Бизнес как прикрытие: аферистка из Владивостока обводила мужчин вокруг пальца на миллионы
24 апреля, 08:30
Названа необходимая россиянам зарплата при уровне цен в 2024 году – цифры удивят
19:11
Власть Львов, подъем Весов и психика Рыб: подробный гороскоп на 26 апреля
18:30
Хиромант назвала главные знаки богатства на ладонях - рождены стать миллионером
18:00
Жителя Владивостока "накрыла" ФСБ за связь с террористами из "Легиона Свобода России"
17:45
Астрологи обещают 3 знакам божественный переворот в карьере с 25 по 30 апреля
17:30
Участок теплотрассы на улице Героев Хасана во Владивостоке отремонтируют в рамках нацпроекта
17:10
Что едят во время поста в разных регионах России
17:10
Прямо сейчас Владивосток во власти песчаной бури - эксклюзивные кадры
17:03
FESCO отмечает 144 день рождения
17:02
К Пасхе готовы: "Владхлеб" представляет широкий ассортимент пасхальной продукции
16:59
Сохранение ОДУ 2025 на уровне 2024 года – условие устойчивости популяции минтая
16:32
Честность, вдохновение и любовь: фильм о женщинах-учёных презентовали в Молодёжной столице
16:30
Услада для глаз и пахучие первоцветы — от нежных мускарей до "вонючего" симплокарпуса
16:29
Дума Владивостока скорректировала бюджет города на 2024 год
16:18
Весны расcвет: абоненты МегаФон наращивают трафик в местах цветения рододендронов
16:01
Дальневосточные верфи не будут штрафовать за срыв сроков постройки судов 12:41
Кожемяко и еще два губернатора из ДФО оказались в списке на повышение 12:05
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе 09:17
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 06:39
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57
В спецрайоне на острове Русском зарегистрирован 100-й резидент 23 апреля, 19:41

Приморцев приглашают на лекции К.А. Светлякова в рамках Владивостокской биеннале искусств

Главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи расскажет о направлениях в искусстве 2000-х
15 октября 2017, 17:20 Общество
Биеннале https://vibva.com/
Биеннале
Фото: https://vibva.com/

Цикл авторских лекций Кирилла Светлякова стартует в Приморской государственной картинной галерее в рамках 9-й Владивостокской биеннале визуальных искусств. Цикл посвящен направлениям художественной мысли XX – начала XXI веков. Конструктивизм, соцреализм, московский концептуализм и соц-арт, постмодернизм, направления в искусстве 2000-х — все эти темы станут содержанием предстоящих встреч, сообщает ИА PrimaMedia.

Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи, куратор, директор учебно-научного центра по изучению русской культуры ХХ века им. А.Г. Тышлера при факультете истории искусства РГГУ.

16 октября. Конструктивизм.

Конструктивизм — ведущее направление в искусстве 1920-х годов — формируется прежде всего на основе супрематизма и Казимира Малевича и конкретного искусства Владимира Татлина. Конструктивизм создавался как новый тип пролетарской индустриальной культуры. Идеологи спорили, какой должна быть культура пролетариата как господствующего класса, обобществившего средства производства и покончившего с эксплуатацией. Сторонники "производственного искусства" утверждали, что в культуре пролетариата не будет места станковой живописи и скульптуре, поскольку эти виды искусства представляют собой пережиток индивидуалистической буржуазной культуры. Поэтому в условиях культуры пролетарской искусство должно быть продолжением производства и ориентироваться на художественную промышленность.

Поколение 1920-х проектировало культуру будущего, в которой возможно абсолютно все, поэтому идей, изобретений и открытий, сделанных в архитектуре, дизайне, музыке и кинематографе эпохи конструктивизма, хватило на весь ХХ век. Они востребованы до сих пор как возможная альтернатива современной индустрии развлечений, убивающей способность к творчеству, в то время как пролетарская культура предполагала пробуждение творческой энергии в каждом индивидууме путем привлечения к участию в работе самодеятельных театров, изостудий.

17 октября. Соцреализм.

Задача лекции – проанализировать наследие соцреализма на современном этапе. Можно с уверенностью сказать, что спустя 25 лет после распада СССР соцреализм продолжает оставаться важной культурной матрицей в постсоветском пространстве. Клише, образы и коды соцреализма продолжают существовать не только в современном искусстве, они бытуют в сознании и благополучно воспроизводятся, даже если они лишены идеологической основы. Анализ история соцреализма позволяет диагностировать синдромы "советскости" как на индивидуальном, так и на общекультурном уровне.

18 октября. Московский концептуализм и соц-арт.

Исторический разрыв между модернизмом и постмодернизмом происходит на рубеже 1960-70-х годов, когда критики современности осознают, что искусство — это представление об искусстве, а произведение искусства — это уже не материальный объект, замкнутый в себе, а открытая система, которая формируется из культурного контекста.

Новый уровень понимания художественных задач достигнут в практиках московского концептуализма. Модернистской продукции 1960-х годов, большей частью ориентированной на "вечные ценности", концептуалисты противопоставили эстетику "плохой вещи" и "персонажные стратегии" (термины Ильи Кабакова) в пику традиционным представлениям о "гении" и "шедевре". В серии альбомов "Десять персонажей" и последующих картинах-планшетах Кабаков исследует отношения между художником и зрителем, изображением и текстом, а также модели восприятия образов. Стратегия "персонажности" освобождала от традиционных иерархий и способствовала развитию концептуального переосмысления художественной деятельности. Для Виталия Комара и Александра Меламида предметом критической рефлексии становится советское агитационное искусство. В 1972 году они приходят к идее соц-арта, который побудил многих авторов к использованию советских клише как художественного материала и поставил вопрос о культурной идентичности современного искусства в СССР. Произведения московских концептуалистов всегда провоцировали на диалог, точно так же в постоянных диалогах формировалась сама концептуалистская среда.

19 октября. Постмодернизм. Искусство 1990-х.

Вопрос о границах постмодернизма в советской культуре — это открытый вопрос. С начала 1970-х до начала 1990-х в официальном и неофициальном советском искусстве возникает целый ряд феноменов и проблем, которые свидетельствуют о переходе в стадию постмодерна: это проблема идентичности, феномен соавторства и увлечение полистилистикой вместо претензии на создание оригинального художественного языка. Советский союз был культурой индустриального типа и не выдержал перехода к постмодерну. В лекции будет рассказано о причинах невозможности этого перехода в тогдашних условиях и существовании разных альтернатив в период Перестройки.

После распада СССР радикальный акционизм как ведущее направление 1990-х годов демонстрировал искусство "прямого действия", опыт "антииллюзий" и активное проникновение в реальность. С радикального акционизма начинается история современного российского искусства, которое вновь решает проблему идентичности и самоопределения, но уже в условиях глобального мира.

20 октября. Направления в искусстве 2000-х.

История 2000-х еще не написана, и тем интереснее показать разнообразие идей и практик, которые появились в этот период: нон-спектакулярное искусство, эстетика взаимодействия, симуляционизм, социальные и политические акции.

"Нулевой цикл" 2000-х связан с попытками превратить современное искусство в один из важных и необходимых общественных институтов, включающих в себя различные конкурирующие и альтернативные программы. Интересно, что молодые художники 2000-х как правило придерживались левых взглядов и пытались создать критическую платформу по отношению к победившему неолиберализму и новым редакциям имперскости. При этом они зачастую мыслили в советских традициях, если рассуждали о "революционном искусстве" и представляли себя новыми пролетариями в условиях постиндустриальной экономики.

Цикл лекций пройдет с 16 по 20 октября в главном здании Приморской государственной картинной галереи по адресу ул. Алеутская, 12. Справки по телефону: (423) 241-06-10.

Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.