Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
19 апреля, 10:11
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
19 апреля, 20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19 апреля, 19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19 апреля, 19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19 апреля, 19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19 апреля, 19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19 апреля, 19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
19 апреля, 18:41
Асфальт - бомба: дорога в Хасанский район стала ловушкой для водителей
19 апреля, 18:41
МТС бесплатно покажет во Владивостоке фильм "Мира" с переводом на жестовый язык
19 апреля, 18:32
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Японцы представили новую концепцию развития Владивостока

Российскому форпосту предлагается несколько стратегий для преобразования
24 апреля 2017, 12:20 Общество
Владивосток Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Владивосток
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

Юлия Шатина. Несколько месяцев японские специалисты анализировали сильные и слабые стороны Владивостока, изучали специфику города и проводили соцопросы и, наконец, представили концепцию его развития. Российскому форпосту предлагается несколько стратегий развития, опираясь на анализ его проблем и преимуществ, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе администрации Приморского края.

Когда-то Владивостоку пророчили судьбу второго Сан-Франциско. Сегодня у восточных ворот России выбор гораздо богаче: университетский городок, индустриальный парк, Медиа-Сити или "ворота в инновации". Как будет развиваться Владивосток, как немецкий Гамбург или итальянский Генуя, японский Цукуба или китайский Гонконг – японские эксперты, разрабатывающие концепцию, предлагают взять всего понемногу, но остаться собой.

Преимущества

Сильные стороны Владивостока. В первую очередь японские эксперты отметили концентрацию высших учебных заведений в городе.

"Владивосток в целом похож на университетский городок – образовательные учреждения по всему городу. Дальневосточный Федеральный Университет является одним из ведущих вузов России. Институты и университеты готовят отличные кадры для стран Дальнего Востока и Азии", – отмечают исследователи.

Среди безусловных преимуществ Владивостока – богатые природные и культурные ресурсы.

"Владивосток – единственный в Азии европейский город с архитектурой XIX-XX века, безусловные преимущества – историческая застройка города, вокзал Транссибирской железнодорожной магистрали, живописная прибрежная территория и рельеф", – говорится в концепции.

1 / 5

В архитектуре города отражается и уникальный многонациональный и многоконфессиональный характер Владивостока, отмечают исследователи.

Выгодное геополитическое положение по-новому определяет важность евразийских связей, добавляют специалисты японской архитектурно-инжиниринговой компании.

"Владивосток – крупнейший город Дальневосточного федерального округа, расположенный на пересечении многих морских и воздушных маршрутов на берегу Японского моря, в непосредственной близости от экономических центров Японии, Южной Кореи, Китая и Тайваня", – подчеркивают эксперты.

Недостатки

В числе основных проблем города японские исследователи отметили устаревшую инфраструктуру, транспортную загруженность, некомфортную городскую среду и стагнацию промышленности. Среди причин последней – спад рынка подержанных автомобилей, одной из ключевых отраслей экономики Владивостока, низкий коэффициент использования портовых мощностей и слабое развитие рыбной промышленности

Некомфортной городскую среду делают в первую очередь нехватка общественного транспорта и отсутствие комфортного пешеходного движения, низкая частота работы существующей железнодорожной линии, отмечается в концепции. Кроме того, автобусные остановки зачастую расположены в небезопасных для пассажиров местах.

1 / 3

Нехватка комфортного пространства для движения пешеходов обусловлена интенсивным движением автотранспорта и рельефом города. Высокий уровень автомобилизации города – это не только транспортные заторы, но и негативное воздействие на окружающую среду. Городские реки – Первая речка, Вторая речка и река Объяснение, загрязнены промышленными объектами. Специалисты отмечают нерациональное использование береговой полосы под размещение промышленных объектов.

Владивосток нужно развивать как региональный центр образования, инновационной экономики, туризма и культуры, с приоритетным сохранением окружающей среды – таково мнение японских экспертов.

Сделать структуру города "умной" и компактной

Специалисты предлагают изменить градостроительную структуру города, рассредоточив городские кластеры, концентрация которых является причиной многих проблем, в том числе транспортной загруженности города и некомфортной городской среды. Новые городские кластеры должны быть связаны функциональной и устойчивой, "умной" транспортной системой, такой как транспортное кольцо. Кроме того, децентрализация экономических центров, по мнению экспертов, будет способствовать развитию новых отраслей промышленности.

Нужно создать на базе старых объектов деловой центр транзитно-ориентированного типа, сохранив при этом особенности ландшафта. Примерами в этом служат японские города Тояма и Йокогама, а также английский Медиа-Сити.

Так, в Тояме эту стратегию воплощали в жизнь, поощряя жителей и бизнес переезжать в зоны вдоль маршрутов общественного транспорта, там же строились и городские объекты культуры. "Сердцем" города стал крупный молл, с большим количеством бесплатных парковочных мест. Оживленную атмосферу в центральной части города создали с помощью IT.

Владивостоку необходимо усилить торговую и культурную функции, считают эксперты. Примером в этом может послужить японский город Йокогама.

Иностранные эксперты видят Владивосток в роли международного обменного узла. Для повышения деловой привлекательности рекомендуется проведение различных выставок и конференций. Новые городские центры бизнеса будут способствовать развитию новых отраслей промышленности. В прибрежной зоне необходимо создавать парки и другие места массового отдыха горожан.

Примером транзитно-ориентированного делового центра, созданного на базе старых объектов, могут послужить набережные Сэлфорд, это бывшая портовая зона в Манчестере. Старый промышленный район был преобразован в зону предпринимательства за счет перепланировки и новой застройки в 1981 году. Сегодня здесь расположены торговый центр, офисы, гостиница, кинотеатр, музей, университет, жилая застройка, а также деловой центр "Медиа-СитиUK", где расположены офисы ведущих представителей медиаиндустрии, например, студия ВВС.

Сообщение центра города Манчестер с набережными Сэлфорд организовано с помощью легкого метро под названием "Метролинк", под маршруты которого преобразована часть существующих ж/д путей.

Создать эффективную транспортную систему

Владивосток загружает большой поток грузового транспорта, обусловленный наличием близости порта. Помимо этого, объем транспорта в центральной части города вырос за счет увеличения числа автовладельцев, отсутствия необходимого ж/д сообщения между городом и пригородами, и неудобной транспортной системы самого города.

Для улучшения транспортной ситуации необходимо разделить потоки грузового и легкового транспорта, изменив градостроительную структуру и функциональное зонирование, а также создать систему пешеходных маршрутов в центре Владивостока, в том числе объекты, поддерживающие вертикальное сообщение в холмистой части города, – эскалаторы.

Так, в Портленде, например, была внедрена система легкого метро и трамвайного движения. В центральной части города построили довольно протяженную торгово-пешеходную зону с высокой концентрацией автобусных остановок. Для увеличения пассажиропотока были введены зоны бесплатного проезда, включая подъезды к торговой зоне. Широкие тротуары, озеленение и паблик-арт вдоль торговой зоны сделали пешие прогулки очень популярными как у жителей, так и у туристов. Количество парковочных мест в центре города ограничено.

1 / 3

Немецкий Фрайбург добился превращения центра города в пешеходную зону, транспортное обслуживание которой обеспечивается трамвайным движением, проезд для автомобильного транспорта ограничен. Для поощрения использования общественного транспорта там ввели безлимитный проездной билет с разумной стоимостью на весь общественный транспорт. В городе построили семь больших перехватывающих автостоянок, для тех, кто пересаживается на трамвай, они бесплатны.

Этот опыт рекомендуется перенять и Владивостоку. По мнению японских специалистов, необходимо ограничить автомобильное движение в центре города и поощрять использование общественного транспорта. Также в центре необходимо создать торгово-пешеходную транзитную зону и внедрить парковочную систему по принципу перехватывающих автостоянок.

Развитию пешеходных зон поможет система эскалаторного сообщения.

Такая была внедрена в китайском Гонконге и помогла преодолеть холмистый рельеф города, обеспечив безопасное движение пешеходов. Эскалаторы облегчили подъем наверх и спуск со склонов и пользуются большой популярностью у населения. Развитие схожей системы эскалаторов возможно в центральной части Владивостока, отмечают эксперты.

Владивостоку нужна новая бизнес-платформа для развития предпринимательской инициативы

По мнению авторов исследования, такая бизнес-платформа оживит экономику города. Отличной базой для научно-исследовательских разработок может стать Дальневосточный федеральный университет. Помимо этого, в центре города необходимо создание инкубационных платформ для удовлетворения научных потребностей студентов и исследователей. Это могут быть небольшие офисные пространства для стартапов, рабочие зоны для производства прототипов и общие пространства для взаимодействия инвесторов и исследователей.

Так, университетский городок в японском городе Цукуба построен вокруг одного из престижных национальных университетов Японии – в пригородном районе Токийского столичного региона. В основу легла концепция города-сада. В Цукубе расположено несколько научно-исследовательских институтов, которые были переведены сюда для повышения концентрации высших образовательных и научных учреждений, что привлекло частные компании и соседние технопарки. Остров Русский может последовать его примеру.

Умный город Касива-но-ха в 25 километрах от Токио – это территория двух государственных университетов и новой многофункциональной застройки. На территории города была основана Открытая Инновационная Лаборатория Касива-но-ха (KOIL), являющаяся одним из крупнейших коллективных офисов в Японии. KOIL предоставляет различную поддержку стартапам, включая предоставление фабрики для работы над прототипами, поддерживающие стартап-программы и организацию мероприятий по обмену идеями.

1 / 2

Для создания подобной платформы для развития инновационного бизнеса во Владивостоке могут быть использованы исследовательские мощности Дальневосточного Федерального Университета на острове Русский. Для этого необходимо создать в Приморье свой KOIL – структуру, которая будет осуществлять взаимодействие между университетом и внешним миром, и поддерживать бизнес-начинания.

Инкубационные платформы можно создать, используя исторические здания, как в креативном районе Савамала в Белграде. Район Савамала расположен на южном берегу реки Сава вблизи исторического центра Белграда, с богатой историей и культурными традициями. Еще семь лет назад исторические здания там находились в ветхом состоянии, а район был экономически неразвит. "Городской Инкубатор" стал блестящим проектом Гете-Института, превратив район в новый центр предпринимательства и значительно улучшив качество жизни населения. К 2015 году в заброшенных складах и особняках в стиле модерн появился культурный центр, а также центр предпринимательства, вдохновляющий жителей района на инновации и новую экономическую деятельность. В Савамале функционируют более десяти местных и международных проектов в области искусства, архитектуры, урбанизма и благотворительности.

Владивосток может последовать этому примеру и использовать исторический центр как основу для развития творческой индустрии и создания инкубационной платформы, отмечается в концепции.

Улучшение городской среды и восстановление существующих отраслей экономики

Улучшить городскую среду поможет перемещение портовой и промышленной зон из исторического центра, считают японские эксперты. На высвобожденной территории предлагается создать центр туризма и коммерции. Тогда существующие отрасли будут развиваться как чистые и высокодоходные, необходимо внедрение очистных сооружений и перемещение заводов, расположенных вдоль рек во Владивостоке.

Хороший пример – это перепланировка и новая застройка Хафен Сити, старого порта в Гамбурге, второго по величине города в Германии. Здесь были построены университет, Эльбская филармония города Гамбурга, офисные и жилые площади, а также метро. Пространство вдоль воды стало популярной общественной зоной. Смешанная застройка оживила соседние с Хафен Сити территории. Новое назначение старых складских сооружений способствовало возрождению старого порта.

Во Владивостоке можно использовать этот опыт для перепланировки и новой застройки территорий вдоль рек.

По такому же принципу был создан "умный порт" в Роттердаме, где гавань вблизи центра города была перепланирована и заново застроена с перемещением портовых функций. "Порт Вижн 2020" был призван укрепить международную конкурентоспособность портов и промышленных зон и экономическую основу города, и вполне справился с этой задачей. Таким же образом можно разгрузить часть порта в бухте Золотой Рог, считают эксперты.

На базе же портовых мощностей можно создать коммерческие районы, например, как на верфи Батлерс в Великобритании, где старые склады в центре Лондона были преобразованы в рестораны, магазины и жилые помещения. Особенности складского интерьера при этом были сохранены и очень востребованы малым бизнесом.

Сохранение особенностей ландшафта Владивостока

Во Владивостоке много исторических, культурных и живописных пейзажей, которые определяют характер города, отмечают японские исследователи.

"Эти особенности важны не только для жителей города, но и для туристов, которые хотят увидеть что-то уникальное, свойственное только Владивостоку. Будущий план застройки должен учитывать черты Владивостока, отражающие специфику этого города", – говорится в концепции.

Для этого необходимо восстановить портовую зону с сохранением городского ландшафта и исторических зданий, и организовать здесь общественные пространства.

Так возродили портовую территорию в итальянском городе Генуя. Набережная стала общественно значимым местом, здесь была построена торгово-пешеходная зона с ресторанами, магазинами и конференц-центром. Некоторые исторические здания после перестройки получили вторую жизнь.

1 / 2

Бывшая военно-морская верфь в американском городе Бруклин после перестройки сочетает несочетаемое: в индустриальном парке теперь ремонтируют суда, производят виски и телевизионные программы. Творческая деятельность была развита на базе старых промышленных мощностей, заводов и складов вдоль залива.

Набережные в центре Владивостока на сегодняшний день используются не в полной мере. Целесообразно строительство общественных парков и торгово-пешеходных зон с некоторыми коммерческими видами деятельности, рекомендуют исследователи.

Особенно важны обзорные площадки, с которых открываются потрясающие виды на панорамы города, считают специалисты.

"Виды Владивостока являются важным достоянием города и нуждаются в защите и контроле", – считают эксперты.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Японцы попросили помощи у жителей Владивостока в разработке мастер-плана развития города

Япония починит дороги во Владивостоке и разгрузит их от пробок

Энергия воздуха: японские ветропарки построят во Владивостоке

1493025614