Спорт. 05 октября, 07:40
На базе клуба "Восток" организована школа, в которой занимаются 59 человек. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
#СпидвейВостокЮбилей

Жизнь с приставкой мото: мало сесть на мотоцикл без тормозов, надо еще победить на нем

Председатель федерации мотоциклетного спорта Приморского края Владимир Селезнев рассказал о мотодвижении в крае

5 октября, PrimaMedia. Мотоциклетное движение в Приморском крае в последние годы развивается быстрыми темпами. Проводятся соревнования по мотокроссу, набирающим популярность гонкам "Эндуро", а спидвейный клуб "Восток" ежегодно борется за победу в чемпионате России. Прославленному владивостоксому коллективу в этом году исполняется 55 лет, специально к юбилею ИА PrimaMedia продолжает рассказывать об истории команды и людях, которые без преувеличения всю жизнь посвятили развитию спидвея во Владивостоке.

Председатель федерации мотоциклетного спорта Приморского края Владимир Селезнев один из таких. В разговоре с корр. агентства он рассказал о роли мотокросса в спидвее, гонках "Эндуро", скитаниях команды "Восток" в 90-ые годы, когда "Авангард" перестал быть домашним стадионом, и о развитии школы спидвея в приморской столице.

Председатель федерации мотоциклетного спорта Приморского края

Председатель федерации мотоциклетного спорта Приморского края. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Справка: Владимир Алексеевич Селезнев родился 18 февраля 1956 года. С 1985 года руководил спортивным клубом при Дальзаводе. В 1994 пришел во владивостокскую команду по спидвею "Восток" в качестве начальника команды. Занимал эту должность до 1999 года, тогда он стал исполнительным директором клуба. В 2006 году образовалась мотоциклетная федерация Приморского края, которую он возглавил. В 2016 году она была переименована в федерацию мотоциклетного спорта Приморского края. В том же году Владимир Селезнев стал заместителем директора "Востока", занимает этот пост по настоящее время.

— Чем в основном приходится заниматься в федерации?

— Мы популяризируем мотокросс, стараемся развивать его практически во всех муниципальных образованиях Приморья.

На сегодняшний день у нас восемь трасс для мотокросса — это Спасск-Дальний, Уссурийск, в этом году мы открыли в трассу в Хороле. К слову, там была пробная коммерческая гонка, в следующем году будут проводиться официальные соревнования.

Два года назад в Славянке мы открыли трек, в прошлом году провели там первое неофициальное соревнование, в этом году уже первый официальный чемпионат.

— Выходит, что мотокросс в Приморье активно развивается?

— На Дальнем Востоке мы являемся основоположниками, лидерами, у нас достаточно развит этот вид спорта. К примеру, в Хабаровском крае проводится не так много соревнований, а участников раза в два, а то и в три меньше. На чемпионате Приморья выступает до 120-130 человек. Это достаточно много, ведь мотокросс — дорогостоящий вид спорта: нужно купить мотоцикл, его содержать, топливо дорогое.

У нас организована школа, в которой занимаются 59 человек: 10 ребят — спидвеем, группа подготовки, а 49 — мотокроссом, с шести лет до 21 года. Дальше парни уже выходят в жизнь или занимаются самостоятельно, если уровень мастерства позволяет.

1 / 2

— Пользуются ли в Приморском крае популярностью гонки эндуро?

— Это достаточно зрелищное направление, и мы активно его продвигаем. Трасса для гонок "Эндуро" включают в себя различные препятствия: колеса, булыжники и другие затруднительные моменты. Эти соревнования собирают очень много зрителей.

— А чем кардинально отличается мотокросс от эндуро?

Мотокросс — это закольцованная трасса, она имеет протяженность до 2-х км, включает в себя определенные элементы, трек преодолевается на время в зависимости от объема двигателя — 50 до 500 см/куб. А "Эндуро" – это лес, пересеченная местность, трасса протяженностью в 50 или 100 км. Гонщики могут шесть или семь часов преодолевать ее в зависимости от сложности.

— Какие в Приморском крае есть трассы для таких гонок?

— Вот как раз от 50 и до 100 км есть. Зона старта, зона финиша находятся в одном и том же месте, но петля, по которой построен маршрут, нарезана по пересеченной местности. Например, гонщики стартуют на Второй речке в районе гостиницы "Русь", едут через Седанку на Шамору, делают петлю до 100 км. Потом ребята организовывают себе ночлег, на следующий день обратно стартуют, обычно гонка длится два дня. Есть специальные временные отсечки или пункты отметок, где ребята должны зафиксировать, что они проехали ту или иную точку.

Достаточно хорошо развита эта дисциплина в Хабаровске, на Сахалине, но в любом случае мы составляем конкуренцию везде. Есть федерации в Кавалерово, Дальнегорске. Трассы в Находке, Ливадии, Большом Камне, Ярославке, в общей сложности восемь районов, где проводим чемпионат и кубок Приморья.

1 / 6

— Мотоциклы в мотокроссе и в эндуро сильно отличаются?

— Мотоциклы эндуро регистрируются, его можно использовать на дорогах общего пользования, а на мотоциклах для мотокросса запрещено ездить на дорогах общего пользования, он не регистрируется в ГАИ, мотоциклу выдается спортивный паспорт для перевозки в машине или прицепе.

— Однако немало любителей мотокросса ездят на своих мотоциклах на дорогах общего пользования.

— Если они ездят, то нарушают ПДД.

1 / 3

— Как вообще относитесь к тому, что по дорогам мотоциклисты в буквальном смысле гоняют?

— Шоссейно-кольцевые мотоциклы для этого и предназначены, чтобы на скорости ездить, но здесь нужно соблюдать элементарные правила поведения на трассе. Допустим, ограничение скорости на трассе 90 км/ч, то зачем лететь 150? Есть же другие участники дорожного движения, которые двигаются в твоем же направлении, а мотоцикл же непредсказуем.

— В прошедшее лето увеличилось количество ДТП с участием мотоциклистов с летальным исходом. Как думаете, почему такая тенденция?

— Может быть, недостаточно мастерства у водителей, которые управляют мощными мотоциклами. К тому же сейчас построили скоростные трассы, где можно разогнаться до большой скорости. На этих магистралях в основном и происходят смертельные ДТП.

— Ребята, которые участвуют в соревнованиях, на чем ездят по дорогам общего пользования, на машинах или на мотоциклах?

— В основном те, кто занимаются мотокроссом, в повседневной жизни не ездят на мотоциклах. Им достаточно на соревнованиях получить долю адреналина. Тем более ребята постоянно тренируются, чтобы поддерживать форму.

— В последнее время пошла такая тенденция, что девушки стали увлекаться байками. Ваше отношение к этому?

— Вероятно, девушки все больше хотят участвовать в мужских увлечениях. Не могу сказать, что как-то отрицательно отношусь к девушкам мотоциклисткам. Например, в нашей школе по мотокроссу и спидвею во Владивостоке девочки тоже занимаются.

— Сколько их всего?

— Немного, на сегодняшний день до пяти, в зависимости от месторасположения.

Трудно в мальчишечьей среде заниматься девочкам?

— Нет, они с самого малого возраста с ними общаются, мальчишки стараются помогать девочкам во время подготовки соревнований. Но на трассе уже действует спортивный принцип, нет разделения, все в равных условиях.

1 / 4

— В этом году спидвейному клубу "Восток" исполняется 55 лет. У команды славное прошлое, клуб не исчез после распада СССР. В 90-е годы у коллектива не было своей домашней арены. Как удалось сохранить спидвейные традиции во Владивостоке в то непростое время?

— В 1985-м году руководством Дальзавода решено было реконструировать стадион. Реконструкция не предусматривала гаревой дорожки для спидвея. Однако не все тогда были согласны с таким решением, и в итоге дорожку оставили.

Клуб с 1985-1990 выступал в Уссурийске, Новосибирске, Кемерово и других городах. Но потом наступили горькие времена — начало 90-ых. В то время один из руководителей Дальзавода, сославшись на отсутствие денег для восстановления, разрешил обустроить здесь таможенный склад, и мы полностью лишились домашней арены. Проводили домашние гонки в Пинске, Тольятти, Башкирии.

1 / 2

В 1996 году вернулись в Приморский край, в Уссурийск. В 1999 году спидвей вернулся во Владивосток, город выкупил стадион у "Дальзавода", и арена стала муниципальной собственностью.

Каково во время таких скитаний было выступать спортсменам, тренерам?

— Было неудобно, что не было постоянной тренировочной базы, приходилось длительное время проводить в разъездах. Сборы в основном проходили за границей, например, в Польше, Латвии. Подготовка проводилась на трассах для мотокросса, чтобы поддерживать физическую форму, спортсмены приезжали туда на две недели, проводили тренировочный процесс, потом возвращались обратно, в таком режиме приходилось жить.

С 2000-го года мы постоянно проводим домашние гонки на "Авангарде". С того же времени получаем финансирование от администрации Владивостока. За это время продолжили реконструкцию стадиона, дополнительно построили VIP-трибуну, боксы, первый этаж. Второй этаж достраивали своими силами при помощи администрации. При всех мэрах было стабильное финансирование, но оно не увеличилось, оставалось в тех же рамках, поэтому с годами нам приходилось где-то экономить. Стадион — это муниципальная собственность. Он у нас в оперативном управлении, и сложности содержания арены существуют. Основной трибуне уже 32 года, и она находится в удручающем состоянии.

1 / 2

Мы проводим около 30 мероприятий, больше 20 из низ — по линии департамента спорта. Сейчас финансируют только четыре, только финальные. Если мы проводим больше этапов, то только заключительный восьмой. Кубок мы проводим пять этапов, нам ни рубля не дают, кубки все под звездочкой — самостоятельное финансирование.

Как на сегодняшний день охарактеризуете ситуацию со спидвеем во Владивостоке?

— Мы назад не идем, а движемся вперед и продолжаем растить детишек. Они продолжают заниматься, мы не ставим самоцель вырастить и продать спортсмена в другую команду, наша цель — отвлечь их от улицы, чтобы они были технически грамотны, умели держать в руках тот же гаечный ключ, чтобы, когда подрастут, смогли себя сами обеспечивать в техническом плане.

1 / 4

Мотокросс прогрессирует за счет того, что пять лет функционирует технический центр, мы в этом году уже приняли участие и в финальных соревнованиях чемпионата России. Третий год уже проводим чемпионат и первенство Дальневосточного федерального округа, традиционно участвуют четыре региона: Амурская область, Хабаровский край, Сахалинская область и Приморский край, иногда подключаются Якутия, Петропавловск-Камчатский.

Из мотокросса мы привлекаем фактически всех спортсменов для занятия спидвеем. Они приходят технически подготовленные, могут справиться с мотоциклом в 500 куб/см, знают, как подготовить мотоцикл, помыть его, разобрать.

— Насколько мне известно, у спидвейных мотоциклов нет тормозов, гонщики пользуются специальным алюминиевым башмаком. Это ведь очень опасно?

— Все зависит от скорости, гонщик сбросил газ и по инерции начинает тормозить, обычно останавливаются в пределах 30 метров.

— Наверняка есть специальная техника торможения?

— Конечно, ребята этому обучаются, на малых скоростях начинают, а потом уже когда понимают, как мотоциклом управлять, увеличивают скорость.

Специальный алюминиевый башмак, с помощью которого гонщики сбрасывают скорость

Специальный алюминиевый башмак, с помощью которого гонщики сбрасывают скорость. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

— Падения — это часть спидвея?

— От этого никто не застрахован, в любом виде спорта падения бывают.

— Но в спидвее это считается частью шоу?

— Бывает, когда гонка проходит без падений, зрители выходят и говорят, что скучные были заезды. А для гонщиков и руководителей, конечно, хочется, чтобы гонка проходила без падений. И всегда, когда заканчивается гонка, я говорю: "Хорошо, что "скорая" отдыхала".

Вступай в группу "PrimaMedia Новости" в Whatsapp

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 

© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia