Общество. 19 июня, 15:25
Спектакль "Эдит и ее демоны". Фото: ИА PrimaMedia
Авторская колонка

«Эдит и ее демоны»: чтобы петь, нужно быть либо несчастным, либо влюбленным

Авторская рецензия на новую постановку Приморского драматического театра имени М. Горького

19 июня, PrimaMedia. Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:

— В конце нынешнего театрального сезона академический театр им. М. Горького порадовал публику яркой премьерой. 26 мая 2017 года состоялось представление музыкально-мистической мелодрамы в двух действиях "Эдит ее демоны" режиссера Вадима Данцигера. Пьеса была написана Еленой Исаевой с подачи Ефима Звеняцкого специально для репертуара театра.

Образ Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассьон, 1915-1963) – "парижского воробушка", знаменитой французской шансонье — неизменно притягивает к себе внимание писателей, сценаристов, режиссеров. Елена Исаева выбрала последний период жизни певицы, когда стремительно теряющая здоровье Эдит Пиаф встречает Тео Сарапо (настоящее имя Теофанис Ламбукас), который, будучи моложе ее на 20 лет, стал последней любовью певицы. Отношения между актрисой и ее молодым протеже были порицаемы обществом и служили поводом для сплетен в "желтой" прессе. Спустя годы последняя любовь Пиаф начинает восприниматься иначе. Тео Сарапо в глазах многих перестал быть просто молодым человеком, который расчетливо пользовался возможностями певицы для построения своей карьеры: его преданность Эдит до самой ее смерти свидетельствовала об искреннем чувстве.

Два действия музыкально-мистической мелодрамы концентрируют внимание зрителя вокруг одного дня певицы, сквозь который проходит вся ее жизнь. Драматическое действие перемежается песнями Эдит, которые органично встроены в драматургию спектакля.

Репетиция

Репетиция. Фото: ИА PrimaMedia

Пролог рисует знакомый каждому исполнителю момент начала репетиций. Эдит Пиаф (Наталья Овчинникова) – жесткая, скованная артритом немолодая женщина (болезнь сделала ее в 47 лет практически старухой) со своим верным аккордеонистом Луи (Ярослав Янковский) пробует звук в зале, властным окриком требует от служащих регулировки сценического освещения, рисуя образ нетерпимой, злой на весь мир дивы, вызывая у публики легкую оторопь: "И это — Пиаф?"

Поколение сегодняшних зрителей знает в основном лишь голос певицы, а ее образ давно приобрел мифологические черты, в которых теряется живой человек. Создатели спектакля, поставив зрителя в тупик, предлагают ему прожить вместе с певицей один день, чтобы понять, кем же была Эдит Пиаф, какие демоны терзали ее на протяжении жизни.

Основное действие спектакля происходит в артистической гримерной Эдит, в которой она находится в ожидании вечернего представления. Женщина устало опускается в пурпурное королевское кресло и пытается отбиться от докучающих ей близких людей: любимого Тео (Константин Суворин), верной подруги Момоны (Марина Волкова), врача (Сергей Коврижиных), администратора (Дмитрий Самотолкин). Окружение умоляет диву не пить, поесть нормальной пищи, а не привычного кофе с сухарями, сердит ее тем, что не несет газет и не показывает новостей, в которых вместо рассказа о ее концерте опять помещены сплетни по поводу ее отношений с молодым протеже. Друзья пытаются оградить певицу от назойливого внимания прессы, намекнуть на то, что надо больше отдыхать.

Кроме уже перечисленных персонажей, на сцене у кресла Эдит собралось странное общество, которое не видит и не слышит никто — кроме главной героини. Одетые в белые гротескные костюмы призраки явно хорошо знакомы Эдит, они вторят живым и безуспешно просят певицу поберечь себя. Героиня раздражена: все, все сговорились против нее и настойчиво пытаются лишить главной радости в жизни – любимой работы и публики.

Интервью с журналистом (заслуженный артист России Сергей Миллер), от общения с которым пытаются удержать ее друзья и помощники, погружает Эдит в воспоминания прошлого. Из установленной на заднем плане сценической конструкции в виде театральной тумбы, на которой отображены фотографии и афиши певицы, по одному из непроглядной тьмы постепенно выступают белые фигуры. Перед зрителем предстают призраки любимых людей Эдит, каждого из которых она трагически потеряла и искренне оплакивала.

Как в калейдоскопе перед публикой проходят ярчайшие, связанные с явившимися призраками воспоминания из жизни певицы. Лишенное матери детство, в котором главное место занимал отец (заслуженный артист России Евгений Вейгель), научивший маленькую Эдит выживать на улицах Парижа. Отец был уличным акробатом, а девочка пела для прохожих, которые останавливались и забывали о своих делах. Именно во время уличного выступления ее заметил владелец кабаре "Жернис" Луи Лепле (Денис Неделько), по праву претендовавший на звание "творческого отца" Эдит Пиаф и открывший ее талант широкой публике. Зрители наблюдают, как на сцене два призрака ведут давний спор, кто же из них сыграл большую роль в жизни Эдит.

Эдит Пиаф (Наталья Овчинникова)

Эдит Пиаф (Наталья Овчинникова). Фото: ИА PrimaMedia

Погруженная в воспоминания Эдит, вдруг мгновенно преображается, и перед публикой предстает молоденькая двадцатилетняя девчонка, хрупкая и худенькая, с сильным низким голосом – девушка, вызвавшая у Луи Лепле ассоциации с маленьким воробушком, благодаря которому певица и получила свой творческий псевдоним Пиаф (с фр. разг. piaf — воробей). Девушка была приглашена выступать в его кабаре, где ее ждал первый триумф. Убийство человека, которое совершил Луи Лепле стало для нее настоящей трагедией.

Следующее воспоминание – годы оккупации и помощь французским военнопленным. Эдит выступала в лагере французских военнопленных и пела для своих соотечественников. Фотографии вместе с певицей позволили тогда многим заключенным изготовить поддельные паспорта и бежать. Именно здесь она встретила свою удивительную любовь – военнопленного Этьена (Борис Белебезьев), который бежал из плена и с риском для жизни пришел встретиться с Эдит в Париже. Они надеялись на счастливое будущее, но судьба снова поступила жестоко и отняла дорогого человека: Этьен был убит при переходе границу — и вошел в компанию призраков.

Любовью жизни для Пиаф стал боксер Марсель Сердан (Леонид Смагин), который был столь же знаменит, как и она, и любил ее такой, какая она есть. Их счастье прервала трагическая смерть Сердана в авиакатастрофе. Эдит практически сходит с ума от горя, отказывается от еды, она готова умереть следом за возлюбленным. Момона приносит спиритический хрустальных шар для вызова духов и пытается отвлечь ее от горестных мыслей, она вызывает дух Сердана (на самом деле все умершие близкие Эдит, обеспокоенные ее состоянием, присоединяются к спиритическому сеансу и в буквальном смысле гласом свыше заставляют ее вернуться к жизни).

Эдит и призрак Марселя Сердана (Леонид Смагин)

Эдит и призрак Марселя Сердана (Леонид Смагин). Фото: ИА PrimaMedia

Последний призрак-возлюбленный, американский художник Дугги, Дуглас Дэвис (Михаил Марченко), которого Эдит привезла с собой из Америки. Он покинул певицу, так как не смог выдержать ее ритма жизни, не мог понять, зачем так много работать в ущерб своему здоровью. Возмущенным друзьям-призракам Дуги отвечает, что Эдит просто было невозможно выдержать! Однако даже уход от Эдит не предотвратил его скорую смерть.

Эдит и призрак Дугласа Дэвиса (Михаил Марченко)

Эдит и призрак Дугласа Дэвиса (Михаил Марченко). Фото: ИА PrimaMedia

Журналист интересуется слухами о наркозависимости певицы, будя страшные воспоминания об отношениях с матерью. Мать, с которой Эдит встретилась уже взрослой, стала к тому времени наркоманкой. Она требовала от знаменитой дочери денег на наркотики, шантажируя тем, что обратится в газету, чтобы компрометировать певицу. Образ призрака матери (Яна Мялк) усилен длинным, спущенным сверху белым полотном, напоминающим смирительную рубаху.

Призрак матери Эдит

Призрак матери Эдит. Фото: ИА PrimaMedia

Призраки окружают Эдит, с ними она беседует, спорит, делится воспоминаниями, они рассказывают зрителям о себе.

Призраки

Призраки. Фото: ИА PrimaMedia

А что же живые люди, что происходит между Эдит и Тео? Тео, видя состояние подруги, искренне беспокоится, вызывая своей заботой лишь раздражение Эдит. Молодой человек признается в любви, просит певицу стать его женой. Эдит же считает, что брак им совсем не нужен, что карьера певца для Тео гораздо важнее. Хотя Эдит сама настояла на том, что Тео должен петь и выступать на сцене, она намекает на то, что он, как и остальные, рядом с ней только потому, что ему это выгодно. Эдит своими словами больно ранит Тео, который в финале первого действия уходит прочь, чуть не сорвав их совместное выступление. Во втором действии происходит примирение влюбленных.

Тео возвращается и произносит в ответ на фразу Эдит, что она невыносима, сакраментальные слова "Тебя не надо выдерживать, тебя надо любить!".

Эдит и Тео (Константин Суворин)

Эдит и Тео (Константин Суворин). Фото: ИА PrimaMedia

Эдит счастлива, она готовится к выступлению, выходит на публику, начинает петь — и внезапно падает в обморок, после чего певицу уносят со сцены. Тео спрашивает доктора о состоянии подруги и слышит приговор: дни Пиаф сочтены. Эдит, узнав о том, что ее тайна известна, говорит Тео, что она не прекратит петь, и сообщает пришедшему узнать о ее состоянии журналисту, что ее обморок был трюком и у нее хорошая новость для прессы – она и Тео решили пожениться. В финале Эдит и Тео поют для публики вместе, символизируя творческий и семейный союз. Счастливый конец спектакля омрачается осознанием того, что скоро певицы не станет.

Финальная сцена спектакля

Финальная сцена спектакля. Фото: ИА PrimaMedia

Спектакль получил название "Эдит и ее демоны". Так что же за демоны преследовали героиню? Драматургия спектакля показывает, что ими стали далеко не призраки любимых людей или матери. Демоны живут в душе героини: это страхи, которые преследовали Эдит всю творческую жизнь, не давали ни на мгновение остановиться.

Композиционным стержнем спектакля становится история любви между Эдит и Тео, который всеми силами стремится развеять страхи, вырвать Эдит из воспоминаний прошлого, заставить ее жить сейчас, вместе с ним, пытается доказать, что он действительно ее любит, а не использует. Его искренние чувства и настойчивость становятся живительной силой, которая разрушает стену отчуждения, выстраиваемую боящейся снова пережить боль потери и разочарования Эдит.

В ходе спектакля становится очевидным, что героиня, защищая свою хрупкую, израненную душу, жесткостью и резкостью намеренно отталкивает от себя близких. Страх остаться одной, обусловленный страшными трагедиями, преследовавшими ее всю жизнь, трагическая смерть любимых, предательство оставшихся в живых, тех, кто был с ней рядом только из-за своей выгоды. Страх одиночества, страх снова быть отвергнутой и потерять любимого, разочарование в жизни и людях заставляет Эдит отталкивать Тео на протяжении всего спектакля.

Единственное, что оставалось в жизни Эдит после стольких утрат и предательства, – это работа, песни, которые помогли обрести смысл в жизни. Страх того, что ее забудут, как только она перестанет выступать, продиктован голодной парижской юностью: прохожие смотрели сквозь нее, словно девушки не существовало, но все менялось, как только Эдит начинала петь. Пиаф хотела быть любимой, но главной ее любовью стала любовь публики. Ради нее певица была готова терпеть боль, выкладываться до последнего вздоха, жить ради того искреннего восхищения, которое вызывало ее творчество.

"Эдит и ее демоны" можно условно отнести к моноспектаклям, где главная роль уготована Эдит. Наталья Овчинникова, полностью вжившись в роль, действительно владеет публикой и своим живым нервом и энергетикой держит зал. Ее голос, исполняемые ею песни и смех, ее резкость, колкость и одновременно с этим хрупкость позволяют достоверно передать образ певицы. Несомненно, этому способствовали и личные качества актрисы, пропустившей образ сквозь себя и заставляющей публику поверить в то, что на сцене действительно Эдит Пиаф. Характерно сыгранные казалось бы второстепенные персонажи углубляют образ героини, именно на их фоне начинают рельефно проявляться истинные причины мировосприятия Эдит.

Особое внимание хочется обратить на декорации, свет и костюмы спектакля. Творческому коллективу удалось передать французскую утонченность и лаконизм. Минимум деталей, которые не отвлекают от действия — при их максимально смысловой нагрузке: например, малиновое кресло, подчеркивающее образ властной стареющей дивы, освещенное подсветкой зеркало — как символ гримерки. Центр композиции сцены занимает многофункциональная конструкция, которая служит местом прохода мира призраков в мир людей. Удачной находкой стало изогнутое зеркало, установленное на переднем плане конструкции. Это зеркало отражает без значительных искажений лишь боковые виды на сцене, что усиливает эффект иллюзорности происходящего.

В заключении отметим, что академический театр им. М Горького, без сомнения, обрел удачную новую постановку, которая, как представляется, займет достойное место в его репертуаре и полюбится публикой. "Эдит и ее демоны" имеет для этого ряд сильных, привлекательных моментов: экспрессивные песни Эдит Пиаф, интересный, хорошо выстроенный сюжет, эффектные, несмотря на свою кажущуюся простоту, оформление сцены и сценографию.

История Эдит Пиаф о ее жизни, любви и преданности сцене трогает сердца зрителей. Один день, как вся жизнь, в которой для того чтобы петь, нужно быть либо несчастным, либо влюбленным.

ОБ АВТОРЕ: Федоровская Наталья Александровна, доктор искусствоведения, доцент, завкафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, член-корреспондент Российской академии естествознания РАЕ.

Наталья Федоровская

Наталья Федоровская. Фото: Предоставлено автором

В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.

В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia