Политика. 04 августа, 15:00
Вице-спикер Законодательного собрания Приморья Сергей Кузьменко. Фото: Ольга Кишаковская

Сергей Кузьменко: Я помню свое "муниципальное прошлое", и это очень помогает в работе

Вице-спикер Законодательного собрания Приморья – о том, почему муниципалам нелегко, чем живет его округ, а также про ямы Владивостока

4 августа, PrimaMedia. Законодательное собрание Приморья в обновленном составе проработало уже почти 10 месяцев. За этот период депутаты приняли порядка 180 законов. Парламентарии работали над бюджетом, укрепляли дисциплину, работали над социальными и экономическими инициативами, вырабатывали предложения по защите прав студентов и экологии. Однако помимо законотворческой работы для депутата важно всегда держать руку на пульсе, знать, чем живут его избиратели и территория, которую он представляет, и оперативно реагировать. Вице-спикер Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), депутат по одномандатному округу №7 Сергей Кузьменко считает, что его "муниципальное прошлое" помогает ему справляться с этими задачами и более эффективно отстаивать интересы сельских территорий на краевом уровне. В интервью ИА PrimaMedia парламентарий рассказал, что удалось сделать за период, который был для него, по сути, ознакомительным, а также поделился, какие вопросы требуют пристального внимания депутатского корпуса.

— Сергей Алексеевич, вы – депутат по одномандатному округу, заместитель председателя Законодательного собрания, куратор партийного проекта "Городская среда". С такой нагрузкой вы еще успеваете посещать почти все заседания многих комитетов. Как выглядит ваша типовая рабочая неделя?

— Большую часть рабочей недели я нахожусь, конечно, во Владивостоке, в Законодательном собрании. По возможности бываю на заседаниях всех комитетов. Мне действительно это интересно. Так легче видеть всю картину, иметь полное представление о том, над чем работает парламент в целом.

В зоне моей ответственности, как заместителя председателя, четыре комитета: по экономической политике, по региональной, в который я вхожу как депутат, по природопользованию и комитет по регламенту. Александр Иванович Ролик курирует комитеты по бюджету и по социальной политике.

Тем не менее, я стараюсь посещать все комитета. Бюджет — это деньги, а без денег, на одном энтузиазме вопросы не решаются, поэтому надо смотреть, как бюджет исполняется, куда администрация направляет эти потоки. Социальный комитет рассматривает достаточно широкий спектр жизненно важных вопросов: это и образование, и здравоохранение, и социальное обеспечение.

Времени в целом хватает. В Заксобрании хорошо отлажена система подготовки к заседаниям, квалифицированный аппарат, всегда есть возможность заблаговременно посмотреть и повестку, и материалы по вопросам. Это значительно облегчает работу депутатам.

Как помогает краевому депутату опыт работы в муниципалитете

— Как член комитета по региональной политике и законности, какие отметите важные законодательные инициативы, рассмотренные на его заседаниях?

— Их немало. К примеру, о сроках утверждения мировых судей. При повторном назначении срок полномочий судьи увеличивается с 5 до 10 лет. Вопрос жарко обсуждался, что говорит об ответственном отношении к рассмотрению всех аргументов.

В зоне ответственности комитета находится, так называемый, силовой блок. Мы взаимодействуем с органами внутренних дел и мониторим эффективность их работы в рамках нашей компетенции. Важно не столько написать закон, сколько отследить, как он влияет на население, получить обратную связь и тогда уже понимать, нужно ли что-то менять и как. Например, через наш комитет проходит решение по программе "Безопасный город". И, когда в рамках комитета мы спрашиваем, сколько камер работает, а выясняется, что половина, условно говоря, не работает, висят как елочные игрушки, либо не хватает программного продукта или специалистов, которые с этим программным продуктом работают. Эта зона действия и ответственности нашего комитета, адресуем вопросы исполнителю этих решений. В том, что касается программы "Безопасный город", может быть, конечно, работает что-то наше национальное. Медленно запрягаем, но надеюсь, что мы, в конце концов, быстро поедем, в хорошем смысле слова, чтобы получить результат.

Вопросы миграционной политики – тоже вопрос не праздный, достаточно актуальный для Приморского края. Сегодня мы говорим о создании инвестиционных площадок и должны понимать, что это и трудовые ресурсы, остро стоит вопрос их привлечения.

Ну и третий блок, который я бы отметил, это вопросы, связанные с антикоррупционным законодательством.

— Учитывая ваш опыт главы района и спикера районной Думы, изменилось ли отношение или восприятие проблем, которые обсуждаются в Заксобрании, отношение по способам их решения?

— Опыт председателя Думы, главы района, безусловно, для меня положительный с точки зрения понимания того, как строятся процессы на территории и на краевом уровне. Сейчас, работая в ЗС ПК, я считаю важным не забывать свое "муниципальное прошлое". К сожалению, вынужден констатировать, что очень часто при обсуждении вопросов, которые связаны с реализацией краевых программ, особенно, если задача не решается, то это ставят в вину муниципалам, что это они или не разобрались, или нерасторопны.

Безусловно, бывает, что и это имеет место. Но в то же время я понимаю, что муниципалы зажаты в достаточно жесткие рамки. И зачастую то, что они не способны к реализации каких-либо проектов, да и каких-то решений – это не их упущение, недальновидность или позиция. Один пример. Сегодня, предположим, обсуждаем, что край был готов профинансировать установку многофункциональных спортивных площадок, но при одном условии, что муниципалитеты должны провести подготовительные работы. А цена вопроса 6-7 млн рублей. Для наших муниципалитетов это очень и очень серьезные деньги. Поэтому "не делают, потому что хотят или не могут" – вот в таком ключе должна быть постановка вопроса.

Обсуждался вопрос со строительством школы в Рощино. Эта история уже с бородой. Понятно, что объект социально важный, необходимый, но сегодня условия софинансирования таковы и правила игры таковы, что Красноармейский район просто не в состоянии быть ответственным по тем обязательствам, которые регламентируются. Цена софинансирования для района исчисляется десятками млн рублей. Насколько он в состоянии выполнить это обязательство? Можно подходить формально и говорить, что это ваша зона ответственности, вы не выполняете, потому вы плохие. А с другой стороны давайте разберемся, если они выполнят эту часть, то в состоянии ли они будут чем-то иным заниматься с точки зрения всех полномочий, которые сегодня есть на местах?

1 / 5

Но при этом, я понимаю и то, что есть круг вопросов не муниципального уровня, которые для меня новые. В них я постепенно погружаюсь. Те же вопросы социального обеспечения, здравоохранения. Они, так или иначе, касаются моих избирателей и жителей всего края. Это полномочия чисто краевые, и когда муниципалитеты говорят о том, что им чего-то не хватает – они должны понимать, что кошелек у нас один и денег в нем ровно столько, сколько есть. Значит, задачи надо решать с точки зрения определения приоритета и понимания насколько мы эффективно это используем.

И в этой части, к сожалению, последние заседания бюджетного комитета и Законодательного собрания показали, что с эффективностью в части бюджета не везде хорошо. При обсуждении исполнения бюджета за 2016 год выяснилось, что в образовании у нас образовалась экономия в 400 с лишним млн рублей. С другой стороны, я помню ту святую борьбу, когда запретили муниципалитетам за счет субвенции оплачивать работу техперсонала в школах и переложили эти расходы на муниципальный уровень. Т.е. сегодня муниципалы за счет собственных средств содержат техперсонал, а субвенции, рассчитанные по нормативу и доведенные до муниципалитетов в этой же сфере, не расходуются на 400 млн...

На повестке

— Сергей Алексеевич, на одном из последних заседаний по теме эффективного расходования бюджетных средств звучало много мнений. Выступали вы, вице-губернатор по строительству, председатель КСП Игорь Ватулин. Высказались все, а дальше что?

— Конечно, ответственность у чиновника должна быть. Но у каждого из нас своя вахта и неправильно было бы друг друга по форме и содержанию подменять. Наша задача – актуализировать проблемы, которые есть, а уже задача администрации – чувствовать все эти сигналы, это настроение. Это же не просто так "40 человек собрались на междусобойчик", это представительный орган, и мы уполномочены говорить от имени наших избирателей. Что касается эффективности исполнения бюджета, на мой взгляд, в какой-то мере улучшить ситуацию может синхронизация отчета об исполнении бюджета и губернатора. Как выяснилось, есть процедурные моменты, которые представляют сложность для этого. Но с другой стороны, считаю, что логика в моем предложении присутствует.

А если возвращаться к вопросу об ответственности, то у нас, к сожалению, во многих департаментах достаточно серьезная текучка кадров. И сегодня складывается дефицит людей, которые понимают вопрос и погружены в него. Поэтому вот здесь, наверное, должен быть какой-то баланс, "золотая середина", чтобы мы не перегнули палку. Ну а с другой стороны, у депутатов достаточно понятные и простые претензии и требования. Мы принимаем бюджет и несем солидарную ответственность.

— Есть какая-то особая тема, над которой вы работаете в приморском парламенте?

— Сейчас погружаюсь в историю с территориальным фондом медицинского страхования. С самим фондом то вроде все хорошо. Но вот с нашими лечебными учреждениями, которые финансируются через ТФОМС, по крайней мере, с сельскими учреждениями моего округа, что-то не так.

Текущий год показывает, что они оказались в непростых условиях, их по-иному стали финансировать. И они все в один голос, на одни и те же вопросы дают одни и те же ответы, что сегодня сокращается их финансирование, за счет которого происходит полное содержание этих учреждений. Пытаюсь подробнее разобраться, потому что есть лично у меня ряд вопросов. Сегодня доводятся нормативы, не отвечающие статистике, которая есть на местах. Например, норматив по госпитализации, он меньше. Соответственно, уменьшен и объем финансирования. Получается, что наши сельские лечебные учреждения оказываются в рамках, когда им не то, что противопоказано, но они лишнего больного пролечить то могут, но получить оплату за это лечение для них становится целым подвигом.

Еще есть ряд вопросов, ситуация по которым лично мне непонятна. Сегодня введена система категорийности лечебных учреждений. Предположим, родить ребенка в нашей Октябрьской ЦРБ стоит гораздо дешевле, чем родить ребенка в городе Владивостоке. Я не говорю о каких-то патологиях, просто нормальное родовспоможение. Но цена вопроса в зависимости от категории лечебного учреждения различная. Хотя я говорю, идет речь о рядовом довольно случае. Вот насколько это правильно? Изучаю этот вопрос, потому что с ним обращаются ко мне, и сам знаю, что эта ситуация есть на местах.

— Получается, это влияет на зарплату врачей?

— Да, и не только на оплату труда. Дело в том, что с оказанной услуги они оплачивают все, начиная с коммунальных платежей, организации питания больных в стационаре, зарплаты врачей и прочего медперсонала, завершая обеспечением всем инвентарем, лечебными препаратами и так далее.

— А те же коммунальные платежи на селе нередко выше, чем, допустим, во Владивостоке.

— Это я привел просто пример, а так там целая система. Я не медик, но проблема, как я вижу, есть. Задавал вопрос Игорю Ватулину (председатель КСП – ред.) в этой части. По сути, у нас размер бюджета ТФОМСа примерно сопоставим с предыдущими годами. Но мы же понимаем, что есть какие-то инфляционные истории, которые обесценивают рубль. С другой стороны, мне важно понять, если сегодня наши сельские больницы теряют в финансировании и счет идет на миллионы рублей, то где эти деньги аккумулируются, в каком месте, если действует закон смежных сосудов? А если не действует, то это достаточно важный вопрос, который находится в зоне ответственности двух комитетов: бюджетного с финансовой точки зрения и социального с позиции организации здравоохранения в целом. Поэтому я думаю после каникул, осенью этот вопрос мы так или иначе будем обсуждать.

Жизнь округа

— А что уже получилось для округа сделать?

— Как и обещал, обеспечивал сопровождение для участия в различных краевых программах. Как говорится, держал руку на пульсе. Сегодня мы совместно с коллегами по округу активно работаем по партийным проектам, таким как "Городская среда". Хорошо поработали по образовательным учреждениям. Считаю, приличные деньги придут на школы, ремонт водопровода, ремонтные работы улично-дорожной сети в Пограничном, Ханкайском, Хорольском районах.

Двери мои всегда открыты, телефон мой всегда доступен, работаю в тесном контакте с главами, с председателями Дум, чтобы мой избирательный округ не просел с точки зрения взаимоотношения с краевыми учреждениями и департаментами.

— Везде в числе главных – вопрос денег…

— Я не строю особых иллюзий. Но когда мы будем формировать бюджет на 2018 год, мне хотелось бы погрузиться в историю того, что называется политикой бюджетного выравнивания, определение дотационных сумм. Сегодня на территориях происходят серьезные изменения, так на территории моего округа закрылось шахтоуправление "Восточное". Для целого поселения — это серьезная история. Изменение налоговых платежей, потому что это рабочие места. Сегодня СУЭК проводит определенные мероприятия, но если шахтеры уезжают в командировку, мы понимаем, что подоходный налог они оставляют там, где они трудятся. Они приезжают просто в поселок с зарплатой и обязательств перед поселком в части подоходного налога у них нет.

Еще один вопрос – изменение налоговой базы поселений в связи с новыми режимами. ТОРы – хорошо, и очень надеюсь, что эта история даст эффект. Но это длинные деньги, это инвестиции, когда это все прокрутится, пока эти рабочие места будут созданы... А муниципалитеты живут сейчас. По закону о ТОРах есть налоговые преференции для резидентов, в том числе и в части земельного налога. Сегодня активно развивается ТОР "Михайловский". Сейчас встал вопрос о расширении его границ. В частности, есть предложение включить в него часть Хорольского района. А это не просто гектары, это тысячи гектаров, целые кварталы угодий. Просчитали, что городское Ярославское поселение может недосчитаться нескольких млн рублей налога на землю. Вот и встает вопрос, а кто ему компенсирует эти выпадающие доходы?

К резиденту вопросов нет. Он пользуется теми преференциями, которые ему дает закон о ТОРах. Но речь идет о создании небольшого числа рабочих мест. То есть уповать на то, что подоходный налог компенсирует, не стоит.

Мы сколько угодно можем объявлять преференций для резидентов, руководствуясь исключительно благими намерениями. Но нужно смотреть на перспективу, чтобы потом не получилось так, что "ах, об этом мы почему-то не подумали".

— Для муниципалитета то, о чем вы говорите, — это очень большие деньги.

— Применительно к Ярославскому городскому поселению – это пока только намерения, потенциальный резидент вышел с инициативой, чтобы эти территории были отнесены к ТОР Михайловский. А вот уже местные власти проявляют озабоченность. Никто не против создания предприятий. Но нужно понимать, что не можем давать преференции за счет муниципалитетов, у которых и без того скудные бюджеты.

— Тем более за счет сельских поселений.

— Да. Все должно быть достаточно корректно и на партнерских началах, чтобы не выплеснуть вместе с водой ребенка.

— А сегодня механизма компенсации со стороны субъекта нет?

— Механизма такого нет, и я считаю, что он должен быть предусмотрен. Возможно, это даже не только субъекта вопрос, но и федерации.

— Сергей Алексеевич, форма работы, которая складывается на вашей территории – совместные приемы депутатов разных уровней, с главами – что дает именно вам? Как избиратели воспринимают, когда видят на приеме местных депутатов, краевых и Госдумы?

— Такого формата раньше не было, сейчас у нас есть в Госдуме свой депутат-одномандатник — Сергей Андреевич Сопчук. Поменялись правила игры, появились депутаты-одномандатники. Я убежден, что нам повезло, что у нас есть Сопчук, плюс округ, где я сейчас депутат, раньше был его округом. Получилась одна команда, то, о чем говорили еще во время предвыборной кампании – рабочая вертикаль законодательной власти. Поэтому когда мы приходим вместе на приемы, люди видят, что мы плечом к плечу. И в этой части совместные приемы я считаю, эффективны. При обращении мы тут же определяем, на каком уровне решается тот или иной вопрос: или это наш уровень, краевой, или вопросы берет себе Сергей Андреевич.

— Если говорить о ситуации на округе, чем сейчас живут территории? Какие есть сложности и, напротив, достижения?

— Если говорить про приемы, мы понимаем, что в подавляющем большинстве 90% обращений – дороги, ЖКХ, водоснабжение. Хоть вопросы в основном муниципальные, работаем над ними. Таковы реалии, что даже президенту звонят и задают вопросы местного уровня, про те же свалки. И нужно их решать. Сегодня в Пограничном районе, в Хороле выделены средства на водопроводы, занимаются решением проблемы. В рамках нашей совместной депутатской работы средства направляются и на улично-дорожную сеть.

Немало внимания уделяю федеральному партпроекту по благоустройству. Волей судьбы стал его координатором в Приморье. Старался, чтобы и наши территории все без исключения оказались участниками. Все районы моего округа вступили в программу. Достаточно серьезные деньги заходят на эти цели из федерального бюджета, раньше такой поддержки на местные нужды не видели. Конечно, я надеюсь, что это только начало. И если территории в этом году, дай бог, справятся, то они заработают хорошую историю для того, чтобы и в последующие годы претендовать на деньги по программе благоустройства на условиях софинансирования.

В этом году в рамках этой программы у субъектов была возможность установить свои правила, так как сроки принятия программ были достаточно сжаты. Поэтому в Приморье решили, что заявки на 2017 год могут подавать только по тем дворам или общественным пространствам, которые оформлены в муниципальную собственность. Участие граждан сегодня ограничивается трудовыми ресурсами. А вот на следующий год в орбиту этого проекта войдут все территории, т.е. и те земельные участки многоквартирных домов, которые стоят на кадастровом учете. Количество участников станет еще больше, а граждане смогут поучаствовать финансово, что, в общем-то, логично, так как речь идет о благоустройстве частной земли.

Возвращаясь к этому году, отмечу, что у сельских территорий помимо дворовых территорий есть возможность оборудование и общественные пространства. Из территорий на моем округе этим воспользовалось Покровское поселение, Камень-Рыболов и Пограничный.

1 / 3

— А уже решили, что именно будет?

— С общественными пространствами, откровенно говоря, сложно во всем крае. Здесь была допущена ошибка в механизме распределения денежных средств. Сейчас отыгрывать назад некорректно. А смысл в чем. Достаточно много муниципальных образований заявилось на софинансирование работ по обустройству общественных пространств. На эти цели на весь край была предусмотрена сумма около 150 млн рублей. А заявок пришло на 450 млн. В итоге сумму разделили между всеми вместо того, чтобы определить приоритет, исходя из того, насколько корректно составлены заявки. Получилось же так, что те, кто, узнав про такие возможности, набросал заявки по принципу "чем больше попросим, больше получим", при том, работы четко не прописаны. Вот им повезло. А те, кто подошел мало-мальски корректно с точки зрения своих возможностей и потенции провести конкурсную документацию, заявили корректные цифры с перечнем работ, а довели им в три раза меньше.

И теперь такие муниципалитеты либо переформатировали свои "хотелки" на другое общественное пространство, на которое хватит тех денег, которые довели. Либо, как это случилось в Октябрьском районе, обустройство этого общественного пространства растянули на несколько лет. К примеру, в Покровке собирались отремонтировать асфальт, сделать ограждения, бордюр, лавочки, освещение на центральной площади. А сейчас хватит только на асфальт и бордюр.

На мой взгляд, необходимо было проанализировать все заявки с точки зрения их состоятельности. А с дворовыми территориями процесс решался намного проще.

— Подлежит ли корректировке программа следующего года?

— Я думаю, что на следующий год этот опыт будет учтен. Сама же программа заявлена на пять лет, это хороший срок, чтобы привести в порядок дворы, скверы и другие общественные места. Со стороны федерации средства есть. Со стороны региона важно укладываться в сроки по всем обязательствам. Минстрой и партия мониторят ситуацию, насколько каждый субъект выполнил свои обязательства, все ли деньги освоил. Уверен, что наши муниципалы будут "из штанов выпрыгивать", но постараются все сделать в срок. Для них это счастье, которое в их жизни едва ли не впервые. На тех условиях, на которых они эти деньги получают – 4% софинансирования – это вообще подарок. Поэтому конечно они будут стараться.

— До осени успеют?

— Должны, эти деньги должны быть освоены в течение года. По-хорошему, чтобы все распланировать, лучше заранее знать, какие деньги будут выделены на 2018 год. Чтобы можно было уже готовиться. Поскольку проект партийный, он предполагает контроль со стороны партии и обсуждение с общественностью. И было бы хорошо обсуждение проводить заранее, а не в сжатые сроки. Тогда не будет обременения и для администраторов. На них можно где-то обижаться, но практическую работу делают они.

Немного о личном

— Сергей Алексеевич, у вас насыщенный график, на работу уходит больше, чем раньше. А на увлечения остаются силы? И что любите делать в свободное время?

— Я вообще домосед, домой приезжаю и дома отдыхаю в кругу семьи. Читать люблю. Сейчас, правда, читаю меньше, чем раньше.

— А что сейчас на вашей книжной полке?

— В последний раз читал Улицкую, а до этого Пелевина.

1 / 2

— И как вам Пелевин?

— В принципе, понравился. Раньше любил историческую литературу, Пикуля читал. Вообще это, наверное, от возраста зависит и от пристрастий. Были периоды, когда-то зачитывался исторической литературой (и ранее Сергей Кузьменко работал учителем истории – ред.). Потом Кинга много читал. Сейчас вот более социальная литература. А так, возвращаясь к вопросу об увлечениях, не сказать, что я охотник, чтобы где-нибудь в выходные все бросить и в тайгу умчаться. Иногда если получается и есть желание, на рыбалку могу съездить.

— То есть для вас отдых – это семья и книга?

— Да, именно так.

— Сергей Алексеевич, во Владивостоке вы уже несколько месяцев проводите почти всю рабочую неделю. Интересен ваш взгляд на проблемы и преимущества города.

— Во Владивостоке очень динамичная жизнь, и изменения последних лет в лучшую сторону: те же мосты, океанариум. К режиму, графику, логистике города я уже более-менее привык. Но здесь я не могу отдохнуть, отдыхаю я дома. Во Владивостоке просто другой ритм. А так мне Владивосток нравится, это визитная карточка края. И в этой связи мне хотелось бы, чтобы не только гости видели такой выставочный Владивосток, но и сами жители могли видеть такой же красивый город. Когда я еду к сестре на Сахалинскую или Монтажную по межквартальным проездам, я понимаю, что сюда пассажиров с "Принцессы" возить точно не стоит. И туда их не возят. Да, чудес не бывает, но людям, которые тут живут, хочется не перепрыгивать через колдобины под своими подъездами, а нормальные дороги. Чтобы и в районах было не хуже, чем в центре, где гуляют туристы. Есть над чем работать, и уже достаточно приличные деньги в рамках дорожного строительства направлены на Владивостокскую агломерацию и конкретно на Владивосток. Хотелось бы, чтобы это было осязаемо для людей. А так, к жизни во Владивостоке я привык, и к местным ямам тоже.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Сергей Кузьменко: Важно направить энергию молодежи Приморья в созидательное русло

Единороссы наградили авторов детских площадок в Приморье

Совет ветеранов объединяет молодых душой, неравнодушных и активных — вице-спикер ЗС ПК

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia