Бизнес. 02 августа, 15:00

Еще одна особая экономическая зона потерпела крах в Приморье

«Соллерс» добился своего не мытьем, так катаньем

2 августа, PrimaMedia. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ), созданная во Владивостоке на базе завода ООО "Соллерс — Дальний Восток", потерпела неудачу. За три года своего существования в этот "оазис высоких технологий" никто так и не решился войти, пишет еженедельник "Конкурент". Теперь исполнять обещанное "Соллерс" будет в ТОР "Надеждинская", сообщает ИА PrimaMedia.

В конце минувшей недели стало известно, что правительством принято решение расширить границы ТОР "Надеждинская", включив два земельных участка. На них планируется реализовать инвестиционный проект ООО "МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус" по созданию и модернизации мощностей промышленного производства моторных транспортных средств и двигателей Mazda семейства SkyActiv-G, включая их сборку и механообработку базового компонента двигателя.

Согласно пояснительной записке постановления, окупить проект "Соллерс" планирует в течение 3,5-3,9 лет.

Общий предполагаемый объем капитальных вложений составит 3,04 млрд руб. "Предусмотрено создание 189 рабочих мест, при этом привлечение иностранной рабочей силы планируется в количестве 5 человек – топ-менеджмент со стороны Mazda Corporation, что предусмотрено условиями заключенного акционерного соглашения с Mazda Corporation", — обозначено в документе, где особо подчеркивается, что расширение ТОР "Надеждинская" обеспечит создание дополнительно не менее 189 рабочих мест, совокупные поступления в консолидированный бюджет от налогов и сборов (с учетом налоговых льгот) за период с 2017 по 2026 гг. составят более 140 млрд руб.

До этого момента "Соллерс" планировал развивать производство двигателей на базе своего автосборочного цеха, который возвели на останках когда-то мощного "Дальзавода" (не путать с Центром судоремонта "Дальзавод"). В 2014 г. на 49 лет здесь была создана ОЭЗ ППТ, В рамках льготного режима планировалось развивать автомобильное производство, выпуск автокомпонентов, логистические мощности, электронику, IT-оборудование и др.

"Однако на территории ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента, — говорится в отчете Минэкономразвития.

"ОЭЗ находится в стадии подготовки документации, являющейся основанием для проектирования – плана обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории, а также проекта планировки территории, — говорится в отчете Минэкономразвития об итогах деятельности ОЭЗ в 2016 г. — Объем средств бюджета Приморского края и местных бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ ППТ в Приморском крае за год составил 100 млн рублей (100% от плановых значений). Объем неосвоенных денежных средств (остаток) фактически выделенных из федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры по состоянию на 31 декабря 2016 г. составил 835,7 млн руб., а фактически выделенных из бюджета Приморского края и местного бюджета – 100 млн рублей".

Деньги бюджета Приморья были потрачены на вхождение в уставной капитал АО "Владивосток Индастриал Сервис" ("Владис"), управляющей компании ОЭЗ во Владивостоке, созданной ООО "Соллерс — Дальний Восток". В придачу в 2017 году из краевой казны планировалось выделить 200 млн руб. на создание инфраструктуры зоны.

Однако, как пишет еженедельник "Конкурент", "Соллерс" сыграл в свою игру. И добился своего не мытьем, а катаньем. Сначала представители "Владис" с шумом заявили, как обделены благодеяниями в сравнении с резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Хотя, если сравнить, налоговые преференции (особенно с ТОРами), то они не очень и отличаются (см. графики внизу). Затем гендир автопроизводителя Вадим Швецов с еще более нарочитым апломбом стал возмущаться перед полпредом в ДФО Юрием Трутневым слишком длительными процедурами согласования документов в ОЭЗ, из-за чего, собственно, "зона" и не развивается.

Налоговые льготы для резидентов ТОР

Налоговые льготы для резидентов ТОР. Фото: еженедельник "Конкурент"

Конкретика, как водится, осталась за скобками. Но, возможно, не последнюю роль в этом деле сыграл тот факт, что ООО "Соллерс— Дальний Восток" не может получить право собственности на здание по ул. Дальзаводской, 2 во Владивостоке. Объект когда-то принадлежал Центру судоремонта "Дальзавод" и был продан "Соллерс — Дальний Восток". Однако "спорный объект является самовольной постройкой, поскольку был реконструирован Дальзаводом после его поступления во владение на основании плана приватизации без получения необходимых разрешений на осуществление такой реконструкции и разрешения на ввод в эксплуатацию", говорится в решении арбитражного суда. В связи с этим, а также с другими обстоятельствами, суд признал договор купли/продажи ничтожным и отказался удовлетворить исковые требования "Соллерс — Дальний Восток" о понуждении зарегистрировать переход права собственности.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ ППТ

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ ППТ. Фото: еженедельник "Конкурент"

Будет ли легче "Соллерсу" в ТОРе? Главное, начнут ли наконец производить двигатели? Данный проект с Mazda Вадим Швецов озвучил еще в сентябре 2014 г. на совещании по развитию Дальнего Востока под руководством Владимира Путина. С тех пор "двигательный завод" оброс соглашением между компаниями, особой экономической зоной и вбросом в массы противоречивой информации. Например, изначально предполагалось, что создание ОЭЗ обойдется в 15,8 млрд руб. В паспорте ОЭЗ на сайте Минэкономразвития речь идет о 5,7 млрд руб. А в ТОР "Надеждинская" "Соллерс" готов все сделать и за 3 млрд. При этом технические показатели производства остаются прежними: это все те же 50 тыс. двигателей в год плюс сборка автомобилей нового поколения. Фантастическим образом изменились и сроки запуска проекта: если на одном из совещаний во Владивостоке генеральный директор ООО "МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус" Дмитрий Кудинов говорил о восьми годах, то сейчас обещанного можно ждать и через четыре года.

Но как бы не состоялся проект, ясно одно — еще одна ОЭЗ в Приморье потерпела крах. До этого была ликвидирована туристическая зона на острове Русский, а если расширить границы — то и ПОЭЗ "Совгавань" тоже не сработала. Теперь другие механизмы превратятся в частную тему для изящной беседы.


Вступай в группу "PrimaMedia. Главное" в WhatsApp


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Mazda "паркуется" в приморской ТОР "Надеждинская"

Проект "Бизнес" на сайте PrimaMedia

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia