Общество. 06 октября, 13:15
Оксана Мартыненко. Фото: ИА PrimaMedia
Памятный День

Оксана Мартыненко: Учитель – профессия, в которую приходят осознанно и на всю жизнь

Директор краевого департамента образования и науки рассказала, почему нельзя разделять детей на «отличников» и «двоечников» (ВИДЕО)

6 октября, PrimaMedia. Ежегодно 5 октября в более 100 странах мира отмечается День учителя. Работники сферы образования принимают поздравления от воспитанников, которые дарят им цветы и подарки. Также в этот день проходят торжественные приемы, концерты и встречи, а в некоторых образовательных учреждениях проводят день самоуправления. О важном выборе непростой профессии, разнице между отличниками и двоечниками и преимуществе современной системы образования, накануне праздника корр. ИА PrimaMedia побеседовала с директором краевого департамента образования и науки Оксаной Мартыненко.

— Оксана Олеговна, на этой неделе работники сферы образования отметят свой профессиональный праздник. Каким на ваш взгляд должен быть современный учитель?

— Современный учитель – это знающий, очень эрудированный человек. Сегодня мы говорим о том, что учитель — это не ретранслятор знаний, а организатор образовательного процесса. За последние годы кардинальным образом изменилась сама модель образования и модель класса. Традиционная система, когда учитель приходит в класс, чтобы дать знания, уже не востребована, поскольку информации больше, чем достаточно. Сегодня у учителя нет задачи дать детям какую-то эксклюзивную информацию, такой информации уже практически не существует. Роль учителя — правильно направить, научить учиться, научить ориентироваться, пользоваться информацией, привить жизненные компетенции, побудить интерес к знаниям и учебе, найти и поддержать индивидуальность в каждом ребенке.

Воспитание, как составляющая образовательного процесса, в последние годы очень активно возвращается в школу. Роль учителя, как воспитателя, как человека, который формирует верные жизненные ценности и установки у детей, как человека, который помогает им ориентироваться в жизни и содействует их личностному росту, становится все выше и выше с каждым годом. Современный учитель – профессия не простая, требующая многих знаний и компетенций.

— Профессия учителя предполагает постоянное выставление отметок. Легко ли быть "судьей"?

— Интересный вопрос. Я думаю, что каждый учитель скажет, что при выставлении оценки своим учащимся судьей он является, прежде всего, себе. Оценка, выставленная ученику – это оценка, выставленная учителю. Это нелегко.

— Несмотря на важную роль учителя, эта профессия остается не самой востребованной. Что делается в Приморском крае для повышения престижа этой профессии?

— Думаю, здесь нужно говорить не только о престиже. Дело в том, что профессия с каждым годом становится все более сложной. Люди, которые идут в эту профессию, понимают на что они идут. Учитель одна из немногочисленных профессий, в которую нельзя прийти просто так. Эта профессия, в которую приходят абсолютно осознанно и, как правило, на всю жизнь.

Перед нами стоит задача не только привлечь, но и удержать в школе молодежь. У нас есть указы Президента, согласно которым заработная плата учителей и воспитателей должна быть приведена в соответствие со средней заработной платой по региону. Наверное, престиж и начинается с достойной заработной платы. На сегодняшний день в Приморье выполняется в полном объеме дорожная карта по заработной плате педагогических работников. До конца 2017 года она будет выполнена без отставаний.

В ноябре мы впервые проведем региональный Форум молодых педагогов. Молодежь очень важная часть педагогического сообщества, которая нуждается в особом внимании, заботе государства, поскольку каждый молодой педагог — это особая ценность. Каждая школа старается создавать условия, устанавливать надбавки к заработной плате для молодых педагогов. Кроме того, многие муниципальные образования стараются помогать педагогам в их устройстве, например, предоставляют служебное жилье.

Сегодня у нас в крае нет проблем с зарплатой учителей: она выплачивается вовремя и в полном объеме. С 2017 года в дополнительно оплачивается труд всех учителей, задействованных в государственной итоговой аттестации (ЕГЭ). Помимо этого, в крае проводится много конкурсов, в том числе и конкурс "лучших учителей", региональный этап всероссийского конкурса "Учитель года", в прошлом учебном году мы возобновили проведение конкурса "Воспитатель года". Каждый учитель имеет возможность бесплатно повысить квалификацию не реже чем раз в три года. В ноябре 40 приморских учителей отправятся на обучение в образовательный центр "Сириус" в Сочи. Так что мы стараемся поддерживать не только талантливых детей, но и талантливых учителей.

— Что вы можете пожелать или посоветовать молодым учителям, которые только начинают познавать мир педагогики?

— Трудно что-то советовать молодым, думаю, они сами знают, что им делать. Несмотря на то, что профессия учителя не из самых простых, это одна из самых счастливых профессий, просто потому что педагоги точно знают за чем они идут на работу, и каждый день видят результаты своего труда — это очень важно. Это осмысленная профессиональная жизнь. Педагог никогда не мучается вопросом, зачем я работаю? Педагоги абсолютно точно знают, в чем смысл жизни. Это большое счастье быть в этой профессии, несмотря на ее трудности. Молодым хочется пожелать успехов и терпения и поздравить с правильным выбором.

— Существует такой стереотип, что отличники в жизни менее успешны, чем двоечники, как вы считаете, правда ли это?

— Если говорить на научном языке, то дети, которых вы называете отличниками, это академически успешные дети, они любят учиться и делают это хорошо. Есть и другая категория детей. Несколько лет назад педагогика признала существование феномена "практическая одарённость".

Такие люди (и дети) действительно есть и, более того, сейчас обратили внимание на то, что иногда "практическая одаренность" важнее академической. Команды, которые формируют новые знания, новые продукты, новые рынки, сочетают в себе не только академически одаренных людей, но и практически одаренных, которые понимают, как коммерциализировать научное открытие или изобретение, сделать его полезным людям.

Сейчас есть такая тенденция на выявление практически одаренных детей. Помимо традиционных школьных олимпиад, которые по-прежнему актуальны и очень важны, появились новые методы и формы выявления одаренности. Например, проектная деятельность, где каждый ребенок, даже не будучи академически успешным, может замечательно себя проявить, показать практический интеллект, быть успешным в своей области. Делить детей на отличников и двоечников категорически неправильно, никто из педагогов, я уверена, этого не делает.

У каждого человека свой путь жизни и, конечно, мы все хотим, чтобы все дети учились хорошо. Но так не бывает, поэтому самая главная роль учителя — помочь найти каждому ребенку его дорогу в жизни.

— В последние годы детей, которые самостоятельно получают образование, становится все больше. В связи с этим в среде профессионалов появился термин неформальное образование. Насколько актуален этот вопрос для приморцев?

— Вы правы, все большее число родителей переводят детей на семейное образование. Это не значит, что таких людей сотни. Конечно нет. Абсолютное большинство детей у нас учатся в школах, но, тем не менее, желание и потребность родителей каждый год в этом плане немножечко увеличивается.

Это вполне естественно, знания стали доступны, как и возможность учиться дома. Если есть контроль родителей, высокая мотивация ребенка, какие-то причины на то, чтобы ребенок учился дома, это не составляет больших проблем. Ведь есть масса интерактивных курсов, интернет-платформ, открытых курсов, которые помогают осваивать школьную программу.

Главное, что такая возможность — полноценно учиться с помощью дистанционных технологий, есть у детей с ограниченными возможностями. В Приморском крае есть Центр дистанционного образования, в котором обучаются более сотни детей, находящихся на домашнем обучении.

Неформальное образование – это не школьное образование. Школьное образование все-таки остается формальным образованием в независимости семейная ли это форма, или школьное традиционное. Неформальное образование терминологически близко к дополнительному. Дети сегодня могут получать образование и вне образовательных организаций очень даже качественное и хорошее . Такое явление присутствует, но школу никаким образом не отменяет.

— Как на образовательном процессе сказывается внедрение новых технологий и новых электронных ресурсов? Можно ли говорить, что во всех приморских школах внедрены эти ресурсы?

— Компьютерное оборудование, конечно, есть во всех школах. Что касается доступа к информационным ресурсам, ни один образовательный процесс в современной школе не может формироваться без выхода в окружающее информационное пространство. В каждой школе на сегодняшний день есть подключение к интернету, безусловно, с контент фильтрацией. Это обязательное требование законодательства. Важный шаг мы сделали в 2017 году.

Подключили все школы края к внутренней сети, через которую поставляются образовательные ресурсы и государственные информационные системы, в том числе "Электронный дневник". Думаю, в октябре запустим мобильную версию "Электронного дневника", она очень актуальна и удобна для использования родителями, учителями и учащимися. В школах установлено оборудование которое позволяет в хорошем качестве доставлять образовательные ресурсы и ресурсы необходимые для работы школы через интернет.

— Сегодня в России порой ностальгируют по советскому образованию. Как вы думаете сейчас школьная программа сложнее или легче чем была в советские времена?

— Школьная программа она не то, чтобы сложнее или легче. Самое главное, что она адекватна требованиям времени, поэтому сравнивать разные времена, наверное, не очень корректно. Учиться не должно быть легко. Если учиться легко, значит, никакого прогресса не происходит. Смысл образования состоит именно в том, что ученик поднимается каждый день на новую и новую для себя ступень — это всегда трудно. Поэтому сравнивать по степени легкости или трудность программы было бы не очень правильно.

Основная отличительная особенность современных программ, от тех, которые мы привыкли называть "советскими" том, что сейчас в рамках федерального образовательного страндарта реализуется компетентностный подход. Помимо знаний, стандарт обязывает школу сформировать у ребенка достаточно большое количество личностных и жизненных компетенций.

Сейчас нет иллюзии, что образование дается на всю жизнь. Жизнь современного информационного общества очень динамична. Даже самая совершенная система образования не может претендовать на то, чтобы дать образованием на всю жизнь.

Термин "образование на всю жизнь", который присутствовал в советской системе, заменен на "образование через всю жизнь". Логически отсюда вытекает главная задача школы — научить учиться, научить добывать знания, систематизировать информацию, ориентироваться в информации, жить в постоянно и динамично меняющемся мире и быть готовым к изменениям. Отсюда и задача учителя — не просто дать знания, а научить жить в современном информационном обществе, научить быть человеком и гражданином своей страны.

— Чтобы вы хотели пожелать приморским учителям в их профессиональный праздник?

— Здоровья, успехов, веры в своих учеников и, конечно же, бесконечной преданности и любви к своей профессии, это лучшая профессия в мире, так было и так будет.

Материал подготовлен в рамках проекта ИА PrimaMedia "Памятный День". Цель проекта — рассказать о том, как отмечаются на территории Приморья памятные даты — государственные и краевые, профессиональные праздники, Дни воинской славы России.


© 2005—2017 Медиахолдинг PrimaMedia