Штраф 5 000 рублей: россиянам запретили срывать и продавать популярные цветы
19:11
МедиаСубботник во Владивосток: как это было (фото)
18:47
Скука Тельцов, страсть Дев, подъем Весов: подробный гороскоп на 21 апреля
18:30
Жителя Приморья будут судить в Магадане за затопление рыболовецкого судна
18:18
Известный астролог Володина предрекла искрометные петарды богатства до 1 мая
18:00
В Приморье за сутки потушили четыре пожара
17:13
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы
16:00
Следователи проверят информацию о вырубке березовой рощи в Находке
15:16
Чертова дюжина автопробегов в Китай: что ждет туристов в Приморье в 2024 году
14:10
В Уссурийске мужчина стрелял из газового пистолета по детской площадке
13:47
Житель Приморья, пришедший в суд с предметом, похожим на оружие, взят под стражу
13:04
Баскетбольный клуб "Динамо" уступил уральскому "Темп-СУМЗ" в плей-офф Суперлиги
12:34
Новую меру поддержки ветеранов СВО и их семей вводят в Приморье
11:30
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56

Антропологи из КБ "Стрелка" выявили главные проблемы Владивостока

В ходе серии глубинных интервью специалисты "Центра городской антропологии" узнали, о чем думают жители столицы Приморья
14 июня 2017, 07:15 Общество
Владивосток ИА PrimaMedia
Владивосток
Фото: ИА PrimaMedia

Специалисты Центра городской антропологии (ЦГА) КБ "Стрелка" провели исследование во Владивостоке, чтобы выяснить, какие основные проблемы существуют в городе, и что о нем думают его жители. Результаты исследования будут использовать специалисты "Стрелки", которые разрабатывают проект общественных пространств приморской столицы и стандарты благоустройства для российских городов, сообщает ИА PrimaMedia.

Как рассказал корр. ИА PrimaMedia руководитель ЦГА Михаил Алексеевский, экспедиция во Владивосток проходила с 26 ноября по 7 декабря 2016 года. Было проведено 20 полноценных глубинных интервью, что является рекомендованной нормой.

"Следует отметить, что, несмотря на довольно крупные размеры города, в нем обнаружилась тенденция, характерная для многих более мелких российских городов: многие информанты — как "обычные горожане", так и эксперты — оказались знакомы друг с другом. В числе экспертов были опрошены журналисты, сотрудники культурных учреждений, архитекторы, предприниматели, урбанисты, экологи и др.", — рассказал Алексеевский.

Ниже приведены выдержки из итогового отчета, которые оказались в распоряжении ИА PrimaMedia.

Далеко от Москвы, близко к Пекину

Как выяснили московские специалисты, Владивосток характеризуется довольно яркой социокультурной спецификой и высокой степенью культурной обособленности. Широко распространено представление о городе как о находящемся "на краю России", в удалении от европейской части страны и от практически всех крупных российских городов, вследствие чего многие жители сравнивают жизнь во Владивостоке с жизнью на острове или другой изолированной территории.

Важным при этом оказывается не только пространственный, но также и временной аспект удаления: многие информанты делятся жизненными историями, основанными на несовпадении часовых поясов с Москвой и вызванных этим проблемах, а также выражают недовольство тем, что именно они вынуждены подстраиваться под европейский ритм.

1 / 4

В целом зависимость от федерального центра практически все информанты оценивают неодобрительно: по их мнению, Владивосток — крупный город, способный осуществлять часть управления самостоятельно; однако, к примеру, типичные логистические модели федеральных сетей предполагают транспортировку грузов из Азии в Москву и затем обратно на Дальний Восток, что жители Владивостока считают глупым и нелогичным.

Пространственное удаление Владивостока от европейской части России и, напротив, близость города и края к восточным государствам играет важную роль в локальных нарративах. Регионы европейской России характеризуются как "Запад" и, зачастую, заслуживают неодобрительной оценки, а азиатские государства, пусть и заметно отличающиеся в культурном отношении, считаются более близкими и понятными.

Тема границы и идентичность жителей приграничья играет важную роль в локальном тексте: практически все информанты имеют загранпаспорт и регулярно путешествуют за границу, у многих в прошлом есть истории челночных поездок в Китай "помогайками". Нахождение Владивостока вблизи границы горожане оценивают высоко и считают, что оно благотворно влияет на темп жизни города и мобильность его жителей — многие из них, кроме соседних государств, бывали в странах Юго-Восточной Азии, в США и др. и были бы не против превращения Владивостока в международный транспортный хаб.

В локальном тексте бытуют также и типичные мотивы приграничной ксенофобии, особенно в отношении северокорейцев и китайских браконьеров, однако в целом идею "жёлтой угрозы" горожане воспринимают скорее скептически.

Они бегут, мы их не любим

Согласно результатам исследования, как и во всей остальной России, молодёжь во Владивостоке зачастую стремится уехать на запад России на учёбу и работу. Горожане среднего возраста выражают желание уехать в западные регионы "на пенсию", по окончании активной трудовой жизни. Как и во многих регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в городе можно встретить множество рекламных объявлений о продаже жилья в Санкт-Петербурге, Москве или других западных регионах; статистические данные подтверждают наличие миграционного оттока из региона.

Однако следует отметить, что отношение к отъезжающим "на запад" в городе довольно неодобрительное, так как горожане считают, что Владивосток способен предложить своим жителям множество возможностей саморазвития. В дополнение к этому распространённым сценарием является возвращение уехавших "на запад" — столкнувшиеся с этим горожане отмечают, что привязанность к городу оказалась для них важнее карьерных перспектив в других регионах.

Другим направлением миграции из города является отъезд в страны Азии и Северной Америки; у многих горожан есть опыт соответствующих путешествий, однако реальных историй переезда в Корею, Японию, США известно не так много. Здесь оказывается важным тот факт, что в городе довольно неплохо организовано изучение иностранных языков, в том числе восточных, поэтому миграция в Тихоокеанский регион облегчается.

Строить и жить не помогает

Износ жилого фонда в городе, по некоторым данным, превышает 40%. Одной из распространённых форм жилья являются так называемые "гостинки", которые массово строились в советский период в Сибири и на Дальнем Востоке в качестве временного жилья. На сегодняшний день "гостинки" используются как временное, транзитное жильё молодыми парами и студентами, как постоянное — одинокими людьми.

Строительство во Владивостоке ведётся в формате точечной застройки по всей площади города, однако можно выделить несколько жилых комплексов, созданных в последний период. Среди них — ЖК "Патрокл", ЖК "Зелёный угол", ЖК "Де-Фриз", ЖК "Алые паруса" — все они расположены в разных частях города.

Поскольку эти районы не являются удалёнными, а соседствуют с комплексами более ранней застройки, то жители старых и новых домов испытывают сходные проблемы, хотя в новых районах они ещё более явные. Основное недовольство вызывают плохая транспортная доступность, отсутствие обустроенных подъездных дорог, неполный и несвоевременный ввод в эксплуатацию очистных сооружений, проблемы с вывозом мусора и т. д.

Транспорт – одна большая проблема

Что касается транспортной ситуации в городе, то можно выделить несколько влияющих на неё факторов. Во-первых, это приморское положение города, наличие многочисленных бухт и проливов, расположение отдельных частей города на островах, а вследствие всего этого — разделённость районов города.

В связи с этим до недавних пор актуальной городской реалией был морской транспорт, связывавший населённые пункты Русского острова с "материком", а также полуостров Чуркин — с центром. После строительства мостов администрация приняла решение отказаться от паромного сообщения. Появление мостов (Русского и Золотого), с одной стороны, "приблизило" район Чуркин, а с другой — значительно отдалило жителей посёлков Русского острова (среди них — пос. Экипажное, Подножье, Рында, Шигино, Кэт), административно относящихся к территории Фрунзенского района.

Жители дальних частей острова оказались в сложном положении: оставшись без морского сообщения, они не получили новой асфальтированной дороги и по-прежнему вынуждены пользоваться грунтовой, которая, во-первых, устарела, во-вторых, не приспособлена к такой транспортной нагрузке. В итоге поездка в город — а таковых поездок требуют все социальные вопросы, в том числе медицинское обслуживание — занимает у жителей Русского 1,5–2 часа в одну сторону (90 км в общей сложности в обе стороны).

Второй фактор — это сложный рельеф, а также переменчивый климат города. Следствием этого являются "серпантинные" дороги, резкие перепады высот, зависимость от погодных условий. Так, в случае метели или сильного ветра мост на Русский остров перекрывается; регулярно случаются заторы в разных районах города. Существует и третий фактор — стратегическое положение Владивостока и наследие его закрытости советского периода: большое количество объектов военной инфраструктуры, ремонт и эксплуатация которых сопряжены с трудностями коммуникации с военными структурами.

В этом отношении показателен пример Русского острова, на котором до сих пор отсутствует асфальтированная дорога вглубь территории. Городская администрация мотивирует эту задержку тем, что дорога находится в ведении Министерства обороны, передавшего "гражданским" в пользование 25 метров ширины, в то время как для производства ремонтных работ необходимо 300 метров. Следует отметить, что городская администрация довольно часто применяет такой аргумент (сложность ведения переговоров с военными ведомствами или федеральными агентствами) в случае, когда ей необходимо снять с себя ответственность.

Основные виды общественного транспорта во Владивостоке — это автобусы, зачастую находящиеся не в лучшем состоянии, и маршрутки; именно на них приходится основной пассажиропоток. Перед проведением саммита АТЭС было практически ликвидировано трамвайное и троллейбусное сообщение (представлены одним–двумя маршрутами на окраинах), а в связи с запуском автомобильных мостов были ликвидированы паромы).

1 / 4

На сегодняшний день транспортная система города характеризуется гиперавтомобилизацией и в целом неудовлетворительным состоянием общественного транспорта (это касается качества перевозок, сложностей коммуникации жителей, водителей и руководства транспортных компаний, сбоев в расписании, оборудованных без учёта климата остановок общественного транспорта и др.).

Вкупе с не лучшим состоянием дорожного полотна, сложностями рельефа и др. это порождает очень частые пробки в светлое время суток. При этом пользование общественным транспортом ассоциируется с унижением и стрессом, особенно для уязвимых групп населения. Хорошо иллюстрирует ситуацию с общественным транспортом метафора "лоховоза", которую использовал для описания автобусов один из экспертов.

Неудовлетворительное состояние общественного транспорта (особо следует отметить, что все информанты в один голос утверждают, что "пять лет назад было гораздо хуже"!) порождает ситуацию, в которой автомобиль для жителей Владивостока является не роскошью, а действительно жизненной необходимостью — тем более что доступность автомобилей в регионе очень высока.

Впрочем, высочайший уровень автомобилизации создаёт городу большие неудобства: все информанты отмечают, что как в центре города, так и на окраинах, очень остро стоит вопрос парковки (подземных/наземных паркингов в городе практически нет), а улицы города явно заточены под нужды автомобилистов — тротуары в центре довольно узкие, а время ожидания пешеходов на переход центральных улиц может составлять несколько минут.

При этом те же информанты отмечают, что выходом из этой ситуации может быть разве что кардинальное изменение всей дорожной политики, и мирятся с этой проблемой (практически все наши информанты, даже ярые урбанисты, приезжали на интервью на машинах).

Для людей?

Несмотря на то, что жители не указывают особенных проблем с озеленением города, наличие зелёных массивов внутри города невелико. Имеется некоторое количество скверов и парков, которые используются для прогулок с детьми и др. На своих окраинах Владивосток граничит с лесными массивами, и жители этих районов не испытывают затруднений с доступом к зелёным зонам. Экспериментальное озеленение (к примеру, дизайнерские клумбы), как показывают материалы интервью, воспринимается жителями города скорее отрицательно.

1 / 3

Долгое время большой проблемой Владивостока было отсутствие прямого выхода к морю, несмотря на береговое положение города. Это было связано с тем, что практически вся береговая линия относилась к ведению тех или иных организаций: торговых и военных портов, строительных и грузовых компаний, промышленных предприятий. Этим объясняется популярность рекреационных активностей в удалении от города (например, крайне популярные поездки на пляжи островов Рейнеке, Петрова, Русского и т. д.).

Ситуация несколько изменилась с обустройством пляжей и набережных в черте города, но следует отметить, что до сих пор выход к морю в черте города возможен исключительно в районе набережных (наб. Спортивной гавани, Цесаревича и Корабельной, а также наб. маяка Токаревская Кошка на полуострове Эгершельд, где пляжный отдых в основном имеет стихийный характер).

Парадоксально, но приморский город не имеет сплошной прогулочной зоны вдоль моря — создание и обустройство подобного общественного пространства часто встречается в списке пожеланий горожан.

1497413724