Сола Монова (Юлия Соломонова) - одна из самых читаемых поэтесс рунета. Широкую известность она получила с развитием социальных сетей, откровенно эпатируя публику своими стихами. Сейчас общее количество ее подписчиков в соцсетях более миллиона.
Сама же поэтесса родом из Владивостока, где она выросла, закончила режиссерский факультет Дальневосточного института искусств и Институт экономики и менеджмента ДВГТУ.
После она уехала в Москву, где закончила ВГИК, вышла замуж, сняла несколько фильмов, но именно поэзия принесла ей популярность. Сейчас Сола Монова - мать двоих детей, каждый месяц дает поэтические концерты, выпускает книги и сборники стихов.
PrimaMedia.ГОРОД поговорил с поэтессой о лирике, амплуа, режиссуре и популярности.
Писать стихи я начала лет в шесть, а научил меня этому папа. Он учил меня разным видам искусств, но как-то именно в стихах у меня были достижения. Я училась и рисовать, но лучшее, что я нарисовала, была моя палитра. Однажды он взял мою палитру и сказал: «Юля, это лучшая твоя картина». И повесил ее на стену. Оказалось, что это портрет Синей бороды.
Папа показал мне, что есть ритм и есть рифма, можно писать весёленькие стихи, а потом с помощью этих стихов манипулировать бабушками. У нас были семейные застолья, приходили бабушки и их друзья, но мы не сидели со взрослыми, нас выгоняли. Но если ребёнок хотел показать свой талант, его с удовольствием слушали.
И я показывала свой талант поэта, писала стихи про маленького мальчика. Помните, раньше была куча таких стишков? Всем страшно нравилось, а мне разрешали оставаться за столом. Я даже опускала язык в бокал с шампанским, пока никто не видел. Что я писала тогда? Папа и мама у меня программисты, и я писала стихи такие:
Маленький мальчик вирус придумал,
Папе в компьютер вирус засунул.
Папа компьютер выбросил в топку,
Держится мальчик за красную попку.
У меня два режиссерских образования, но я просто немножко пошла другим путем. Режиссура - это очень взрослая профессия. Вот моделью надо стать в 15 лет, да и карьера модели заканчивается, как правило, в 25.
А хороший режиссер должен быть побитым жизнью, видавшим виды. Поэтому у меня еще все впереди, я еще вернусь к кино. Несколько лет я вообще ничего не снимала, занималась детьми.
А съемки предполагают полное отключение от мира, когда ты уезжаешь на несколько месяцев и только об этом и думаешь.
Сначала у меня была страница на стихи.ру, там все поэты, поэты дружили, играли в поэтические батлы. Когда я поступила во ВГИК на первый курс, моя соседка по комнате в общежитии показала мне соцсеть Вконтакте и зарегистрировала меня.
Я немножко дружила и переписывалась, а потом решила выложить свои стихи. Никто из моих вгиковских друзей не знал, что я пишу стихи. Я получила тогда огромное количество отзывов, их читали друзья, друзья друзей, потом совершенно незнакомые люди.
И когда у моей страницы стало 200 тысяч подписчиков, муж спросил: "Почему у тебя нет книги?".
Я тогда думала так: «Да кому нужна эта книга? Есть же интернет, когда все бесплатно - открыл и прочитал».
Но потом я все-таки решила сделать это. Несмотря на то, что у мужа были друзья, у которых есть крупные торговые сети с книгами, частному лицу вот так вот просто не прийти… Это миф, что если у тебя есть какие-то знакомые в этой сфере, то все получится.
Нам сразу сказали: «Понимаете, с автором никто не работает. С автором работают издательства, издательства работают с крупными компаниями по дистрибуции, а компании по дистрибуции уже работают с магазинами. Так что можете, что угодно издать, но мы не сможем положить вашу книгу в крупный книжный магазин".
И однажды мне написал редактор издательства «Книга по требованию». Мне предложили сделать книгу на таких условиях, что я оплачиваю вёрстку, печать, а они положат мои книги в интернет-магазины.
И я это сделала. В первый день продаж их офис в Москве был завален моими книгами. Это было так удивительно и так приятно. Я почувствовала, что могу не просто писать стихи и выкладывать их в интернет, а что я уже профессиональный писатель.
До этого я работала режиссером, в том числе на телевидении во Владивостоке и в Москве. Но чтобы написать книгу… Хотя во Владивостоке я выпустила когда-то книгу, но это была больше шутка, некий пиар-ход для меня, как для телеведущей.
Потом пришла идея снимать короткие ролики на стихи. Так у меня появился талантливый оператор Аня Мун, видеограф и оператор «Мунфильм». Мы получаем от этого огромное удовольствие и снимаем их постоянно.
С возрастом поменялись не стихи, а поменялись темы. Даже если брать режиссуру, то по Станиславскому самое главное – это сверхсверхзадача. А сверхсверхзадача – это жизненная позиция автора. И, конечно, я в 16 лет и сейчас в 38 - это совершенно два разных человека.
В 16 лет я ходила без шапки зимой, чтобы быть красивой. Это все определяет. А сейчас я никогда в жизни не выйду без шапки. Лучше я буду некрасивой, зато будет тепло. Есть какая-то формула, по которой живут все, она встроена вовнутрь.
Жизнь – это как квест, переходя из одного возраста в другой, ты получаешь задания и выполняешь их. Тогда у меня было романтическое настроение, я ходила без шапки зимой, потому что за каждым углом могло ждать какое-то сумасшедшее приключение, я была такая в 16 лет и стихи такие же.
А сейчас я – мать, жена, взрослая женщина, и мне нужно все это сохранить. Совершенно другая задача. Я не путешественница, я - очаг, и делаю все, чтобы сохранить тепло.
Это был хит. Но если отследить, люди реагируют на что-то яркое и эпатажное, а потом им либо неинтересно, либо они открывают для себя что-то другое. Что-то другое - это лирика.
Я долгое время считала, что лучшее, что я написала, это вообще стихи в низовых жанрах. И я была настолько уверена в этом. Мне говорили: «Нет, Юля, это совсем не лучшее! Ну да, это смешно. Но ведь самое главное – лирика». Я думала: "Да кому нужна эта лирика!"
И вот теперь я понимаю, что сарказм - это весело и здорово, но читатели, которым нравится сарказм, они как перелетные птицы... просто пролетают над тобой. А те читатели, которые нашли себя в моей лирике, это мои друзья на ментальном уровне. У нас с ними общая боль, а друзья по боли они более верные, чем друзья по радости.
Стихи про мудаков - это хорошие стихи. Они тоже болезненные. Ведь ключевое слово не «мудак», а человеческая боль.
Я думаю, что герои моих стихов – это множество разных образов, которые не берутся из воздуха, это все подсмотрено и увидено. На первом курсе театрального института, когда я училась, собирали актеров и давали задание: идите на улицу и через час принесите характерности. Будь это старушка, торговка семечками или прохожий.
И те, кто приносил характерности и показывал их наиболее точно, их всегда воспринимали весело и с аплодисментами. Также и в стихах… когда это узнаваемо, это цепляет.
Сам процесс написания стихов зависит от многих факторов. Они как будто «скачиваются» откуда-то. Открывается некая дверь, портал, и в этот момент надо бросить все и записать. Потому что потом, что бы ты не делал, не пойдет.
У меня довольно высокая техника, я могу зарифмовать все что угодно. Но зарифмовать и «скачать» - это две большие разницы. Можно долго и нудно все рифмовать, найти оригинальные рифмы.
Но душевность, легкость, невозможность представить, как два слова могли лечь рядом и дать новый смысл, приходят только через это открытие. И эти стихи могут быть легкими, тяжелыми, философскими, матерными.
Я стала замечать, что когда я себя хорошо веду, не злюсь, не завидую, не делаю гадостей, портал открывается чаще. Но еще мешает любая другая деятельность. Как только погружаешься в житейские дрязги, разливаешься в офлайне, пускаешь энергию на что-либо другое, то все – никаких стихов.
Конкуренцию можно отнести к мобильным телефонам, ведь у каждого их всего один или два. Поэтому производители борются за то, чтобы покупали их телефон. И представьте, если речь идет о поэзии. Никто же не заставляет вас выбрать только одного поэта и читать только его. Тем более если это бесплатно. Это не iPhone.
Вы открываете сеть и читаете то, что хочется. И ничем не обязаны. Люди, которые увлекаются поэзией, с удовольствием пойдут на концерты разных поэтов. Концерт – это событие. И чтобы у человека в году было одно событие, это неправильно.
Мои образования очень помогают мне в моей поэтической деятельности и на концертах. Я не училась на актрису, и, наверное, я бы не поступила туда. Мое амплуа - это инженю или травести.
Инженю – это молодая героиня, которая до старости щенок, а травести - это девочка, которая играет мальчика. Хорошо со сцены смотрится героиня, когда есть рост, талия, грудь, длинные волосы. Это девушка, которая играет все главные роли.
Я бы никогда не играла главные роли ни в каком театре именно из-за моей внешности. Мне возможно сложней, чем многим артистам и поэтессам. Есть очень красивые поэтессы... неземной красоты. Но я режиссер, я очень быстро ориентируюсь и принимаю какие-то режиссерские решения, что выручают меня.
Я не занимаюсь концертами как гастролёр. И выступаю не менее трех раз за месяц, чтобы не потерять навык и всегда быть в форме. Для меня это не способ заработать деньги.
У меня есть муж, дети, но я не тяну семью, не плачу ипотеку. Я занимаюсь этим исключительно ради собственного удовольствия. И ради того, чтобы мои близкие меня ценили.
Я не просто Юля, что приготовила ужин и умеет монтировать. Я чувствую, что я востребована как поэт.
Иногда пишут по делу, я принимаю это к сведению. Но я очень давно занимаюсь соцсетями и понимаю, что главное не то, что пишут, а то, что имеют в виду. Я точно понимаю, что чувствует человек, когда он мне пишет.
Я могу ошибаться, но на 90 процентов, что человек, наверное, сам пишет стихи, ему кажется, что он несправедливо недооценён. И вымещает на мне эту злость. Или женщина,которой кажется, что у нас с ней одинаковый возраст, но выгляжу я не так, как ей бы хотелось. Возможно, она недовольна собой, пытается мне это донести.
Благодаря этим негативным комментариям в мой адрес я понимаю себя лучше. И когда мне хочется что-то подобное написать, я не пишу, потому что ловлю себя на этом.
На концертах дарят массы прекрасных подарков – картины чудесные и духи. Я обожаю духи. Когда у меня концерт, мне страшно нравится автограф-сессия, потому что приходят девушки, женщины. Все очень красивые, я с ними обнимаюсь.
"Боже, какие духи!" Мне говорят название, я записываю, иду и покупаю. Это забавно, но мне бывает, приносят и дарят их, даже если во флаконе осталось немного, чуть-чуть, но это всегда так приятно.
Красота это не только внешнее, но и внутреннее. Красота поступков, мыслей, помыслов. Просто внешняя красота - самая хрупкая из всех красот.
Я считаю себя счастливой раз в неделю 5 минут. И это мои самые главные минуты.
Самое главное для любой женщины - не бояться исполнять свои мечты, даже если они кажутся странными. Потому что самая странная мечта – самая настоящая. Это же очень странно... хотеть быть поэтессой.
Я приеду во Владивосток, у меня очень много там друзей и знакомых. Это в Ростов можно приехать, провести концерт, со всеми встретиться за два дня. А если у меня будет концерт во Владивостоке, ехать нужно надолго, а у меня пока возможности нет. Но я приеду на целую неделю обязательно.
Это как прекрасное платье... дорогое, роскошное, которое висит до особого случая, и поэтому ты не идешь в нем за хлебом. И я жду особого случая, чтобы приехать.
Текст: Юлия Никитина