Политика. 08 июня, 09:30
Инстаграм. Фото: ИА PrimaMedia
Авторская колонка

Депутаты и парламент Приморья в социальных сетях: ошибки, успехи и рекомендации

Мониторинг

8 июня, PrimaMedia. Интернет давно стал неотъемлемой частью нашей жизни и политики, в частности. Личные страницы в Facebook, Одноклассниках, телеграм-каналы, сообщества стали не просто средством общения для пользователей, но и качественной площадкой для позиционирования политиков, ньюсмейкинга и взаимодействия с избирателями. Однако не во всей стране ситуация с точки зрения публичности и открытости представителей власти одинакова. Если депутаты Госдумы в большинстве своем представлены в социальных медиа, активно их использует и экспертное сообщество, то для отдаленных территорий эта история пока совсем новая. Такой вывод можно сделать, оценив присутствие депутатов Законодательного собрания Приморского края в социальных сетях (СС). Большинство депутатов на использует сети, а те, кто присутствует, в большинстве своем не имеют четкого позиционирования. Предлагаем ознакомиться с мониторингом активности приморских парламентариев в социальных медиа, а также с некоторыми рекомендациями, что стоит взять на вооружение, а чего никогда не делать в публичном пространстве.

Итак, мониторинг показал, что

наиболее интернет-активные депутаты Законодательного собрания Приморского края состоят во фракциях "Единая Россия" и КПРФ.

Из 25 депутатов фракции "Единая Россия" в социальных сетях представлены 13 человек или почти 50%. Наиболее активными являются депутаты: Константин Богданенко (представлен в Одноклассниках, FB, Вконтакте, есть аккаунт в Твиттере, но пустой), Валерий Кан (аккаунты в Одноклассниках, FB, Вконтакте и в Твиттер, но также в Твиттере не генерирует контент), Дмитрий Новиков (рабочие аккаунты в FB и Instagram), Евгений Костюков (Одноклассники, FB, Вконтакте) и Олег Вельгодский (Одноклассники, Вконтакте и FB). Остальные депутаты-единороссы, у которых имеются аккаунты хотя бы в одной сети, либо редко генерируют контент, либо забросили свои странички.

Фракция КПРФ представлена в соцсетях на 90%. Безусловным лидером является депутат Артем Самсонов, представленный в Одноклассниках, FB, Вконтакте, Твиттере, Instagram и даже ЖЖ. Аккаунт в Instagram заведен и заброшен в 2014 году. Наиболее активен депутат в Facebook и ЖЖ, а в Твиттер идут перепосты из Живого журнала. На втором месте Андрей Ищенко, который регулярно наполняет контентом страницы в FB, Instagram и Вконтакте. По ряду косвенных признаков можно предположить, что выстраиванием образа Ищенко в соцсетях занимаются привлеченные специалисты. Коммунист Владимир Гришуков имеет аккаунты в Одноклассниках, Вконтакте и FB (обновления не систематические, часто публикации дублируются), Анатолий Долгачев – в Вконтакте и FB, Александр Тютерев – FB, Владимир Беспалов предпочитает Одноклассники. На их фоне отличаются два депутата – Владимир Хмелев, который забросил свой аккаунт в FB, и единственный депутат-коммунист, которого вообще нет в социальных сетях – Артавазд Оганесян. Последний парламентарий отличается и тем, что у него не заполнен профиль на сайте Заксобрания. Пожалуй, это самый непубличный депутат ЗС ПК.

ЛДПР. Самая необщительная фракция. Из нынешних четырех членов фракции ни один не присутствует в социальных сетях. Активен в социальных медиа выбывший из фракции в ЗС и перешедший на федеральный уровень — в Госдуму — депутат Андрей Андрейченко.

"Справедливая Россия". Фракция представлена одним депутатом – Алексеем Козицким. У эсера есть аккаунты в FB, Одноклассниках и Вконтакте. Последние обновления датированы 2011 годом.

"Российская партия пенсионеров за справедливость". Фракция также представлена одним человеком. Депутат Юлия Толмачева зарегистрирована в Одноклассниках, но там ее аккаунт закрыт, во Вконтакте страница не заполнена. Единственная "живая" страница депутата – в FB. Но сама депутат не делает публикаций.

Выводы:

Как видно, присутствие депутатов в социальных сетях довольно слабо – менее половины парламентариев имеют аккаунты. Из присутствующих в соцсетях народных избранников большая часть не занимается наполнением страниц и выстраиванием контент-стратегии. Статистически наиболее популярная сеть у депутатов ЗС ПК – Facebook. Видимо, сыграли определенные имиджевые аспекты, имидж элитарности этой социальной сети. Но в то же время, как показывает практика, у многих не хватает времени, либо желания на ведение своих аккаунтов даже в FB. Это открывает поле и простор для дальнейшей работы как самих депутатов и их помощников, так и PR-команд, которые могут конкурировать между собой за право выстраивания контент-стратегий.

У многих депутатов в их аккаунтах не прослеживается никакой стратегии. Создается впечатление, что они не пытаются себя никак позиционировать. Не воспринимают и не используют эти площадки и ресурсы как инструмент продвижения. Депутаты либо не понимают, зачем им соцсети и бросают свои аккаунты, либо ведут в формате обывателя.

Стоит отметить, что Приморский край отличается слабой активностью парламентариев и представителей власти в целом в социальных сетях. Из дальневосточных регионов достаточно высокую активность в соцсетях первых лиц и в целом политиков можно отметить в Якутии.

Зачем депутату социальные сети?

Во-первых, нужно понимать, что пользователи – это те же ваши избиратели. То есть вы можете напрямую вести диалог с конкретными людьми, получать обратную связь, а также доносить информацию о своей деятельности, фактически делая публичный отчет. Кроме того, социальные сети – это средство для формирования персонального бренда, более глубокого объяснения своей работы, донесения до аудитории своих позиций.

Конечно, нужно учитывать особенности аудитории различных социальных сетей. Достаточно посмотреть, как на вооружение взяла социальные сети Госдума. В Facebook – мнения и оценка, в Instagram – Госдума в лицах, "В контакте" и "Одноклассники" – разъяснение законов. Пока можно сказать, что хорошо у Госдумы зашли "Одноклассники". В Instagram не плохо, но не хватает разнообразия: на фотографиях повторяются одни и те же лица, кроме того, публикуются и без того известные личности, а депутатов, между тем, 450 человек. В остальных соцсетях на данный момент грешат пресс-релизными сообщениями. У Законодательного собрания Приморья, к слову, не так давно появилась страница в Facebook, но контент ограничен ретрансляцией официальных пресс-релизов.

Не все задумки ГД сейчас реализованы, но изначально идея хорошая. Стоит взять на вооружение. Но работать с социальными сетями публичным личностям нужно аккуратно. Всегда помните, что вы не просто человек, вы политик, а интернет – это публичная площадка. В принципе, есть понятные правила, с которыми предлагаем ознакомиться.

Ошибки или как делать не надо:

— Формальное присутствие в социальных сетях. То есть когда человек заводит страничку, делает несколько публикаций и забрасывает ее. Это чревато тем, что на депутата все же могут выйти избиратели, писать ему, обращаться с проблемами. Но они не получат обратную связь. Для них депутат будет дискредитирован;

— Выпил – за FB не садись. Размещая публикацию в соцсетях или вступая в полемику, подумайте дважды. Нужно помнить, что это публичная дискуссия, за которой наблюдают избиратели, представители других ветвей власти и СМИ. Любое ваше слово может быть использовано против вас. Нужно давать себе отчет. Не пишите то, что не готовы говорить в действительности лицом к лицу другому человеку;

— Соблюдайте этику. И этику в целом, и "корпоративную". Помните, что в СС вы представляете не только себя и своих избирателей, но и законодательную ветвь власти. И ваше поведение формирует мнение не только о вас как о человеке и политике, но и парламенте в целом;

— Не демонстрируйте в СС то, что не понравится избирателям или может быть неоднозначно воспринято: чрезмерные траты, отдых на дорогих курортах, сцены распития спиртных напитков, фото в стиле ню или неоднозначных костюмах;

— Не переборщите с личной жизнью. Фотографии семьи, истории взаимоотношений – воспринимаются хорошо. Но, главное, в меру. Помните, вы уже публичная персона, от вас ожидают несколько большего;

— Не поддавайтесь на провокации. Интернет – это пространство пользователей, которые в отличие от вас не сдержаны никакими рамками поведения. И некоторые могут сознательно провоцировать вас. Не вступайте в перепалки и долгие дискуссии. На своей странице устанавливайте свои правила;

— Никогда не оскорбляйте журналистов. Это чревато серьезными последствиями. Правило касается не только соцсетей, но особую бдительность стоит проявлять там;

— Если вас нет в соцсети, этот вакуум могут заполнить фейком (фальшивым аккаунтом). Кроме того, если вас нет в социальных сетях, это не значит, что там нет негатива в ваш адрес. Наличие аккаунта может помочь вам предотвратить "размазывание" негатива и облегчит его нивелирование;

— Не прибегайте к серым методам увеличения своей популярности в соцсетях таким как массфолловинг, покупка ботов.

Рекомендации или как делать стоит:

— старайтесь быть открытым (рассказывайте о себе сквозь призму событий, интересов);

— информируйте избирателей о своей деятельности;

— реагируйте на важные просьбы и обращения;

— говорите на языке своей аудитории. Далеко не все хорошо воспринимают официальный слог. Помните, вы в соцсети в первую очередь все же человек;

— Ведя работу в соцсетях, четко понимайте, кто ваша аудитория и какую мысль вы до нее хотите донести. У любого вашего действия должна быть цель;

— Четко разделяйте публикации по аудиториям и защищайте в зависимости от этого разными степенями приватности. Что-то для членов семьи и родственников — с соответствующим доступом, что-то для всех ваших подписчиков;

— Вступайте в региональные и профессиональные группы, сообщества в соцсетях. Избегайте группы, дискредитирующие вас как человека и

политика. Например, будет странным, если депутат будет состоять в группе "где купить кокс", "девочки, стриптиз 18+", "дипломы на заказ" и т.д.;

— помните, что законодательство РФ в вопросах оскорблений, диффамаций, экстремизма, терроризма и т.д. распространяется и на социальные сети;

— не бойтесь пользоваться рекламой для продвижения страницы и увеличения охвата аудитории, которой вы хотите донести свою позицию;

— постарайтесь свести к минимуму развлекательный контент (например, тесты);

— систематично наполняйте аккаунты. Делайте разный контент для разных соцсетей;

— не бойтесь пользоваться услугами PR-специалистов для формирования концепции присутствия в социальных сетях;

— обучите домашних основам информационной безопасности;

— однозначно формулируйте свои мысли, не допускайте разночтений;

— пишите грамотно.

Авторы: Ольга Кишаковская, политический обозреватель, руководитель отдела политики ИА PrimaMedia. Сергей Гребенюк, руководитель отдела логистики контента и SMM-редакции ИА PrimaMedia.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia