До президентских выборов в России остается год. Но мы, многострадальный народ России, не ждем от них каких-то перемен. Косметические реформы, безусловно, будут. Вероятно, сменится треть состава Правительства, а на смену "майским указам" 2012 придут другие насущные задачи. Тем не менее, есть опасения, что уровень жизни граждан продолжит ухудшаться.
Все громче идет разговор о непопулярных мерах в социальной сфере. В частности, в Минфине давно уже призывают к резкому повышению пенсионного возраста. С одной стороны, финансисты правы. Перекос в пенсионной сфере такой, что рыночных механизмов недостаточно, нужны постоянные вливания из бюджета, речь идет о триллионах рублей. С другой стороны, власть всячески уклоняется от реформ. Федеральные выборы идут постоянно. И перед выборами вроде нельзя повышать пенсионный возраст, а после выборов некомильфо. Власти хочется, как можно дольше сохранить идиллию единения с народом, купаться в лучах "невероятного доверия" масс. Впрочем, высокие проценты партии власти не должны никого обманывать, прежней идиллии давно уже нет. Тем более, что после выборов общественное бурление успокаивается и министром Правительства уже не хочется брать на себя ответственность за непопулярные, спорные решения. Наступает "не время для реформ". Да, и печальный опыт зурабовской "монетизации" в Правительстве еще помнят.
Результат этой "добренькой" социальной политики будет таким. Сначала мы окончательно исчерпаем резервные фонды, потом усилим нагрузку на печатный станок, либо перейдем к внешним заимствованиям. Тянуть с реформами можно еще несколько лет. А дальше настанет час Х – поскольку экономику в наперсток не переиграть. И мы окажемся в ситуации, когда для сведения концов с концами пенсионный возраст придется повышать скачкообразно. Собственно, у Пенсионного фонда России есть научная модель, которая называется актуарные расчеты. Это система прогнозирования будущих финансов, просчитанная до 2060-2080 – х годов. В условиях демографического спада, когда соотношение числа работников на количество пенсионеров продолжает снижаться, ничего хорошего эти актуарные расчеты России не сулят. Я примерно догадываюсь, что мое поколение (тем, кому сейчас 40) будет уходить на пенсию в 65 лет как мужчины, так и женщины. Причем женщины наибольшим образом пострадают от этих давно ожидаемых шоковых реформ, ведь сегодня они выходят на пенсию в 55, тогда как мужчины в 60.
Уже два десятилетия в пенсионной сфере России идет плавное закручивание гаек, но оно пока невидимое глазу. Пенсионный возраст не повышают, зато двигают "коэффициент Т" (срок дожития) – важнейшую часть пенсионной формулы, что позволяет понемногу сокращать пенсионное довольствие действующим пенсионерам в его реальном выражении. Для работающих людей вводятся новые сложные для выполнения правила исчисления пенсионного стажа, в результате многие представители моего поколения будут обречены на бедную старость. К сожалению, людей в России, понимающих, как устроена пенсионная система – единицы. А "эксперты" часто подобны слепцам, ощупывающим слона – кто-то щупает хобот и считает, что это шланг, а кто-то ногу и думает, что это дерево. Большинство депутатов и политиков не в состоянии разобраться, за что голосуют и агитируют.
У затяжки с реформами есть еще одно объяснение: в пенсионной и социальной сфере очень легко навредить. И даже правильные и логичные реформы легко могут оказаться морально неприемлемыми основной массе граждан, даже когда речь идет об улучшении их материального положения. Поэтому тут нужны заведомо правильные решения, причем вопрос пенсионного возраста для сбалансирования пенсионной системы – далеко не самый первоочередной и важный. На мой взгляд, назревшие решения по совершенствованию пенсионной системы надо принимать до выборов, чтобы сформировать понятные правила игры на ближайшие шесть лет, чтобы обновленный состав правительства России не был отягощен грузом заведомо непопулярных решений. И реформу важно провести щадяще. Ведь что такое, повысить пенсионный возраст на два-три года? Это, по сути, ограбить множество людей, ведь на недополученную сумму ежемесячных пенсий каждый мог бы автомобиль купить. И это трудная задача – быть при такой реформе деликатным, исходить из пользы и удобства для людей, не залезая им в карман.
Самое главное сейчас – принять закон о статусе Пенсионного фонда России. Владимир Владимирович Путин поставил подобную задачу перед министрами Правительства уже много лет назад, но воз с места так и не сдвинулся. А этот закон крайне важен всей пенсионной службе, хотя бы чтоб была возможность платить социальным сотрудникам зарплаты, достойные среднего класса, а не прожиточный минимум на постном масле. Ведь как иначе повысить престиж профессии социального работника, равно как и престиж профессии учителя? Только установив достойную зарплату. Но для этого в стране должны быть нормальные законы.
На первом этапе также важно отрегулировать досрочные трудовые пенсии. У нас много вредных профессий, где на пенсию отправляют досрочно, при этом не учитывается, что зачастую условия труда давно изменились, и вред практически нивелирован. Тем не менее примерно треть граждан России выходят на пенсию досрочно. Многие на пять или десять лет раньше. И это колоссальная нерыночная (нестраховая) нагрузка на пенсионную систему. Нельзя взять и одномоментно отменить досрочные пенсии. Но двигаться в этом направлении надо решительно, при этом предлагая людям реальные компенсационные механизмы потерь, например, через валоризацию, продвинутую медстраховку, систему соцдоплат и премий.
Пора назвать вещи своими именами! Позволяя работникам вредных производств уходить на пенсию досрочно, пенсионная система России активно субсидирует и поощряет экологически вредные производства. А за чей счет? Не только за счет налогов, но и за счет всех добросовестных плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Сегодня для предприятия быть экологически ответственным значит ослаблять свои конкурентные позиции. Алчным капиталистам не особо выгодно вкладываться в защиту здоровья работников и в улучшение условий труда, ведь их все равно можно отправить на пенсию досрочно и набрать новых. Но считать умеют все. Даже легкое колебание тарифа заставит корпорации куда более серьезней относится к защите труда и окружающей среды, чтобы не попадать в реестр вредных производств. А поэтапное устранение досрочных пенсий заставит работников и профсоюзы жестче требовать улучшения условий труда.
Сейчас все громче обсуждается вопрос, надо ли отправлять в отставку Правительство? Справляется Медведев или нет? Но Дмитрий Анатольевич Медведев – это политик, который умеет избегать провалов из-за относительно непопулярных мер. По сути, Медведев – это улучшенный вариант Виктора Черномырдина, который тоже умудрялся избегать непопулярных действий. Но любая отсрочка реформ означает лишь то, что многие меры придется осуществлять позже, но уже по жестокому сценарию как для граждан, так и для бизнеса. Новые министры не будут иметь достаточного запаса прочности как у Медведева, а прессинг со стороны Минфина будет лишь расти. Поэтому реформы будут куда более радикальными, нежели чем те, как бы их проводил сам Медведев. И мы получим парадоксальный результат. Ныне непопулярный и такой "слабый" премьер потом вдруг превратится в эдакого Брежнева-Косыгина, когда все будут вспоминать о сытых и спокойных временах.
Сейчас на правительство идет жесткое давление. С одной стороны, все понимают, что под президентские выборы исполнительную власть ждет традиционная перетряска. С другой, все громче звучат разного рода обвинения, в том числе и в коррупции, идут призывы к протестной активности. Но для Медведева вероятная отставка – это шанс сохранить лицо в сложной макроэкономической ситуации, отмежевавшись от непопулярных реформ. Непонятно, как потом дальше сложится его судьба – возьмет ли он паузу как Кудрин или уйдет руководить крупным регионом, ВУЗом или холдингом, но у него сохраняться все шансы возвращения в высокую политику. Но тешить себя радужным сценарием Медведеву не стоит. Поскольку тот же Виктор Черномырдин так и не получил в Думе того большинства, что было необходимо для назначения, несмотря на полную поддержку со стороны Бориса Ельцина. Но шансы у Медведева на возвращение и вправду неплохие. А пока ходят слухи, что правительство может возглавить молодой технократ.
Отсюда вывод. Мы, рядовые граждане, не знаем, какой срок отмерен Правительству, будут ли его менять до президентских выборов. Но пока оно действует, важно именно его силами осуществить ряд непопулярных реформ. Чтобы в следующие шесть лет и президенту, и правительству быть хоть чуточку проще.
В обществе и в народном хозяйстве существует огромный запрос на перемены, но нельзя быть столь наивными, чтобы не понимать, что перемены должен осуществлять не "хоть кто угодно", а именно само Правительство. Но перемены сродни лекарствам, приходится есть и горькие пилюли, да и далеко не всегда лечение приятное. В преддверии выборов общество настроено на большую порцию популистских мер и приятностей, а вот горьких пилюль оно точно не жаждет. Но так уж складывается политическая жизнь, что на смену респектабельным политикам во власть приходят политики-сантехники, задача который быстро и жестко почистить засор, а потом быть прилюдно уволенными.
Я иду на президентские выборы, и мне хотелось бы серьезной дискуссии о переменах, необходимых для укрепления России и ее экономики. Ведь никто из системных политиков, рассуждая о пенсионной реформе, не будет требовать принятия закона о статусе ПФР, хотя бы потому, что они не в курсе наличия проблемы, либо ее существенно недооценивают. А я буду, и знаю, что тысячи сотрудников пенсионной службы меня в этом поддержат. Что это пойдет на пользу каждому россиянину, бизнесу в целом. И наличие полноценного статуса у ПФР резко снизит риск любых форм шоковой терапии в социальной сфере.
Об авторе
Анатолий Баташев родился в 1976 году во Владивостоке в семье журналистов. Окончил лицей в Нальчике, затем факультет международных отношений МГИМО. Работал редактором на "Первом канале" В 2008-2010 гг. советник председателя правления Пенсионного фонда России. Один из лидеров экологических гражданских активистов, защитник Кучинской березовой рощи. В декабре 2016 заявил об участии в президентских выборах 2018 г., пригласив к дебатам других потенциальных участников выборов – Григория Явлинского, Алексея Навального, Владимира Жириновского, Ирину Прохорову, Бориса Титова и Андрея Богданова, а также представителей КПРФ, эсеров и "Единой России", когда эти партии определяться с выбором кандидатов.