Эконом-новостройки вытесняют гостинки, горожане распродают свои "родовые гнезда", а 70% покупателей не могут найти подходящие для себя квартиры. О том, что сейчас происходит с рынком недвижимости, каких домов в городе не хватает и что необходимо застройщикам, чтобы сделать "рывок", обсудили эксперты во Владивостоке, сообщает ИА PrimaMedia.
Конференция "Взаимное влияние жилой и коммерческой застройки в вопросах формирования городской среды и доходности девелоперских проектов" состоялась в рамках 25-й международной специализированной выставки "Строительство". Как отметил модератор мероприятия, генеральный директор ООО "Городской Риэлторский Центр" Сергей Косиков, рынок жилой недвижимости во Владивостоке сейчас находится в "вяло стабильно лежачем состоянии".
"Сейчас рынок Владивостока вышел на 750-850 сделок в месяц. При нормальном течении дел, на рынке должно быть в одновременной продаже 2-3% всех квартир. Во Владивостоке достаточно много инвесторов, присутствует конкуренция и на рынке сейчас 4-5% квартир – это примерно уровень Москвы. Оборот рынка в год составляет 44-45 млрд рублей. Но не нужно обольщаться. На самом деле живых денег в сфере гораздо меньше – 17-18 млрд рублей в год. Из этих денег – 7-8 млрд рублей – ипотека вторичного рынка", — охарактеризовал состояние рынка жилой недвижимости Сергей Косиков.
Он отметил основные тренды и направления процессов в этой сфере. Так, по словам эксперта, появление на рынке большого количества новостроек с квартирами эконом-класса маленькой площади привело к стагнации продаж в сегменте гостинок. Это может стать причиной замедления процессов на всем рынке вторичного жилья.
"Иногда кажется, в городе строится много объектов, но на самом деле последние 4-5 лет количество новостроек примерно одинаково – 12-14 проектов. Просто их локация такова, что они у нас на виду, мы их чаще замечаем. Объем продаж составляет 3,5 тысяч сделок в год. При этом никакого роста спроса нет, — рассказал Косиков. — Новостройки делятся на три сегмента – эконом, комфорт и бизнес. Много новых объектов появляется именно в классе эконом, конкуренция там колоссальная. При этом сегмент очень ограничен. Не всегда дешевое хорошо продается. Раньше после сдачи объекта оставалось около 10% непроданных квартир, теперь 15-20%, а дальше будет больше. Так, в Москве и Петербурге 30-40% новых квартир остаются непроданными. Бизнес-класс — сегмент еще меньше, чем эконом. Однако строительство в нем также активно ведется и конкуренция велика. Одновременно в этом сегменте застройщики допускают несколько ошибок. Это не соответствие класса и локации объекта, отсутствие развитой инфраструктуры или вовсе несоответствие выбранному классу".
Так, эксперт привел в пример микрорайон "Патрокл" — таун-хаусы с претензией на бизнес-класс оказались расположены крайне неудачно. Проект был ориентирован на проживание семей с детьми. Однако хабаровский застройщик не учел особенности городской дорожной сети, недоступность территории для общественного транспорта и отсутствие необходимой для семейной жизни инфраструктуры.
Косиков отметил, что самый обширный сегмент – порядка 70% покупателей – это комфорт-класс. Речь идет об обычных одно-, двух— и трехкомнатных квартирах средней площади, расположенных в удобных районах с развитой инфраструктурой. Доходность таких домов не самая высокая и строители, как правило, не обращаются к этим проектам, оставляя большую часть потенциальных покупателей без подходящего предложения.
Еще одной особенностью владивостокского рынка жилой недвижимости стало высокое предложение частных домов. Они массово появлялись в пригороде в период моды на строительство "родовых гнезд". Однако сейчас большие частные коттеджи оказываются невостребованными у покупателей и уходят по ценам даже ниже себестоимости. Объем продаж частных домов составляет всего 400 сделок в год.
Участник дискуссии, руководитель проекта RDM Vladivostok Александр Терехин кратко охарактеризовал состояние рынка коммерческой недвижимости во Владивостоке. По его словам, этот сегмент живет, развивается и имеет свои перспективы. Терехин упомянул "долгожданные" запущенные в эксплуатацию бизнес-центры Sky City на Алеутской и Pacific Office Centre на фуникулере, ТРЦ "Дружба" на автовокзале и БЦ "Дредноут" на Авроровской.
"Знаковый проект – ГУМ, это 14 тысяч квадратов, реконструкция здания под торговые площади идет на Светланской, 11, новый объект перестраивают на кольце Сахалинской, на торговом центре "Игнат" появится медиафасад. "Седанка Сити" — проект очень интересный, сложный, не реализованный даже на 70%. Вообще ввод "Дружбы" и "Седанки" увеличил количество торговых площадей в этом районе на 250%. Это сказалось в целом на рынке. Торговые центры, которые чувствовали себя шикарно, стали испытывать проблемы. И появились новые запросы. Так, стало ясно, что на Постышева, БАМе, Столетии и Луговой явно не хватает хороших офисных проектов, — сообщил Александр Терехин, — Вскоре появится крупный МФК на Гоголя. Строится крупный "Калина Молл". Однако по этому объекту – минимум информации, не доберешься. Полгода назад должна была начаться маркетинговая компания, но пока тишина. Sky City скоро запустит свою вторую башню".
Терехин отметил, что все обозначенные объекты вместе с новой жилой застройкой будут формировать и преображать городскую среду. Большие объемы офисных и торговых площадей в скором времени появятся и в результате симбиоза жилой и коммерческой недвижимости. Обширные площади освободятся после переезда на другое место кондитерской фабрики и вывода на продажу площадей завода "Ливония"
Так, на фуникулере уже идет монтаж крана для строительства нового ЖК с большим объемом коммерческих площадей. Также подобные объекты вскоре появятся на Некрасовской, Гоголя, Фонтанной и Крыгина.
Терехин отметил, что последние пять лет ежегодно на рынок выходит около полумиллиона квадратных метров коммерческой недвижимости и даже москвичи удивлены таким значительным объемам.
Итоги дискуссии подвел президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев. Он отметил, что в строительной отрасли его компания является новичком, однако уже может дать свою оценку сложившейся на рынке ситуации.
"У нас пока не может быть комплексной комфортной жилой застройки. В крае приходится 22 кв. метра жилья на каждого приморца, в то время как в России эта цифра – 24 квадрата, в Европе – 40-50 кв. метров. Ежегодный прирост должен составлять 1 кв. метр на каждого жителя, у нас прирост – 0,25 кв. метра. И чтобы довести регион до средних показателей, нужно построить еще 4 млн кв. метра жилья. При этом, несмотря на отток населения, недвижимость во Владивостоке одна из самых дорогих и востребованных в стране – мы на четвертом месте после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. Средняя стоимость квадрата во Владивостоке – 84,7 тысяч рублей, средняя цена квартиры – 4,1 млн рублей. Жилья строится очень мало, чудовищно мало, поэтому никто не задумывается о комфорте, школах, садах, инфраструктуре. Зачем это застройщику, если квартиру все равно купят", — сообщил Дмитрий Алексеев.
Он также выразил уверенность, что рынок жилой недвижимости Владивостока ждет светлое будущее. По мнению эксперта, рано или поздно институты развития Приморья поймут, что комплексное строительство комфортного и доступного жилья требует координации множества сторон и необходимо для закрепления жителей в регионе.
"В течение 2-3 лет возникнет понимание, что у города должно быть развитие и градостроительное планирование. И у власти должен быть интерес к этому, а не к тому, кто будет сидеть на потоках. Настанут хорошие времена.
Сейчас работа застройщиков – это движение при сильном встречном ветре.
И когда ветер переменится, все, кто шел в этих условиях, смогут сделать рывок", — заключил Дмитрий Алексеев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Министр строительства: во Владивостоке нездоровая ситуация с ценами на жилье
Новые требования для застройщиков грозят уходом с рынка Приморья мелких игроков
Куплю квартиру у застройщика: "первичка" Владивостока — эконом, комфорт и бизнес класса