В сферу деятельности комитета краевого Законодательного собрания Приморья по региональной политике и законности входит самый обширный перечень вопросов. Многие из них связаны с обеспечением безопасности граждан, их защитой от чрезвычайных ситуаций или от нарушителей закона. Поэтому депутат, желающий принести пользу своим избирателям, не должен стесняться задавать животрепещущие вопросы руководителям органов исполнительной власти и силовых структур, считает заместитель председателя комитета Заксобрания Приморья по региональной политике и законности Александр Лось. В интервью корр. ИА PrimaMediа парламентарий подвел итоги года работы в новом для себя качестве, а также поделился своим видением основных задач, стоящих перед депутатами комитета.
— Законодательное собрание Приморья шестого созыва работает без малого год, поэтому впору подводить некоторые итоги. В депутатский корпус вы пришли из исполнительной власти, поэтому первый вопрос: взаимодействие краевого парламента с администрацией Приморья – это дорога с двусторонним движением? Или депутаты больше склонны поддерживать инициативы администрации?
— Сразу скажу, что это дорога с двусторонним движением. Хотя на сессии Законодательного собрания парламентское большинство выходит с уже устоявшейся позицией, на предшествующих им заседаниях фракции "Единая Россия" случаются достаточно жесткие споры по тем или иным предложениям администрации. Депутаты однозначно поддерживают те предложения администрации, которые направлены на развитие Приморского края. Со своей стороны, я очень тесно работаю и с вице-губернаторами, и с директорами департаментов по всем вопросам, которые волнуют жителей той территории, от которой я избирался в парламент – Партизанска, Партизанского района, поселка Врангель. И к нам прислушиваются.
— А из-за чего случаются жесткие споры, о которых вы упомянули?
— Например, из-за известных всем отелей во Владивостоке. Полагаю, что принятое депутатами весной этого года решение о предоставлении гарантии для получения кредита ОАО "Наш дом – Приморье" было последним подобным шагом. Депутаты возмущены тем, как деньги, выделенные на строительство, уходят в "черную дыру".
— Как строится работа Законодательного собрания с правоохранительными и надзорными органами? Учитываются ли их рекомендации при принятии законов в сфере правоохранительной деятельности?
— После перехода в Законодательное собрание я продолжаю плотно общаться со всеми руководителями силовых структур Приморского края. В первую очередь, это прокуратура Приморского края и краевое управление министерства внутренних дел. Я не стесняюсь задавать руководителям этих структур вопросы, которые беспокоят моих избирателей. И главное – я вижу реакцию на эти обращения, которая получает позитивную оценку со стороны жителей края.
После перехода в Законодательное собрание я продолжаю плотно общаться силовиками Приморья — Александр Лось. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
— На днях комитет ЗС ПК по региональной политике и законности анализировал практику участия добровольных народных дружин в охране общественного порядка на улицах городов Приморья. Видят ли депутаты положительный эффект от работы ДНД в крае? Какие решения по регламентации работы дружин, предоставлению социальных гарантий их участникам приняты депутатами?
— Последние изменения в закон касались создания так называемых оперативных штабов по координации работы ДНД, которые позволят более оперативно решать возникающие вопросы. Что касается криминогенной ситуации в крае, то она за последние годы в целом улучшилась. Когда я в 2012 году стал вице-губернатором, проблема безопасности занимала первое место среди проблем, волнующих жителей Приморья, а сегодня она в этом "рейтинге" ушла далеко вниз. Считаю, что в этом есть и вклад со стороны добровольных дружин, и со стороны правоохранительных органов, которые стали работать более эффективно.
Добавлю, что практика организации народных дружин различается от территории к территории. Например, в Уссурийске и в Партизанском муниципальном районе такая деятельность ведется эффективно, но в целом предстоит предпринять еще немало усилий для решения практически вопросов, связанных с организацией и деятельностью дружин.
Что касается социальных гарантий для участников ДНД, то это в рыночных условиях достаточно сложный вопрос. Как правило, доброволец-дружинник – это сотрудник частного предприятия, и только от воли его руководителя зависит, получит ли участник дружины дополнительный отгул или день отпуска. Думаю, что со временем эти вопросы решатся, и люди, которые отдают свое свободное время служению обществу, получат дополнительные гарантии.
В свое время, когда я в качестве вице-губернатора работал над созданием добровольных пожарных дружин, нам удалось добиться определенной защищенности вступивших в дружины граждан, решить вопрос с их страхованием. Поэтому в части народных дружин мы также работаем в данном направлении.
— Одно из направлений работы комитета, в который вы входите, это корректировка краевого избирательного законодательства. Какие решения были приняты в этой сфере за последний год и применены в ходе недавней избирательной кампании в муниципалитетах?
— Решений, которые бы кардинально меняли избирательную систему, депутаты Законодательного собрания за этот год не принимали. Но отдельные нюансы корректировали – например, был увеличен максимальный размер избирательного фонда для участников выборов в регионе. Это сделано для того, чтобы расходование средств любого кандидата на выборах было предельно прозрачным. Раньше фонды кандидатов были ограничены, но мы с вами прекрасно понимаем, что люди с большими деньгами все равно находили возможность потратить их на свою кампанию… Кроме того, мы рассматривали законопроект "О местном референдуме в Приморском крае". Пока подобных референдумов в регионе не проводилось, однако вся необходимая законодательная база для них уже подготовлена. Весь процесс станет более понятным и прозрачным для граждан.
— Осень в Приморье традиционно является пожароопасным сезоном. Какие решения, направленные на повышение ответственности владельцев и арендаторов земельных участков, приняты краевым парламентом за год работы?
— Мы устранили пробелы в краевых законах в данной сфере, приведя их в соответствие с федеральным законодательством. Меня очень радует, что в законах теперь появилось понятие "собственник земельного участка" — это тот, с кого мы можем спрашивать за поддержание его участка в безопасном состоянии.
В то же время, вопросы с ответственностью арендаторов требуют дальнейшей проработки. Сегодня арендатор лесного хозяйства обязан принимать меры по обеспечению противопожарной безопасности, однако тушить пожар в лесу на арендуемом участке он не обязан. По моему мнению, это недоработка закона. Ведь арендаторы в большинстве своем – достаточно грамотные люди, в распоряжении которых имеется техника. И они могли бы предпринимать какие-то меры для тушения лесных пожаров на своем участке до тех пор, пока не подоспеет краевая техника. Однако эти вопросы вначале должны быть урегулированы на федеральном уровне. Особенно в части подготовки сотрудников, которые будут принимать меры по тушению пожара – на первом месте для законодателя должны стоять жизни людей.
Депутат Заксобрания Приморья Александр Лось. Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
— Другая стихия, наносящая вред Приморью, связана с водой. Анализировал ли краевой парламент реализацию мероприятий по ликвидации последствий прошлогоднего тайфуна "Лайонрок" и по предупреждению наводнений в будущем?
— В край в прошлом году пришла настоящая беда, с которой регион, тем не менее, справился. Безусловно, вновь избранные депутаты проанализировали, какие меры принимались для ликвидации последствий тайфуна, для оказания помощи пострадавшим. Но я обратил внимание коллег и представителей администрации на одну тенденцию. Государство предоставляет тем, кто потерял жилье, деньги на решение жилищного вопроса, но в итоге люди покупают жилье в другом муниципалитете и уезжают из населенных пунктов, где проживали десятилетиями. То есть сельские территории попросту "оголяются". Хотя, на мой взгляд, лучше было бы потратить чуть больше средств на строительство жилья, защищенного от наводнений, чтобы создать для пострадавших людей стимул остаться жить на прежнем месте.
— В 2017 году Законодательным собранием были приняты решения, позволившие защитить интересы обманутых дольщиков Партизанска. Однако проблема дольщиков характерна и для других городов Приморья, в том числе для Владивостока. Есть ли пути системного решения данной проблемы? Можно ли решить ее на уровне краевого законодательства, или требуется корректировка федерального?
— Задача государства – обеспечить безопасность средств, которые граждане вкладывают в решение своего жилищного вопроса. И в этом плане сегодня делается многое.
Но, полагаю, властям на местах стоит внимательнее смотреть на каждую ситуацию с затягиванием строительства дома. И если имеются малейшие признаки мошенничества со средствами дольщиков, необходимо немедленное вмешательство правоохранительных органов. У них есть возможности применить конкретные статьи Уголовного кодекса к недобросовестным застройщикам.
К сожалению, сегодня достаточно много проблемных домов во Владивостоке, где, на мой взгляд, идет обман людей.
— Насколько актуален для территории, которую вы представляете в ЗС ПК, принятый в 2017 году краевой закон "Об охране атмосферного воздуха в Приморском крае" — в том числе в связи с планируемым строительством нефтехимического производства в районе Врангеля? Как вы оцениваете перспективы общественного контроля за охраной атмосферного воздуха, возможность которого предусмотрена данным законом?
— Для начала давайте разделим мух и котлеты. Как человека, который вырос в Приморье и в 70-ые годы исходил весь край пешком, меня, конечно же, волнует экологическая составляющая любого крупного проекта. Но в случае с ВНХК – а я обсуждал этот проект с вице-президентом НК "Роснефть" — я уверен, что проект, который избавит Приморье от зависимости от "привозного" бензина, полностью соответствует всем требованиям 21-го века. Что, конечно же, не отменяет необходимости контроля за его реализацией – как со стороны профильных надзорных органов, так и со стороны общественности. Со своей стороны, я также буду контролировать все эти вопросы.
Что касается закона "Об охране атмосферного воздуха", то он, конечно, нужен. Но на практике нужно будет каким-то образом урегулировать вопросы, связанные с наличием квалификации и технических приборов у тех, кто будет заниматься общественным контролем. Это же касается и проблемы угольной пыли: мы видим, как общественность заставила собственников угольных терминалов в Находке провести определенную работу. Мое глубокое убеждение – перевалка угля должна осуществляться в закрытых терминалах. Когда горы угля лежат на открытом воздухе, пыль будет лететь, какие экраны ни устанавливай.
— Неотъемлемая часть деятельности каждого депутата – это работа с обращениями граждан. Каковы основные темы, с которыми к вам на прием приходят избиратели? Часто ли к краевому депутату идут с проблемами, которые должна решать власть на местах?
— Я веду прием и на своем избирательном округе, и во Владивостоке, в приемной председателя партии "Единая Россия" Дмитрия Медведева. Обращений поступает очень много, их тематика – от экологии до геологии. О последней я упомянул неслучайно: Партизанск, как все знают, в свое время был центром угледобычи в Приморье, но потом все было порушено. Сегодня я плотно работаю с "Сибирской угольно-энергетической компанией", чтобы возродить хотя бы одно предприятие, одну шахту – в Москву направлены соответствующие документы с исчерпывающей информацией о партизанском угле. Я отдаю себе отчет, что любой инвестор должен будет понести значительные расходы на такой проект: в свое время шахты не законсервировали, а просто затопили. Думаю, что в итоге возродить добычу угля в Партизанске получится, тем более что спрос есть – японцы готовы покупать здесь уголь. Главное – создать рабочие места для жителей города.
Также жители отдаленных небольших сел поднимают вопросы об обеспечении своих населенных пунктов телефонной связью и интернетом. Вместе с профильным краевым департаментом и руководством муниципалитетов мы нашли пути решения этой проблемы.
В целом от избирателей в муниципалитетах поступает много сложных вопросов, решение большинства из которых – ответственность исполнительной власти. Для себя как депутата ставлю задачу поднимать эти вопросы на всех уровнях, а где-то и заставлять сделать что-то – хоть это и не совсем мои полномочия.
Добавлю, что и во время работы вице-губернатором, и в ходе депутатской работы я не раз наблюдал ситуацию, когда проблема, которую 10 лет назад можно было решить одним махом, выросла в большой и серьезный вопрос.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Краевой штаб по координации деятельности народных дружин создали в Приморье
Александр Лось: Задача депутата — быть ответственным, помнить о развитии всех районов края