Бизнес. 3 августа 2017, 15:40
Суйфэньхэ пока воспринимается больше как транспортный узел на границе России и Китая. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia

Суйфэньхэ-перезагрузка: от города помогаек к городу цивилизованных туристов

Ближайший сосед Приморья на перепутье - как вернуть былую привлекательность для приморцев

3 августа 2017, PrimaMedia. В холле гостиницы "Вольф", что расположена в центре Суйфэньхэ, несколько настенных часов с прикрепленными под ними табличками с названиями разных городов — Лондон, Москва, Пекин, Владивосток и т.д. Идут только одни, "пекинские". На остальных стрелки остановлены. Да, в кафе гостиницы еще звучит русский шансон, однако в номере по телевизору — только китайские каналы (раньше, говорят, можно было посмотреть наши "НТВ" и "Пятницу"). Русская речь все реже звучит на улицах Суйфэньхэ, почти некого привлекать магазинам с русскими именами на вывесках, написанными по-русски. Ближайший сосед Приморья, Мекка приграничной торговли, сделавшей Суйфэньхэ тем, что он есть, сегодня находится на перепутье. Как вернуть былую привлекательность для приморцев, как выиграть борьбу за россиян у конкурентов — других городов северного Китая? Ответ на эти вопросы ищут в правительстве города. Ответы на эти вопросы попытались найти и корр. ИА PrimaMedia, не так давно побывавшие в приграничном городе. Помогла нам в этом директор туристической компании "Дороги мира" Анна Филимонова, вот уже 17 лет работающая на китайском направлении.

Искать новое лицо

— Первый раз я поехала в Китай в 1993 году. Еще как туристка. Ехала в Суйфэньхэ поездом, тогда не было автоперехода. Незабываемые впечатления. Другая страна. Все новое, интересное, — рассказывает Анна Филимонова. — Конечно, за два с половиной десятилетия многое изменилось. Многое было построено: гостиницы, магазины, рестораны. Сначала шел процесс активного развития. Сейчас, на мой взгляд, наступил период какой-то стагнации. Я бы даже сказала, что период увядания. Это я отслеживаю по гостиницам. Если уровень размещения раньше был разнообразный: можно было выбрать вариант попроще, средний и хороший, то хорошего варианта практически не осталось. Я в основном останавливаюсь в гостинице "Вольф", и она какая-то "уставшая". А это лучшее из того, что имеется из номерного фонда.

— В чем причина такого упадка?

— Во-первых, у Суйфэньхэ появился достойный конкурент, который долго выходил на этот рынок. Бесспорно, долго и прочно за Суйфэньхэ сохранялась пальма первенства. В короткие туры приморцы ездили именно туда. Слово "Сунька" было вечно на слуху, другие варианты даже не обсуждались. И все были довольны: и туристы, и принимающая сторона.

Но медленно и верно город Хуньчунь стал продвигать свои туристические ресурсы, стал размещать рекламу. Власти Хуньчуня выбрали свою тактику. Как сейчас помню, стенд, а на нем написано: "Суйфэньхэ — город для покупок, Хуньчунь — город для отдыха".

Анна Филимонова

Анна Филимонова. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia

То есть Хуньчунь сразу стал позиционировать себя не как конкурента Суйфэньхэ, а как его альтернативу. И сегодня мы видим, что такой подход сработал. Приморцы едут в Хуньчунь за отдыхом и за лечением. Город сильно продвинулся в этом направлении, там создали много клиник, причем комфортных для нас. Например, если туристы, которые летят в медицинский тур Корею, получают результаты анализов и заключение на корейском языке, то в Хуньчуне им все предоставляют на хорошем русском. За несколько лет в Хуньчуне научились оказывать хорошие услуги в области стоматологии и косметологии. Сегодня туда едут те, у кого нет финансовых возможностей ехать куда-то дальше. К тому же Хуньчунь — хороший вариант для отдыха.

— А что Суйфэньхэ?

— Я думаю, что Суйфэньхэ еще скажет свое слово, еще вернет свою былую славу. Все-таки это ближайший к Приморью приграничный город. Настолько близкий, что достаточно пересечь границу, и вот он, Суйфэньхэ. Такого в Китае нигде больше нет.

Все-таки хочется верить, что администрация города начнет предпринимать какие-то шаги, чтобы вернуть к городу былой интерес со стороны жителей Приморья.

— Как этого добиться?

— Я считаю, что надо изменить формат. Магазинов в Суйфэньхэ много, причем на любой вкус. Есть неплохие рестораны. Надо добавить какие-нибудь экскурсии, ввести направленность на отдых приезжающих. Создать развлекательный центр, продвигать китайские традиции: чайная церемония, буддистский храм, что-то еще. В городе есть очень хороший пруд, летом работает музыкальный фонтан. Есть что показать. Я думаю, популярностью пользовалась бы экскурсия "Вечерний Суйфэньхэ". Но чтобы все это состоялось, нужно произвести определенные действия.

В Суйфэньхе немало хороших туристических компаний, которые фактически остались без работы. Там работают настоящие профессионалы, они могли бы это все сделать. А мы бы подключились.

Можно было бы развивать тематический туризм — медицинский, может быть, промышленный, событийный, семейный. Проводить фестивали, совместные спортивные соревнования. Несколько лет назад такое было: в Суйфэньхэ устраивались совместные концерты для детей, спортивные соревнования, кулинарные фестивали. В городе открыли достаточно хорошую современную клинику с новейшим оборудованием – это тоже может привлечь туристов при наличии соответствующей рекламной кампании.

В Суйфэньхэ, например, очень популярен стритбол, в Приморье тоже. Можно было бы проводить совместные турниры. Организовывать культурные мероприятия, выставки художников, например.

Но сегодня мяч на их стороне. Они должны предпринять усилия, чтобы к ним стали ездить. Ведь деньги мы им везем.

Словом, Суйфэньхэ нужно искать новое лицо. Сегодня Хуньчунь перетянул туристический поток. Из-за курса доллара приморцам нет такой сильной выгоды ехать в Суйфэньхэ за покупками, как это было раньше. Наоборот, сейчас жителям Китая выгодней ездить во Владивосток. И наши продукты стали появляться в Суйфэньхэ все в большем количестве — они считают, что по качеству наши продукты лучше — экологически чище и безопасней. И дешевле.

— Есть еще одна проблема, затрудняющая развитие туризма в Суйфэньхэ. Проблема пересечения границы. Переходить с китайской стороны и комфортней, и быстрее. А с нашей — ад какой-то и позор. Новый погранпереход до сих пор не построен.

— Наши таможенники вынуждены так поступать. Все-таки мы контролируем ввоз товара. Но, конечно, проблема помогаек существует, и она сильно осложняет развитие чистого туризма.

Я считаю, что на ситуацию сильно влияет безвизовый въезд. В Суйфэньхэ стало ездить очень много помогаек. Раньше списки въезжающих комитет по туризму не визировал списки, подготовленные туристической компанией, если тур составлял меньше суток (это не туристическая поездка), то сейчас это не возбраняется.

Новый погранпереход с приморской стороны не построен — есть только некоторые "контуры"

Новый погранпереход с приморской стороны не построен — есть только некоторые "контуры". Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia

И люди заезжают-выезжают по несколько раз в неделю, занимаются вывозом багажа, а, по сути, товара, перегруженность автобусов, действительно, существует. Но Суйфэньхэ от этого не выигрывает — помогайки сами по себе не оставляют деньги в городе. Они не ночуют в гостиницах, не ходят в рестораны, потому что приезжают со своей едой. Словом, это не туристы.

А из-за помогаек настоящим туристам некомфортно, их становится все меньше.

Раньше была категория людей, которые хотя бы два раза в год ездили в Суйфэньхэ, чтобы купить что-нибудь вещей и "попить пива", как они говорили. Походить по ресторанам, изменить обстановку. Это было и финансово доступно, и не занимало много времени. А сейчас туристы выбирают другие направления, более комфортные для поездок.

Найти точку прорыва

О необходимости развивать город в новом качестве шла речь и на встрече группы журналистов ИА PrimaMedia с вице-мэром Суйфэньхэ Чжао Гуаню.

— В последние годы руководство города заинтересовалось этим вопросом. Мы побывали в разных городах на юге Китая, ознакомились с их опытом. Также наше правительство уделяет большое внимание пропаганде Суйфэньхэ в России. Ведутся поиски новых возможностей роста экономики, — сказал он.

Вице-мэр Суйфэньхэ Чжао Гуаню

Вице-мэр Суйфэньхэ Чжао Гуаню. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia

Вице-мэр напомнил, что после реформы открытости Китая город Суйфэньхэ с Приморским краем установили плотный режим взаимодействия. В настоящее время в Китае выработана и осуществляется новая стратегия экономического развития "Один пояс – один путь". В свою очередь в России разрабатывается и реализуется стратегия развития Дальнего Востока.

— Наш город своеобразная точка, где эти стратегии объединяются. Мы надеемся, что совместно с Приморьем мы будем продвигать сотрудничество дальше. Нужно только найти точку прорыва, — сказал Чжао Гуаню.

От агентства отметим, что пока такой точкой однозначно видится медицинский туризм. Как нам рассказали в городской больнице Суйфэньхэ, разработанная здесь программа скрининга уже привлекла внимание приморцев.

Городская больница Суйфэньхэ готовая к приему приморских пациентов

Городская больница Суйфэньхэ готовая к приему приморских пациентов. Фото: Ратников Александр, ИА PrimaMedia

По мнению российских экспертов и предпринимателей, правительству Суйфэньхэ следует обратить внимание на активное продвижение города в российских СМИ.

— Необходимо снять для российских туристов короткие видеофильмы о Суйфэньхэ, давать больше информации в СМИ о городе, бизнес-среде, новых возможностях. Что-то сделать в городе в русском стиле, чтобы привлечь сюда и китайских туристов. Две-три точечных идеи могли бы вернуть городу то значение, которое он имел раньше. Сделать русскую культурную программу. Организовать встречу с российскими туристическими компаниями. Послушать их мнение о том, как можно вернуть туристов в Суйфэньхэ.

1 / 4

Одной из площадок для такой встречи может стать международная выставка приграничной торговли, которая ежегодно проходит в Суйфэньхэ. В этом году она начнет свою работу 8 августа. По традиции, в программе выставки предусмотрены различные форумы.

Так, в 2016году, когда состоялась IV Международная выставка приграничной торговли в городе Суйфэньхэ, в рамках выставки прошел форум "Международное экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии: трансрегиональная логистика". В прежние годы проводились форумы логистических услуг, форумы по расширению и благоустройству пограничных пунктов пропуска, развитию миграционных направлений и, в том числе, туризма.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Россия и Китай подписали соглашение по развитию транспортных коридоров в Приморье

Великий Медицинский путь строят Дальний Восток РФ и северо-восточные провинции Китая

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia