В агитационной кампании во Владивостоке, где 10 сентября выберут новый состав гордумы, налицо нарушение принципа равенства кандидатов: на улицах города висят постеры, имеющие признаки агитации, но их таковыми не считают. Горизбирком (ВГМИК) уже рассмотрел ряд жалоб по таким случаям и установил, что речь идет о листовках, размещенных до выборов – в период праймериз, на прошлых кампаниях или буквально до старта избирательной кампании. И к ним претензий, по букве закона, нет, сообщает ИА PrimaMedia.
В мае этого года проходили праймериз "Единой России", в ходе которых определяли кандидатов на выборы от партии. В городе развернулась рекламная кампания (подробнее в материале #ПредвыборныеПерлыВладивостока: "Доступная рыба" Николаева и новая история "Единой России"). В основном участники пользовались услугами по размещению на мониторах, рекламных конструкциях вдоль дорог. Но также большое распространение получила расклейка наглядной агитации. К этому виду АПМ у граждан возникало больше всего вопросов. В социальных сетях недовольные горожане размещали посты с нелицеприятными подписями и фотографиями с заклеенными заборами, подпорными стенками, стенами подъездов многоквартирных домов.
По окончанию предварительного голосования такие публикации тоже появлялись, но уже реже. Хотя, казалось, будущие кандидаты должны уважительно отнестись к потенциальным избирателям, их собственности, да и в целом, к своему городу и очистить стены да заборы от макулатуры. Ведь тут вопрос не в законе, а, скорее, в правилах хорошего тона. Кто-то убрал, но не все этим озаботились. В конце июля во Владивостокский горизбирком поступила жалоба от нескольких жительниц Первомайского района о том, что "на дверях домов развешаны агитационные материалы (АПМ) кандидата в депутаты Думы Владивостока Станислава Примаченко".
"Материалы развешаны на подъездах домов по ул. Космонавтов 3, 5, 7, 9, 11, 13, 17, 19, 21, 23, 25, Беляева, 3, Сахалинская 50, 54. Всего 40 портретов и 10 валялось уже сорванных", — подробно описывают две жительницы, прилагают образец агитации и просят разобраться, на каком основании.
Кандидат со своей стороны дал пояснение, что эти печатные материалы изготавливались и распространялись им до 20 мая 2017 года с целью участия 28 мая 2017 года в предварительном голосовании. К моменту проверки со стороны избиркома материалы на обозначенных местах уже не висели. А, кроме того, горизбирком в своем решении отмечает, что "проведение предварительного голосования политическими партиями с целью определения потенциальных кандидатов в депутаты не регулируется избирательным законодательством". Соответственно, осуществление контроля за изготовлением и распространением информационных материалов за рамками избирательной кампании, то есть в рамках праймериз, не относится к компетенции комиссии. На основании этого в удовлетворении жалобы заявителям отказано.
По городу также до сих пор ездят авто с плакатами некоторых участников праймериз, на мониторе в районе остановки "Авангард" до последнего шли их рекламные ролики.
Получается, раз праймериз вне закона, то и наказать тут некого, и заставить стенку помыть тоже. Вся надежда только на самих избирателей.
Праймериз прошли, а агитация осталась. Фото: Очевидец
Но это касается не только участников праймериз "Единой России". Зафиксированы случаи размещения на стенах многоквартирных домов пластиковых стендов с логотипом компартии и слоганом "КПРФ за...". В горизбирком также поступила соответствующая жалоба, поскольку на стендах не указаны выходные данные. Но комиссия, получив пояснения, что этот материал был изготовлен еще до старта кампании, вынесла решение об отказе в удовлетворении жалобы. В такой ситуации, отмечают юристы, можно обратиться в антимонопольную службу, так как имеются признаки нарушения закона о рекламе (если лого политической партии занимает более 5% площади рекламной поверхности).
Другой случай, когда в некоторых районах города попадаются АПМ, размещенные еще в период прошлых кампаний.
И на такие материалы никакой реакции, так как к нынешним выборам они отношения не имеют. Ведь мало ли когда их размещали.
То есть, получается, та или иная политическая партия может крепко-накрепко заклеить во Владивостоке определенные площади на выборах в Заксобрание или Госдуму – чей-нибудь балкон или стену в подъезде. Да так, чтоб никто отклеить не смог. И ждать следующих выборов, например, в Думу города. В рамках новой кампании эта партия уже никакой ответственности за ту рекламу нести не будет. И, к слову, за уборку тоже. Согласно российскому законодательству, партии и кандидаты за очистку муниципалитетов от своей агитации вообще не отвечают. Как пояснили во ВГМИК, демонтаж АПМ осуществляется за счет бюджета муниципалитета, если речь идет о специально отведенных местах.
"В части снятия (демонтажа) АПМ после выборов следует обратить внимание на то, что согласно ст. 210 Гражданского Кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Так, в случае размещения АПМ на специальных местах, выделенных органами местного самоуправления, обязанность по снятию (демонтажу) таковых лежит на собственнике имущества, следовательно, таковая должна производится органом местного самоуправления за счет средств местного бюджета. В иных случаях, в договоре о размещении АПМ между собственником и кандидатом обычно указывается, кто и за чей счет осуществляет демонтаж", — отметила зампред ВГМИК Ольга Шишкина.
Между тем, есть опыт других стран, где демонтаж производится за счет партий, что достаточно справедливо.
Например, в Венесуэле Национальный электоральный совет может выделить до 3% средств от государственных ассигнований на деятельность политических партий и перевести данную сумму соответствующему муниципалитету для использования на нужды уборки с публичных мест предвыборного агитационного материала. В этой же стране нашли способ предотвращать появление старых АПМ на следующих выборах. Так, в законодательстве Венесуэлы четко прописано, что "политические партии, группы избирателей и кандидаты обязаны прекратить использование агитационного материала не позднее чем через 10 дней после даты голосования, когда официально положен конец избирательному процессу". Собственно, тогда и начинается уборка АПМ муниципальными властями, ответственными за поддержание в порядке улиц. В Европе есть примеры и более жесткой регламентации размещения наглядной агитации.