Объемы туристического потока из Китая в Приморский край последние годы по меркам субъекта достигают рекордных отметок. Все больше жителей Поднебесной готовы расставаться со своими деньгами на нашей территории, оказывая мультипликативный эффект на всю экономику региона. Но точно подсчитать экономический эффект от туристов из Китая власти не могут, соответственно валютный поток, который утекает обратно в КНР через серые схемы, также никто не учитывает. При этом, как выяснило ИА PrimaMedia, наибольший ущерб такие схемы наносят компаниям Владивостока, которые остаются на обочине китайского турпотока.
По данным администрации Приморского края, в 2016 году вклад гостиничной и туристической сферы в ВРП региона оценивался на уровне 1,8 % от прямых видов деятельности (гостиничного бизнеса и туристического обслуживания), а совокупный с косвенными (организация питания и дополнительных услуг) — примерно 5,7%.
Иностранный туристический поток в Приморском крае в последние годы находится на подъеме. Если в 2011 году регион посетили чуть более 82 тысяч интуристов, то в 2016 – почти 570 тыс. Основу въездных туристов составляют гости из КНР – Владивосток стал для них одним из самых популярных городов России, уступая лидерство лишь Москве. В 2016 году в Приморье прибыло 420 тысяч гостей из Поднебесной, что на 27% больше, чем в 2015 году (329 тысяч). А за первое полугодие текущего года границу региона пересекло более 187 тысяч китайских путешественников (в целом край принял почти 280 тысяч иностранных граждан). При этом турпоток будет только нарастать, так как пик туристического сезона приходится на второе полугодие.
"Приморский край уже сегодня аккумулирует более 70% въездных потоков всего Дальнего Востока. А с учетом уникальных преференций, которые предоставляет территория Свободного порта Владивосток в виде электронной визы, нас ожидает еще больший успех. Стратегическими рынками будут страны АТР: Китай, Республика Корея, Сингапур и Япония, где выездной поток путешественников демонстрирует внушительные темпы роста", – отмечает директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков.
По данным администрации Приморского края, в 2016 году вклад гостиничной и туристической сферы в ВРП региона оценивался на уровне 1,8 % от прямых видов деятельности (гостиничного бизнеса и туристического обслуживания), а совокупный с косвенными (организация питания и дополнительных услуг) — примерно 5,7%.
Несмотря на то, что основу туристического потока составляют россияне, "китайская волна" тоже охотно расстается с деньгами на территории Приморья. Китайцы приобретают экскурсионные продукты, посещают кафе и рестораны, а также самозабвенно отдаются шопингу. В программу шоп-туров входят ювелирные магазины, шоколадные фабрики и супермаркеты. Впрочем, по словам туркомпаний, значительная часть "туристических" денег, которые должны оставаться в регионе, все-таки утекают вместе с китайцами обратно на их родину.
Среди своих
"Безвизовый групповой туристический обмен между двумя странами подразумевает то, что китайских туристов может принимать только ряд согласованных турфирм, которые формируют списки путешественников, пересекающих границу. Но вместо того, чтобы обеспечивать прием китайских граждан, некоторые российские турфирмы продают эти списки турфирмам КНР. Далее программа пребывания гостей из Китая строится на усмотрение китайского бизнеса, – делится директор туристической компании, пожелавшая остаться анонимной. – Такие группы часто избегают услуг российских гидов-переводчиков, транспортных компаний. Путешественников даже водят в специальные магазины с более высокими ценами, чтобы разделить полученную прибыль между их владельцами и турфирмами. Весь этот денежный поток идет мимо кассы, не оставляя более-менее ощутимого налогового выхлопа. К сожалению, эта проблема характерна не только для нашего региона – ушлые китайские бизнесмены и российские турфирмы, продающие родину за копейки, успешно работают и в других туристических столицах: Москве, Санкт-Петербурге".
Директор турфирмы "Пасифик Вэст" Елена Сорокина: "Все обслуживание китайских туристов производится китайцами. Гиды-переводчики у них свои, гостиницы и кафе – тоже. Наши гиды привлекаются только на обзорную экскурсию, а дальше туристов сопровождают их соотечественники. В текущих условиях российские компании не могут составить таким турфирмам конкуренции – при одинаковом сервисе клиенты идут туда, где дешевле. А поскольку бизнес у китайцев не всегда легальный, они могут имеют возможность демпинговать".
Не пойман – легален
В настоящий момент в Приморье принимать китайских граждан в рамках соглашения о безвизовых групповых туристических поездках могут 52 компании. Несмотря на столь ограниченное количество, поймать за руку турфирмы, продающие списки, властям до сих пор не удается. Как и оценить ущерб от их деятельности.
"Мы неоднократно проводили мониторинг в рамках межправительственного соглашения о групповых безвизовых туристских обменах, организовали межведомственную рабочую группу по реализации механизмов данного соглашения, в которые входят представители таможенных и пограничных служб, УФСБ, УМВД, Центробанка и Роспотребнадзора, — говорит Шестаков. — Мы неоднократно запрашивали информацию о нарушениях соглашения, но такой подтверждающей информации в наш адрес представлено не было. В мониторинге участвует и общественность в лице представителей общественного экспертного совета по туризму Приморского края, а также двух некоммерческих объединений: "Приморский Региональный Союз Туриндустрии" и НП "ТОМИ "Окно в Евразию". Мониторинг показывает: экскурсии ведут сотрудники российских компаний, размещают туристов в гостиницах, организованных индивидуальными предпринимателями и зарегистрированных в России юридическими лицами, бронирование автобусов осуществляется у российских транспортных компаний. Регулярные перечисления денежных средств от туроператоров на счета гостиниц, транспортных компаний за оказанные услуги этот факт подтверждают. Поэтому в данный момент мы не можем говорить о каких-либо нарушениях".
В ассоциации "Приморский Региональный Союз Туриндустрии" подтвердили – внешних нарушений выявлено не было. "Но, если бы мы знали, как именно вывести такие компании на чистую воду – уже бы давно это сделали", – поделился представитель ассоциации.
Одним из вариантов решения проблемы серого китайского бизнеса туроператоры называют туристическую полицию, которая будет проверять гидов-переводчиков и выявлять нарушения. Но, как утверждают эксперты туристического рынка, появления такого органа должно быть продумано основательно.
Не Китаем единым
Другие предприниматели, имеющие возможность откусить кусок от китайского туристического пирога, не слишком озабочены тем, кто конкретно принимает путешественников – россияне или сами китайцы. "Возможно, какая-то часть денег по серым схемам уходит в Китай, но как мне кажется – это не какие-то огромные суммы, – акцентирует Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров, а также член Общественного экспертного совета по развитию туризма в Приморье. – Нам остается только радоваться и молиться, чтобы туристический поток из Китая рос, поскольку даже если существуют пресловутые договоренности между турфирмами, любой турист оставляет деньги вне запланированной схемы. Прогуливаясь по улицам города, он зайдет в супермаркет, купит мороженое или шашлык на набережной, приобретет сувениры. Поэтому пока основная проблема заключается не в том, что туристы оставляют деньги в местах, определенных схемой серого бизнеса, а в том, что мы можем им слишком мало предложить. Нам нужно думать, каким образом соблазнить гостей края продуктами и услугами, чтобы они оставляли больше денег. А контроль над серыми схемами лучше оставить компетентным органам".
При этом многие заведения принимают китайских посетителей, вопреки серым схемам.
экономист, экс-первый вице-президент Группы компаний "В-Лазер"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Турфирмы слишком много хотят, чтобы приводить туристов в супермаркет, причем, чёрным налом. А откуда его взять? Мы боремся за китайского туриста другим методом. У наших продавцов в торговом зале есть планшеты, поэтому они на ходу могут набрать наименование товара на русском и показать китайцу иероглиф. Собственно, не только китайцу, у нас еще и корейцы покупают продукты, и японцы. Но в общем потоке доля их покупок незначительна, поэтому мы не ведем статистику.
Директор паназиатского ресторана Zuma и ресторана грузинской кухни "Супра" Илья Сухих также отмечает, что не имеет никаких договоренностей с туристическими компаниями, но его заведения пользуются спросом среди гостей из стран АТР. Впрочем, китайцы составляют лишь малую часть аудитории. "Для нашего бизнеса китайские гости не являются ключевой группой – около 2-3%. Они предпочитают путешествовать группами, а наши рестораны не предназначены для спонтанного приема больших компаний. Их привлекают низкие цены. В Китае качественные продукты дорогие, а искусственно выращенные значительно уступают во вкусе натуральным. Поэтому туристам у нас нравится все: морепродукты, молоко, шоколад, алкоголь", – поделился ресторатор.
Кафе китайской кухни, расположенные во Владивостоке, также не специализируются исключительно на китайской аудитории. "Наш основной поток гостей составляют россияне, хотя, безусловно, китайские граждане тоже у нас присутствуют – обычно они приходят компаниями от трех до 10 человек. В среднем один гость оставляет около 500 рублей, независимо от страны проживания (все расчеты ведутся в рублях). Единственное отличие в обслуживании китайских гостей заключается в том, что наш шеф-повар готовит для них более аутентичные блюда", – рассказал представитель кафе "Джи Фу Лоу" (ИП Талалаев).
Ювелирные магазины также не поддерживают политику одного китайского потребителя. Генеральный директор сети ювелирных магазинов "Золотой ажур" Надежда Ткаченко: "В точках нашей сети китайские граждане – не самые частые гости, исключение составляет только магазин на ул. Светланской, расположенный на гостевом маршруте. Но даже в этом магазине покупки китайских туристов создают незначительную прибыль. Ряд ювелирных торговых точек имеют договоренности с китайскими и российскими переводчиками, платят им огромные проценты (которые потом покрываются более высокой ценой изделий) и поэтому регулярно принимают целые туристические автобусы потенциальных покупателей. Но что такое туристы из Поднебесной? Это только три месяца работы. А как выживать дальше: платить аренду и зарплату? Да, на рынке есть компании, созданные специально для покупателей из КНР – у них высокие цены и короткий сезон работы. Но мы рассчитываем на круглогодичную работу, поэтому китайских акцентов не расставляем: наша аудитория — россияне".
Сезонные всплески китайского туристического потока отражаются даже на работе гостиниц, ориентированных в первую очередь на иностранцев. Как рассказал администратор гостиницы "Корона" (ООО "Комета"), отель вынужден в разное время года специализироваться на разных клиентах. "Мы сотрудничаем с туристическими компаниями, которые бронируют номера для китайских граждан, оплачивая их заранее. И основной пик активности приходится на летний период: у нас на месяцы расписаны многоместные номера (их китайцы предпочитают другим), стоимостью от 3000 рублей. Но когда лето заканчивается, гостиница переходит на другой режим работы – свободных мест становится больше, и основными клиентами выступают россияне, либо другие иностранцы – например, корейцы".
президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров, основатель галерейного пространства Gallery&More
Автор фото: РИА PrimaMedia
Туристическая полиция – это очень актуально, но надо понимать, для чего мы введем такую структуру: для того, чтобы ловить туристов или для того, чтобы улучшать сервис. Например, если я не знаю, как добраться до какого-то пункта за границей, всегда обращаюсь в пункт туристической полиции, где мне объяснят дорогу на хорошем английском, вручат карту. И у нас полиция должна работать для туристов, а не против них, проверяя документы у каждого, кто не выглядит, как местный житель. Поэтому к такой силовой структуре надо подходить очень осторожно, иначе мы рискуем потерять все счастливо свалившиеся на нашу голову турпотоки.