Парламент Приморья всегда "подпитывался" идеями и практическим опытом работы муниципальных депутатов. Не стал исключением и нынешний созыв Законодательного собрания, в который избрано сразу несколько человек, еще полтора-два года назад работавших в местных Думах. Одним из таких депутатов, не понаслышке знающих о проблемах сельских территорий и работающих над решением этих проблем, является бывший председатель Думы Яковлевского района, а ныне депутат комитета Законодательного собрания Приморского края по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Александр Тютерев. В интервью корр. ИА PrimaMedia парламентарий рассказал о своих впечатлениях от первого года работы в Законодательном собрании.
— Александр Викторович, год назад вы ушли с поста председателя думы Яковлевского района Приморья в краевой парламент. Позволил ли ваш новый статус решить проблемы, которые не поддавались решению на муниципальном уровне?
— Проблем у района — финансовых, экономических и социальных – много, и они не имеют легких решений. Текущие проблемы решаются, но изменить ситуацию в корне пока не удалось. Решение проблем должно проходить в тесном взаимодействии руководства района, администрации края и депутатов. Должно быть понимание сути проблем, причин их возникновения, объективной оценки ситуации и возможных путей выхода из кризиса.
Кроме того, в первые пять месяцев 2017 года в Яковлевском районе фактически было безвластие. Прежний исполняющий обязанности главы района продолжать работу не планировал, а выборы нового главы затянулись на неоправданно долгий срок. Драгоценное время потеряно. Но хочу отметить, что у нового руководителя района есть понимание путей выхода из кризиса. Главное, не пытаться залатать этот "тришкин кафтан", а решать проблемы в комплексе, искать перспективы, точки роста. Они в районе, без сомнения, есть.
— Как бы вы оценили взаимодействие Законодательного собрания Приморского края с районными и городскими Думами? Получается ли у вас и ваших коллег-депутатов, помимо принятия стратегических для Приморья решений, заниматься вопросами развития конкретных муниципалитетов?
— Взаимодействие Законодательного собрания с представительными органами муниципалитетов налажено, и, по моему мнению, носит деловой, конструктивный характер. Уверен, что любой депутат Законодательного собрания края всегда идет навстречу инициативам муниципальных депутатов. Это улица с двусторонним движением. Здесь нет преград и недопонимания.
Что вызывает недоумение, так это сложившаяся практика жесткого деления на "свой-чужой". Например, на территории моего избирательного округа помимо законно избранных депутатов есть и куратор от партии "Единая Россия". Это депутат, проживающий во Владивостоке и там избиравшийся. Доходит до абсурда. В конкурсную комиссию по выборам главы Яковлевского района от края включают "куратора" от "Единой России", избегая назначения депутата-коммуниста, который проживает и работает в этом же районе. Трудно объяснять на встречах с жителями района, почему в комиссию вошел не я, а он. Но пусть это останется на совести тех хитроплетов, кто это придумал. Тем более что на сами выборы главы района "куратор" так и не приехал.
— Комитет ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике, в котором вы работаете, регулярно обсуждает вопросы межбюджетных отношений. На ваш взгляд, посильны ли для муниципалитетов нынешние пропорции софинансирования краевых программ? Есть ли у сельских районов, например, таких, как Яковлевский, ресурсы для пополнения доходной части своего бюджета или им необходима постоянная поддержка из краевой казны?
— Предлагаемые пропорции софинансирования для участия в краевых программах в большинстве своем весьма привлекательны. При одном "но" — если у муниципалитета есть деньги для софинансирования даже на льготных условиях. Цифры всегда убедительнее. Давайте сделаем небольшой анализ бюджета района за месяц. Например, июль 2017 года: получено налоговых и неналоговых доходов в районный бюджет – 12,65 млн рублей. Расходы: на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, выплату отпускных – 7,77 млн рублей; на оплату кредиторской задолженности по исполнительным листам и решениям налогового органа – 2,75 млн рублей. Прочие расходы бюджета – на оплату за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение, содержание имущества – 564,6 тысячи рублей, услуги связи — 166,7 тысячи рублей, по договорам гражданско-правового характера — 487,2 тысячи рублей, меры социальной поддержки — 182,9 тысячи рублей, дотация сельским поселениям — 291,35 тысячи рублей.
Кредиторская задолженность по Яковлевскому району по состоянию на 1 августа 2017года – 46,98 млн рублей. О каком участии в программах на условиях софинансирования можно говорить при таких показателях? Казалось бы, тупик. Но, уверен, что неразрешимых проблем не бывает и выход из тупика, как правило, там же, где и вход. Будем работать вместе и с руководством района, и с департаментами администрации края.
Невзирая на сложнейшее финансовое положение района, готовится необходимые расчеты и документы для включения в краевые программы по ЖКХ (капитальный ремонт котла котельной №1 села Яковлевка), очистным сооружениям, ремонту кровли Яковлевской школы, ремонту здания детского сада "Малышок" в селе Новосысоевка. Проблемным вопросом остается капитальный ремонт Дома культуры в Новосысоевке, который являлся очагом культуры для нескольких поколений жителей этого села. Но и там есть предложения и наработки.
— Для многих районов Приморья главной отраслью экономики является сельское хозяйство. Анализировал ли бюджетный комитет, в который вы входите, достаточность и эффективность расходования средств, выделенных на поддержку сельхозпроизводителей Приморского края, а также на развитие инфраструктуры и социальной сферы сельских территорий?
— Без соответствующего анализа принимать любые решения в бюджетной сфере нельзя. Очевидно, что финансирование сельского хозяйства недостаточно. Не хочу углубляться в цифры и показатели – они все доступны.
Кроме того, я твердо убежден: финансирование сельского хозяйства и поддержка села – это разные вещи. Создание мощных сельскохозяйственных предприятий – агрохолдингов, привлечение инвесторов и создание благоприятных условий для их функционирования – нужная точка роста. Но кто просчитывал, как это скажется на работе крестьянско-фермерских хозяйств, сельхозкооперативов, простом крестьянском подворье с его, порой, натуральным способом ведения хозяйства? Не приведет ли это к краху села?
Интересуясь этим вопросом, изучая пути решения этой проблемы в других странах, я понял, что рано или поздно все сталкиваются с проблемой села, как места мелкотоварного сельхозпроизводства. Поэтому один из путей развития села – производство мелкотоварного, экологически чистого продукта, производить который промышленными масштабами нерентабельно: например, "мраморного" мяса и подобных ему мясных изделий, сыров, а также продукции глубокой переработки пчеловодческих хозяйств.
Думаю, что всячески необходимо поощрять рынки сбыта всех форм. Ведь Владивосток и еще несколько крупных городов – это не все Приморье. Мы приняли ряд законов, обеспечивающих небывалые льготы инвесторам на территориях опережающего социально-экономического развития. Может, и село пора серьезно поддержать? Поддержать фермера, работника крестьянского хозяйства, крестьянина! Упростить документооборот, сделать простыми и прозрачными формы отчетности. Ведь у них, в отличие от агрохолдингов, нет штата бухгалтеров, юристов, экономистов. Есть над чем поразмышлять, поспорить, прежде чем принять решение.
— Обсуждают ли краевые депутаты вопросы, связанные с привлечением на работу в небольшие города и районы Приморья молодых врачей и педагогов? Нужен ли, на ваш взгляд, соответствующий раздел в краевых программах?
— Привлечение в село молодых специалистов – проблема из проблем. Вроде бы и соответствующие законодательные акты есть, инструкции и положения. А специалисты не идут. В чем я вижу проблему? Мы часто все меряем деньгами, называя это "уровнем жизни". А качество жизни соответствует этому уровню?
К примеру, предлагают молодому специалисту 1 млн рублей подъемных. Но сколько денег ни давай, ближайший театр по-прежнему останется в 200 км, современный кинотеатр – в 100 км, больница или родильное отделение – в 50 км. Вот вам и качество жизни: деньги, может быть, и есть, а потребности молодого человека, молодей семьи не удовлетворены.
Да и возможность получать достойную зарплату молодому специалисту весьма призрачна. Средние показатели – лукавая арифметика. Мне важно, например, сколько будет получать молодой врач или учитель на конкретном рабочем месте в конкретном селе, а не то, сколько получают в среднем специалисты такой же категории в регионе. А конкретные цифры, увы, не радуют. Повторюсь, проблема привлечения молодых специалистов в село – комплексная, и одними лишь деньгами она не решается.
— Один из вопросов, который проходит через бюджетный комитет – утверждение сметы расходов Законодательного собрания. Удается ли краевому парламенту сдерживать собственные расходы, несмотря на инфляцию?
— В этом году мы рассматривали корректировки сметы расходов Законодательного собрания Приморского края. Не буду вдаваться в цифры – они есть в открытом информационном пространстве, но с уверенностью отвечу: да, расходы стали значительно скромнее, контроль над расходами – жестче.
— Вы входите во вторую по численности фракцию в Законодательном собрании. Какие из инициатив фракции КПРФ за последний год вы считаете наиболее важными?
— Принципиальная позиция фракции КПРФ по отдельным вопросам остается неизменной. Во-первых, нынешний бюджет Приморского края – это не бюджет развития, а бюджет стагнации. Но исполнение даже такого "усеченного" бюджета проблематично, о чем говорит недоосвоение бюджетных денег на миллиарды рублей. Второй принципиальный момент – это проект закона "О детях войны". Мы находим огромные суммы на гарантии строительства гостиниц Hyatt, но при этом нет денег помочь тем, кто ребенком перенес Великую Отечественную войну, на чьи плечи легли не самые легкие и простые годы истории нашей страны. И даже обсудить эту проблему, как нам кажется, указаний "сверху" не поступало. Кстати, именно фракция КПРФ еще в прошлом году предлагала начать процедуру продажи гостиниц Hyatt: признать их строительство ошибочным, продать одну из гостиниц и за этот счет достроить вторую. Но все наталкивалось на стену непонимания. В любом случае – прекратить пустую трату бюджетных денег.
Конечно, есть принципиальные программные расхождения между партиями, входящими в парламент Приморья, по которым компромисс невозможен. А есть ежедневная рутинная работа, где на одни и те же проблемы мы можем смотреть с разных точек зрения, но вместе находить наиболее правильное решение. А когда этого не получается, когда на вопрос "почему?" в ответ получаешь "а потому!", страдает работа Законодательного собрания в целом.
— Недавно вы приняли решение о выходе из компартии. Что поменялось?
— Это решение далось мне нелегко. Но есть веские причины, толкнувшие меня на этот поступок. Скажу одно: мои взгляды на жизнь и убеждения остаются неизменными. Кстати, в ряды к компартии – тогда еще КПСС – я осознанно вступил в 1978 году. Потом был вне партии, поскольку деятельность партий в Вооруженных Силах РФ запрещена, а после увольнения в запас в 2010 году вступил в ряды КПРФ.
— На днях депутаты ЗС ПК обсуждали проект новой государственной программы Приморского края, посвященной вопросам патриотического воспитания. Какие мероприятия, на ваш взгляд, необходимо обязательно предусмотреть в данной программе? С чего, образно говоря, должна начинаться Родина?
— Вопрос патриотического воспитания чрезвычайно важен и настолько многогранен, что дискуссии по нему ведутся годами. Можно придумать массу разнообразных мероприятий и потратить на их проведение уйму денег: и специалисты есть, и государство готово финансировать эту работу — а ожидаемого результата нет. Зачастую, обсуждая вопрос патриотического воспитания, мы подменяем его вопросом о формах такого воспитания, не совсем понимая, что такое патриотизм, на чем он основывается, за счет чего крепнет. Ведь нельзя человека обязать или заставить любить Родину.
То, что проблема патриотического воспитания обозначена как государственная – большой плюс. Но обсуждать патриотизм как отдельное понятие, в отрыве от реальной жизни, на мой взгляд, не совсем правильно. Все мы гордимся величием нашей Родины, ее историей, мощью, просторами и природой, великими свершениями соотечественников, культурой и искусством. И это правильно. Но хочется еще гордиться и высоким уровнем и качеством жизни граждан России, отсутствием коррупции, достойным образованием, доступностью и качеством медицинского обслуживания, уважением к ветеранам и достойной старостью для пенсионеров и многим другим. И еще гордость за свою страну, как мне кажется, немыслима без уверенности в своем будущем и будущем своих детей.
Для того чтобы воспитать из наших детей достойных граждан страны, настоящих патриотов, тех, кто обеспечит настоящее и будущее Родины, кто будет готов на осознанное самопожертвование ради нее, как раз и нужны комплексные программы патриотического воспитания с соответствующим финансовым сопровождением. Необходимо строить фундамент для патриотизма – достойную жизнь для каждого гражданина нашей страны. Тогда и любовь будет к Родине, и готовность к самопожертвованию. Давайте будем добрыми, порядочными и честными, научимся не врать самим себе! А вот на вопрос "с чего начинается Родина?" лаконичный и правильный ответ дан в песне моего детства: Родина начинается "с картинки в моем "Букваре".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
В бюджет Приморья добавили денег на строительство культурного центра и питание детей-сирот
Корректировку бюджета Приморья обсудили накануне сессии краевого парламента