Бизнес. 03 сентября, 21:10
Роботы. Фото: Предоставлено концерном
ВЭФ-2017

Безэкипажный катер для спасателей и автономный подводный аппарат представят на ВЭФ

Работа над роботами велась несколько лет

3 сентября, PrimaMedia. АО "Концерн "Моринсис-Агат" представит мировому сообществу свои достижения в области морской робототехники в рамках III Восточного экономического форума в городе Владивостоке 6-7 сентября. Речь идет об уникальном морском безэкипажном катере для спасателей и автономном подводном аппарате, сообщили ИА PrimaMedia в компании.

В течение двух лет в обособленном подразделении концерна на Дальнем Востоке велась инициативная научно-исследовательская работа, получившая название "Лабиринт", главной целью которой являлось освоение необходимого количества компетенций и технологий в области создания морской техники для создания комплексной роботизированной системы.

В результате было создано несколько абсолютно уникальных приборов, например, автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) гибридного типа, автономный носитель гидрофизической аппаратуры переменной плавучести (АНГАПП), безэкипажный катер (БЭК) и ряд других аппаратов и систем.

Впечатляет необитаемый подводный аппарат, способный работать как в автономном, так и в телеуправляемом режиме. С первого взгляда аппарат приковывает внимание своей необычной формой, она овальная, несколько приплюснутая, с вертикальными стабилизаторами в корме. По бокам вынесены горизонтальные движители в стеклопластиковых кожухах. АНПА разительно отличается от привычных торпедообразных роботов. Выбор столь неординарной формы обусловлен основным назначением аппарата — универсальная платформа для полезной нагрузки, и такая конфигурация позволяет установить разногабаритную нагрузку как во внутренний отсек, так и на внешние узлы подвески.

АНПА оснащен пятью подводными движителями мощностью 500 Вт, разработанными специалистами Дирекции по проектам на Дальнем Востоке, а также поворотной цифровой видеокамерой, модулем ориентации, датчикомглубины, GPS/ГЛОНАСС модулем и многими другими инновационными подсистемами.

Еще одна техническая новинка от Дальневосточных специалистов – совместная разработка АО "Концерн "Моринсис-Агат" и ООО "ПТП "Сенсорика-М" — лазерный лаг,предназначенный для измерения скорости подводного аппарата относительно водной среды. Особенность прибора — это высокая точность измерения скорости и отсутствие акустического излучения, что делает его бесшумным.

АНПА снабжен несколькими видами связи с постом оператора. В телеуправляемом режиме используется проводная связь. Также аппарат оборудован WiFi точкой доступа, обеспечивающей быструю беспроводную загрузку миссии в АНПА и скоростное скачивание данных с него.

Для оперативного обнаружения робота при аварийном всплытии используется ультракоротковолновая (УКВ) радиосвязь. Ее основное назначение — передача текущей координаты и статуса АНПА.

В верхнем люке аппарата размещен гидрофон с гидроакустическим модемом, обеспечивающими гидроакустическую связь с пультом оператора.

Автономный носитель гидрофизической аппаратуры переменной плавучести (АНГАПП)представляет собой автономную платформу в форме буя, обладающую управляемой системой погружения-всплытия. Прибор способен погружаться, удерживаться на заданной глубине, проводить геофизические измерения и осуществлять передачу накопленных данных по радиоканалу после всплытия.

Погружение и всплытие осуществляется путем изменения собственной плавучести. Прибор оснащен резиновым компенсатором, в который закачивается/выкачивается гидравлическое масло, благодаря чему изменяется общий объем прибора и, соответственно, плавучесть.

Циклограмма всплытия/погружения формируется в специальном программном приложении на посту оператора. В ней задаются временные интервалы и необходимые глубины погружения прибора.

АНГАПП оснащен системой самодиагностики, после запуска и в процессе работы прибор непрерывно проверяет работу всех систем и в случае неисправности сигнализирует об этом, передавая сообщение об ошибке через систему связи и определенную светоцветовую индикацию светомаяка.

Прибор оснащен гидроакустической системой связи в нижней части. Это позволяет ему выполнять роль ретранслятора и осуществлять связь с подводными объектами, используя радиоканал.

Безэкипажный катер — это надводный аппарат, предназначенный для решения широкого круга задач в зависимости от установленной на него полезной нагрузки. Он может использоваться для доставки элементов комплексной роботизированной системы в заданный район, мониторинговых задач или, например, осуществлять постановку боновых заграждений или распыление сорбента в случае разлива нефти.

Для организации информационного обмена между элементами морской роботизированной системы вместе со специалистами СибГУТИ разработан также экспериментальный образец подводной гидроакустической системы связи на базе автономных донных станций. В системе гидроакустической связи используются гидроакустические антенны с полусферической диаграммой направленности, разработанные в Дальневосточном Федеральном Университете.

Чтобы объединить работу всех экспериментальных образцов морской роботизированной системы в единую подводно-надводную систему связи, создана экспериментальная информационно-управляющая подсистема. Она представляет программный пакет, обеспечивающий прием данных со всех элементов морской роботизированной системы, их классификацию и отображение в едином информационном пространстве. Подсистема также позволяет передавать основные команды управления, такие как: начать выполнение операции, прекратить выполнение, вернуться в места базирования, изменить режим работы и т.п.

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia