В ВДЦ "Океан" собралось около 100 школьников со всего Дальнего Востока от 12 до 17 лет, участвующих в международном движении JuniorSkills. Во время тематической смены они получили навыки в робототехнике, прототипировании, инженерном дизайне, электромонтаже и мультимедийной журналистике. Обучение завершилось 3-х дневными соревнованиями, а в качестве итогового задания командам предложили самостоятельно изготовить настольные лампы. Эксперты и участники смены рассказали корр. PrimaMedia, как устроена модель детского производства, и какие навыки есть у современных школьников.
Справка: JuniorSkills – это программа ранней профориентации, включающая обучение и соревнования школьников. Ее основная задача в том, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в разных профессиях, в том числе, в профессиях будущего. А также углубленно освоить и даже получить к окончанию школы квалификацию.
Александр Прутченков
Главный эксперт Juniorsoftskills. Профессор академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Каждый ребенок уедет из "Океана" с двумя навыками: это может быть инженерный дизайн, прототипирование (процесс 3D-печати, в ходе которого создаются трехмерные макеты – прим. ред.), мультимедийная журналистика, электромонтаж и робототехника. Сейчас процесс обучения закончен, начались соревнования. Мы разделили участников на четыре корпорации – в каждой есть разные специалисты и лидер. В результате мы получим реальный продукт – настольную лампу, которая должна работать. Все по-взрослому: результат либо есть, и он на высоком уровне – тогда команда побеждает, либо его нет. В этом и смысл программы – ориентирование детей на серьезный подход к профессии.
Главный эксперт Juniorsoftskills Александр Прутченков. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Владислав Верзин, 17 лет
Участник из Южно-Сахалинска
Три года назад я подошел к учителю информатики и спросил: как можно улучшить знания? Она мне рассказала об образовательном центре в моем городе, я стал там заниматься после школы. Так я изучил инженерный дизайн, 3D-моделирование. Сейчас я умею работать в нескольких программах и создавать разные модели. У меня уже есть сертификат об обучении, думаю, это будет плюсом при поступлении. Я собираюсь поступать на военного инженера на Западе.
У нас в школе учителя говорят, что 3D-моделирование будет востребовано в будущем. Но мои одноклассники и большинство друзей не умеют это делать. Есть только один друг, с которым интересы совпадают.
На смену в "Океан" я попал за успешную учебу. Тут классная атмосфера, с ребятами приятно общаться, мы делимся друг с другом и узнаем много нового. Здесь я освоил мультимедийную журналистику, научился делать лонгриды на "Тильде".
Участник из Южно-Сахалинска Владислав Верзин. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Александр Аношкин
Эксперт направления "робототехника", сотрудник ВДЦ "Океан"
Обычно в соревнованиях JuniorSkills каждая компетенция замыкается на себе. Ребята – робототехники соревнуются между собой, например. Но в этот раз мы объединили ребят с разными компетенциями в команды. Их задание основывается на всех пяти навыках, и они вынуждены работать сообща. Они должны сделать настольную лампу. Электромонтажные работы выполняют электрики, ребята с прототипирования и инженерного дизайна делают оформление, проектируют и печатают детали для лампы на 3D принтере, мультимедийные журналисты создают информационные материалы. А робототехники делают три модели роботов. Два робота нужны, чтобы доставлять детали разного размера, а третий – это "испытатель". Он должен будет подъехать к уже готовой лампе, и нажать кнопку, чтобы ее запустить.
В центре эксперт направления "робототехника" Александр Аношкин. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Георгий Янов, 15 лет
Участник из Владивостока
Занимаюсь робототехникой с 10-ти лет. Благодаря ей, я научился конструировать, программировать, и уже нашел работу – я преподаю детям от 5 до 14 лет в центре робототехники. Мне кажется, в будущем многие профессии заменят роботами, чтобы не рисковать людьми. И тогда понадобятся инженеры, которые будут ими управлять. Я уже знаю, что буду поступать на "подводную робототехнику".
Я уже умею программировать роботов на разных языках, конструировать их, могу сделать фонарь или сигнализацию, а еще разработать логотип. Я видел, как однажды разбирали обычный принтер, и задумался, что он очень похож по конструкции на 3D. Я понял, как он устроен, и думаю, что мог бы его и сам собрать когда-нибудь.
Участник из Владивостока Георгий Янов. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Наталья Савинова
Эксперт направления "Инженерный дизайн", кандидат технических наук Уральского государственного горного университета
Мы имитируем производственный процесс в цехе. В каждой корпорации есть начальник и его заместитель, они проводят совещания. Мы тоже немного "забюрократили" общение с нами. Чтобы получить расходные материалы, они пишут заявку, и только потом идут за ними на склад. Чтобы мы проконсультировали, тоже нужно заполнить специальный бланк. Когда лампа будет готова, планируем заполнять акт о приемке продукции. Это нужно, чтобы дети не пугались документов.
Я думаю, что любая образовательная программа не должна уходить только в слова. Практические действия намного важнее. Это вызывает желание что-то делать руками, и ребята понимают процесс от и до. Эти дети живут в определенном технологическом укладе, быстро получают навыки. Они уже знают, что в будущем найдут себе работу без проблем.
Эксперт направления "Инженерный дизайн" Наталья Савинова. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Юлия Бондарь, 16 лет
Участница из Хабаровска
Почти год занимаюсь инженерным дизайном. А на смене я оказалась, потому что выиграла чемпионат JuniorSkills в своем регионе: мы с командой лучше всех спроектировали и собирали строительный кран. Сейчас умею работать в двух программах, создавать детали разного уровня сложности. Я выбрала это направление в качестве дополнительного в школе, потому что сейчас многие профессии связаны с моделированием. Но не на каком-то абстрактном уровне мысли или рисунка, а как способ сделать что-то конкретное своими руками. Мне нравится, что я могу придумать деталь, и уже через полтора часа держать ее в руках.
Технологий сейчас очень много, и они будут развиваться, но это не значит, что нужно все бросать и идти изучать 3D-моделирование. Мне кажется, если человек талантлив в чем-то другом, ему этим и стоит заниматься. Успешность зависит от мотивации. Хотя навык лишним не будет. Создавать детали научиться легко, можно даже самому разобраться с помощью интернета.
На можно JuniorSkills приехать и получить новый навык за 21 день. Сейчас я занимаюсь журналисткой, это новая для меня область. Но мне нравится, что я такой "универсальный" человек – могу быстро перестроиться, и после проектирования пойти писать статью.
Участница из Хабаровска Юлия Бондарь. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Наталия Мартышева
Эксперт направления "прототипирование". Преподаватель лицея №58 в Новоуральске
Я работаю в школе и вижу, что существует большая проблема: дети в старших классах не знают, кем они будут. Они не понимают, для чего они учатся, потому что не мотивированы. Мы здесь, чтобы бороться с этой проблемой. Мы задаем ребятам определенную направленность, а решить, нравится им это или нет, они должны сами, "потрогав руками" профессию. Вчера ко мне подошел мальчишка, которого назначили начальником. Он сказал – "я не могу руководить, потому что это меня отвлекает от моей работы и раздражает". Потом он стал рассуждать вслух: "да, мне самому надо решить: хочу я работать с пяти до восьми или весь день, но при этом быстрее развиваться?" Он уже в девятом классе задумался, и это очень важно.
JuniorSkills ставит вопрос – как применять технологию в образовательных системах? Дети не только работают с реальным производством, но еще и видят следующую ступень – WorldSkills, чувствуют себя частью большого движения. ( WorldSkills International – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований – прим. ред.).
Наталия Мартышева. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Даня Байков, 15 лет
Участник из Якутска
Мы выиграли соревнования в регионе по кровельным работам, было легко. Башню собирали кремлевскую, качественнее и лучше всех, за два дня. Третий день мы просто сидели. Потом мы поехали на национальный чемпионат в Краснодар. Там нам не удалось выиграть. Мы уступили победу ребятам, которые занимали до этого то третье, то второе место, мы решили им поддаваться, потому что нам стало их жалко.
Моей специальности здесь нет, но на смене я учусь журналистике. Мы будем снимать фильм, сейчас я пишу сценарий. У меня дома есть студия, там мы производим полуторачасовые фильмы ужасов. Уже выпустили три, я участвовал в качестве сценариста и оператора.
Участник из Якутска Даня Байков. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Светлана Павлова
Эксперт Juniorsoftskills, генеральный директор ООО New Tutor "Дистанционный репетитор"
Кроме практических навыков, мы учим их работать в команде, работать в условиях неопределенности, разбираться с большими потомками информации, даже искать работу. Главное, что они должны освоить: чтобы сделать одну лампочку – нужно много профессий. Они учатся помогать друг другу, и быстро переключаться, если придется. Все прекрасно понимают, что технологии – не такое уж далекое будущее, и уметь ими пользоваться нужно здесь и сейчас.
Светлана Павлова. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Денис Шипулин, 14 лет
Участник из Владивостока
Мы ездили на чемпионат в Уссурийск, и там с командой заняли первое место по футболу и третье по волейболу среди роботов. Так я получил путевку на смену. Здесь я получаю новый навык – инженерный дизайн. Сначала было сложно, но потом мне понравилось. Я даже подумал: это то, чем бы я хотел заниматься жизни. В школе мне нравится черчение, а это вроде того, только здесь больше возможностей.
Инженерный дизайн много где нужен. Можно делать анимации, показывать, как работают детали. Это помогает сэкономить время и материалы, чтобы не делать лишний раз прототипы. Думаю, инженер-проектировщик будет одной из самых важных профессий.
Участник из Владивостока Денис Шипулин. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Ольга Курилова
Руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе
Программа JuniorSkills была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска "Вольное Дело" в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив, министерства образования и науки РФ, министерства промышленности и торговли РФ. Поручением президента РФ от 21 сентября 2015 года чемпионаты JuniorSkills включены в стратегическую инициативу "Новая модель системы дополнительного образования детей".
Официальный старт программе дали первые пилотные состязания юниоров в рамках Национального чемпионата WorldSkills Hi-tech в Екатеринбурге в 2014 году. Программа оказалась востребованной: в 2015 году проведены еще два чемпионата JuniorSkills на национальном уровне, а через год уже в 31-м регионе России организуют состязания. На национальном уровне на 2016 год разработаны пакеты материалов по JuniorSoftSkills и 17 компетенциям: Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ, Мобильная робототехника, Мехатроника, Электроника, Прототипирование, Инженерная графика, Аэрокосмическая инженерия, Системное администрирование, Электромонтажные работы, Кровельные работы, Лазерные технологии, Нейропилотирование, Геномная инженерия, Интернет вещей, Мультимедийная журналистика, Химический лабораторный анализ.
Программу планируется сделать ежегодной с участием детей из России и АТР. У них появится возможность обмениваться опытом, общаться с иностранными детьми и получить навыки работы в международной команде. Мы стремимся к тому, чтобы ВДЦ "Океан" мог стать центром компетенций – в том числе, там могут проходить обучение взрослые, которые работают с ребятами. Для этого есть все ресурсы.
Ольга Курилова. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Смена для юных профессионалов Juniorskills открыла во Владивостоке
Первый в России летний лагерь JuniorSkills организован на базе ВДЦ "Океан" в Приморье