Общество. 27 июня, 16:00
Вероника Казакова. Фото: пресс-служба ДВФУ
МедиаСаммит

Вероника Казакова: МедиаCаммит отвечает на вызовы времени

Идеи дальневосточного форума совпали с миссией ДВФУ, считает директор Департамента коммуникаций и медиа Школы гуманитарных наук

27 июня, PrimaMedia. Прошедший в стенах ДВФУ 8–9 июня IV Дальневосточный МедиаСаммит традиционно стал одним из ярких событий для медиасообщества региона. В 2017 году на его площадках прошли десятки образовательных мероприятий: мастер-классы, семинары, медиахакатон, а также круглые столы и дискуссии. О том, что ожидал от этого мероприятия университет, который является крупнейшим на Дальнем Востоке центром медиаобразования, в интервью рассказала директор Департамента коммуникаций и медиа Школы гуманитарных наук ДВФУ Вероника Казакова.

– Вероника Александровна, студенты Школы гуманитарных наук на всех медиасаммитах были в привилегированном положении: мероприятие проводится в стенах их альма-матер. Чем запомнилось для них мероприятие в этом году?

Интерес к тому, что происходит в рамках Дальневосточных МедиаСаммитов, у наших студентов растёт год от года. Четвертый привлек студентов Департамента коммуникаций и медиа ШГН ДВФУ разными направлениями деятельности. Ребята активно работали на ворк-шопах, открытых площадках, общались с практиками. Многие из будущих журналистов, рекламщиков, пиарщиков и издателей были на саммите в прошлом году, некоторые пришли уже в третий раз, нашлись и "ветераны" – четверокурсники, помнящие самый первый МедиаСаммит. Кстати, именно мастер-классы от мэтров рекламы и пиар помогли выпускникам этого года сгенерировать новые идеи для внедрения в квалификационную работу.

Сам дух этого форума почти на сто процентов соответствует концепции медиаобразования в ДВФУ.

Мы выбрали курс на практикоориентированное обучение, самообразование, индивидуальную траекторию получения знаний. Если студенту интересна работа на телевидении, мы можем его сориентировать в этом направлении, в том числе направить стажироваться на ВГТРК или ОТВ-Прим.

Если студент любит писать, мы научим его создавать качественные репортажи, действительно интересные лонгриды, аналитические материалы, журналистские расследования. МедиаСаммит для студентов – возможность "сверить часы", закрепить полученную теорию практикой.

– На саммите много говорили о теории– проблемах журналистского образования. Сегодня спорят, где всё-таки его должны получать – в вузе или в редакциях СМИ…

– Я считаю, это совместная задача, так было и в советские годы, когда система подготовки журналистских кадров работала более эффективно. Но здесь нужно понимать следующее: базовая подготовка должна полностью ложиться на плечи вуза. Для этого у нас есть профессиональные преподаватели, мы приглашаем практиков на встречи, мастер-классы и выездные лекции, в том числе по программе Visiting Professor. Научить базовым навыкам: писать, снимать, читать текст, издавать, – задача вуза. У нас есть успешные продукты, которые не стыдно презентовать профессионалам. В этом году к саммиту выпустили альманах публицистических студенческих работ, полностью созданный студентами первого курса под руководством доцента Ольги Мальцевой. Издание оказалось очень достойным! То есть вуз готов учить кадры. Что касается практики в редакциях СМИ, то, безусловно, "шлифовка" навыков идёт уже там.

Если студент в стенах вуза научился готовить качественные тексты, то в редакции усовершенствовать навыки до нужных параметров не так сложно.

"Дайте нам грамотного эрудированного человека, понимающего, как писать логичные тексты, знающего, что такое дедлайн, и дальше мы обучим его сами", – говорят редакторы СМИ.

– И всё же, возвращаясь к теории… В этом году гостями форума стали сразу несколько мэтров российского медиаобразования.

– Масштаб этого форума действительно растёт, и, конечно, одним из ключевых направлений является образовательный блок, который в этом году был представлен в виде круглого стола "Кадры для отрасли". На этой дискуссионной площадке мы собрали крупнейших аналитиков, экспертов, практиков, коллег-преподавателей из разных регионов для обсуждения того, что происходит с современным медиаобразованием, какие ключевые факторы на него влияют, какие компетенции выпускников востребованы современными работодателями, чего не хватает нашим молодым журналистам и как могут взаимодействовать образовательные учреждения и экспертное сообщество с целью улучшения текущей ситуации.

В этом году к нам приехали декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова, заместитель декана факультета журналистики МГУ по учебно-методической работе Мария Лукина, заместитель главного директора ТАСС Александр Куприянов, представитель редколлегии журнала "Медиаобразование" Алексей Демидов, заведующий кафедрой журналистики Ульяновского государственного университета Олег Самарцев, другие наши коллеги.

Впервые за всю историю университета у нас прошло заседание Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупнённой группе специальностей "Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело", куда включены все направления, по которым проходят обучение студенты Департамента коммуникаций и медиа ШГН: журналистика, издательское дело, реклама и связи с общественностью. Кроме того, в укрупнённую группу вошли телевидение и медиакоммуникации.

Мы обсудили новые ориентиры для учебных программ. Впервые смогли напрямую послушать специалистов, чтобы понять – как нам адаптировать образовательный стандарт ФГОС 3++ под свои направления подготовки, какой региональный компонент внести, основываясь на федеральном стандарте. Председатель ФУМО – декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова – рассказала, какая работа ведётся в этой области. Коллеги из других регионов смогли задать волновавшие их вопросы. После заседания ФУМО к нам подходили коллеги из Хабаровска и Новосибирска, благодарили за возможность обменяться мнениями, получить полную информацию о компетенциях. Так что считаю, что итоги хорошие: они дают понимание того, куда двигаться и как делать программы.

– Вероника Александровна, как скоро вступит в силу новый стандарт?

– Обучение по нему будет начато в сентябре 2018 года, то есть нам остаётся чуть больше года на подготовку. Мы ожидаем, что в сентябре – октябре 2017 года увидит свет примерная образовательная программа по журналистике, в соответствии с которой мы сможем откорректировать свои планы и программы.

– Было заметно необычно большое число молодых людей. Это новый тренд?

– На саммите действительно было много молодёжи: школьников, студентов, молодых специалистов. В этом году нами впервые была опробована новая форма взаимодействия с ними: детский медиахакатон и целая медийная мини-смена TEEN-media. Около ста детей со всего Приморского края, заинтересованных в журналистике, рекламе, связях с общественностью, big data и других подобных направлениях, приехали на МедиаСаммит. Участниками смены стали не только привычные юнкоры, но и дети "поколения TED", которые были готовы к креативу и новым проектам. Им читали лекции мэтры журналистики, историки, операторы, режиссёры, видеомонтажёры.

Работе с детьми действительно сейчас уделяется повышенное внимание. Идёт цифровизация, дети знакомятся с планшетами и другими гаджетами в 3 года, а в школьный период становятся активными пользователями соцсетей, что влияет на их восприятие мира и информации. Мы должны осознавать эти реалии.

Александр Галушка на форуме TEEN Media

Александр Галушка на форуме TEEN Media. Фото: пресс-служба ДВФУ

– Каким, на Ваш взгляд, должен стать V Дальневосточный МедиаСаммит?

– IV Дальневосточный МедиаСаммит был весьма успешным. Без всякого сомнения, это мероприятие уже не регионального, а федерального уровня, за что большое спасибо организаторам и партнерам, работавшим над его проведением. В следующем году, наверное, хотелось бы дальнейшего роста, в том числе в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Это продвижение идеи "русского мира" в сопредельных странах, информационное сотрудничество, обмен опытом. Хотелось бы послушать представителей японских СМИ: как они, несмотря на свою технологическую и информационную развитость, сохранили газеты в бумажном эквиваленте, чем они "зацепили" читателей. У "Асахи Симбун", например, и сейчас очень высокие показатели подписки. Интересен опыт работы китайских "новых медиа".

Конечно, мы ждём интересные кейсы, новых спикеров, в том числе популярных и креативных блогеров, нашу молодёжь, которая на этапе стартапа создала свои информационные ресурсы.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia