вы говорили ранее, что Бизнес-Академия – это отдушина для вас и скорее любимое дело, чем работа. В образовании предпринимателей Приморья Вы видите свою особую миссию?

— Я хочу, чтобы бизнес развивался. Меня часто спрашивают: "Зачем тебе это надо?" Надо. Я не хочу, чтобы мои дети уезжали из Владивостока. Молодежь покидает родной край только потому, что не видит перспектив для себя. Моя задача – помочь предпринимателям развиваться, ведь чем больше будет успешных компаний, в которых молодежь сможет расти, тем лучше. В Приморье больше людей будет оставаться, в том числе и мои дети.

С другой стороны, единственный, кто обеспечивает благосостояние страны и людей – это бизнес. Если я хочу жить в хорошем подъезде и ездить по хорошим дорогам, это означает, что я должна что-то делать.

— Вы заметили, что бизнес за последние несколько лет помолодел? Действительно ли "старичкам" наступают на пятки бесстрашные и амбициозные?

— Это действительно так и это радует. Шесть лет назад, в аудитории университета, где я раз в полгода читаю лекции, из 100 студентов думали заниматься бизнесом не больше двадцати человек. Тогда все хотели быть чиновниками. Сегодня начать свое дело планируют почти все из аудитории. Я многим коллегам, кто уже долго в деле, говорю, что нас "подпирают". Молодые предприниматели активные, наглые, у них нет страха, им нечего терять. У них по-другому устроены мозги. Мне это нравится.

— Как вы относитесь к тренингам, вебинарам или семинарам, которые обещают сделать из предпринимателей миллионеров чуть ли ни сразу после того, как они прослушают курс?

— Нельзя стать миллионером, лежа на диване, нельзя стать миллионером, не владея инструментами. Предпринимательская деятельность – тяжелая профессиональная работа. Управлением нужно заниматься профессионально.

Бизнесмен – это профессия. На врача учатся 8 лет, на учителя – 5 лет. Почему мы решили, что бизнесменом можно стать сразу? Сборища, где говорят, что сейчас ты сделаешь первое-второе-третье, после этого заработаешь миллион – пустая трата времени.

Меня в этом не проведешь. Возьмите статистику. В мире 5-6% успешных людей. Возьмите зал в 100 человек, которые собрались на курс "Как стать миллионером". Вот из этих 100 человек 5-6 станут миллионерами. Просто потому, что это статистика. Несмотря на то, придут они на это шоу или нет, они все равно станут миллионерами, 5-6%, не более. И заслуги шоу в этом нет никакой. Это обман. Если ты ничего не будешь делать, то будешь среднестатистическим человеком.

— А если говорить о мероприятиях для бизнеса, которые проводят во Владивостоке, таких, например, как форум "Продажи и маркетинг" или "Рост". Можно ли это считать частью рынка бизнес-образования? Насколько такой формат необходим местному бизнесу?

— Форум – это не обучение. Я это называю "расшарить" мозги, засветиться, познакомиться, установить контакты. Это неплохой нетворкинг. Главное помнить, что если ты соберешь 50 визиток, и даже если у тебя визитка Миклушевского окажется, то большой пользы от этого не будет. Человек дал тебе визитку, но о тебе еще ничего не знает. Это не знакомство, не презентация.

Форумы – это возможность за небольшое время получить концентрат информации. Информации, а не знаний. Понять, где у тебя пробелы, уже потом пойти и этому обучаться. За полтора часа реальных инструментов и глубоких профессиональных знаний не получишь, но вскрыть пробелы в знаниях форум помогает. Ведь никто не обещает, что ты выйдешь после форума и станешь крутым бизнесменом. Любое мероприятие такого формата — своего рода диагностика, когда плюсом ты получаешь заряд энергии. Подобные конференции позволяют выбраться в мир и понять, что таких как ты много, а также это возможность с новым зарядом энергии продолжать строить свой бизнес.

— Ближайшее мероприятие, которое пройдет во Владивостоке, направленное на поддержку малого и среднего бизнеса – премия в сфере экономики "Золотой мост". Насколько подобный формат соревнования эффективен для предпринимателей? Ведь это лишь оценка работы компании. Нужно ли это?

— Нужно. Ведь сотрудников нужно мотивировать, поощряя или наказывая. А самих бизнесменов кто поощрит? Собственники большую часть своего времени уделяют работе с сотрудниками, а самих владельцев кому мотивировать? Мы – социальные люди. Похвала очень нужна. И неважно, зарабатывает бизнесмен 20 тысяч рублей или 2 миллиона. Он – великий человек просто потому, что решился пойти в плавание один, отвечать за свою семью и за семьи своих сотрудников. Он эту ответственность на свои плечи повесил. А мы ему благодарность какую-то выносим? Мы разве говорим: "Спасибо, что открыл бизнес?" Нет. Его бьют со всех сторон. Бизнесмен зачастую чувствует себя как олень, которого окружили волки, и каждый хочет отодрать кусочек.

Поэтому премии нужны. Но не те, где ты заплатил деньги за первое место. Это неправильно. Нужна реальная оценка бизнеса.

Бизнесменам иногда достаточно сказать, что они молодцы. Государство это не делает. Так давайте сами будем делать.

Напомним, "Золотой мост 2017" — это премия и бизнес-конференция, учрежденные с целью оказания поддержки малому и среднему бизнесу Приморского края. Организаторами бизнес-премии являются корпорация развития Приморского края, администрация Приморского края и межрегиональный информационный холдинг PrimaMedia.

Бизнес-премией будут отмечены те представители МСП, кто смог внедрить новые подходы и технологии для решения бизнес-задач. Независимое экспертное жюри определит победителей в 10-ти номинациях, выделив достойнейшие компании, которые создали новое направление бизнеса, добились впечатляющих финансовых результатов, стали инициаторами значимых общественных преобразований.

Подать заявку на участие можно на официальном сайте бизнес-премии.

Программа бизнес-конференции будет включать площадки для усиления взаимодействия между бизнесом и властью, опытными и развивающимися представителями бизнеса, воркшопы, тренинги и неформальные встречи с экспертами. Значимое место на конференции займут станции нетворкинга, мероприятие в формате венчурной ярмарки и специализированная выставка, где компании смогут представить свои продукты и услуги, протестировать услуги B2B, принять участие в презентации стартапов, найти партнеров и инвесторов.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia