Цикл авторских лекций Кирилла Светлякова стартует в Приморской государственной картинной галерее в рамках 9-й Владивостокской биеннале визуальных искусств. Цикл посвящен направлениям художественной мысли XX – начала XXI веков. Конструктивизм, соцреализм, московский концептуализм и соц-арт, постмодернизм, направления в искусстве 2000-х — все эти темы станут содержанием предстоящих встреч, сообщает ИА PrimaMedia.
Кирилл Светляков – кандидат искусствоведения, главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи, куратор, директор учебно-научного центра по изучению русской культуры ХХ века им. А.Г. Тышлера при факультете истории искусства РГГУ.
16 октября. Конструктивизм.
Конструктивизм — ведущее направление в искусстве 1920-х годов — формируется прежде всего на основе супрематизма и Казимира Малевича и конкретного искусства Владимира Татлина. Конструктивизм создавался как новый тип пролетарской индустриальной культуры. Идеологи спорили, какой должна быть культура пролетариата как господствующего класса, обобществившего средства производства и покончившего с эксплуатацией. Сторонники "производственного искусства" утверждали, что в культуре пролетариата не будет места станковой живописи и скульптуре, поскольку эти виды искусства представляют собой пережиток индивидуалистической буржуазной культуры. Поэтому в условиях культуры пролетарской искусство должно быть продолжением производства и ориентироваться на художественную промышленность.
Поколение 1920-х проектировало культуру будущего, в которой возможно абсолютно все, поэтому идей, изобретений и открытий, сделанных в архитектуре, дизайне, музыке и кинематографе эпохи конструктивизма, хватило на весь ХХ век. Они востребованы до сих пор как возможная альтернатива современной индустрии развлечений, убивающей способность к творчеству, в то время как пролетарская культура предполагала пробуждение творческой энергии в каждом индивидууме путем привлечения к участию в работе самодеятельных театров, изостудий.
17 октября. Соцреализм.
Задача лекции – проанализировать наследие соцреализма на современном этапе. Можно с уверенностью сказать, что спустя 25 лет после распада СССР соцреализм продолжает оставаться важной культурной матрицей в постсоветском пространстве. Клише, образы и коды соцреализма продолжают существовать не только в современном искусстве, они бытуют в сознании и благополучно воспроизводятся, даже если они лишены идеологической основы. Анализ история соцреализма позволяет диагностировать синдромы "советскости" как на индивидуальном, так и на общекультурном уровне.
18 октября. Московский концептуализм и соц-арт.
Исторический разрыв между модернизмом и постмодернизмом происходит на рубеже 1960-70-х годов, когда критики современности осознают, что искусство — это представление об искусстве, а произведение искусства — это уже не материальный объект, замкнутый в себе, а открытая система, которая формируется из культурного контекста.
Новый уровень понимания художественных задач достигнут в практиках московского концептуализма. Модернистской продукции 1960-х годов, большей частью ориентированной на "вечные ценности", концептуалисты противопоставили эстетику "плохой вещи" и "персонажные стратегии" (термины Ильи Кабакова) в пику традиционным представлениям о "гении" и "шедевре". В серии альбомов "Десять персонажей" и последующих картинах-планшетах Кабаков исследует отношения между художником и зрителем, изображением и текстом, а также модели восприятия образов. Стратегия "персонажности" освобождала от традиционных иерархий и способствовала развитию концептуального переосмысления художественной деятельности. Для Виталия Комара и Александра Меламида предметом критической рефлексии становится советское агитационное искусство. В 1972 году они приходят к идее соц-арта, который побудил многих авторов к использованию советских клише как художественного материала и поставил вопрос о культурной идентичности современного искусства в СССР. Произведения московских концептуалистов всегда провоцировали на диалог, точно так же в постоянных диалогах формировалась сама концептуалистская среда.
19 октября. Постмодернизм. Искусство 1990-х.
Вопрос о границах постмодернизма в советской культуре — это открытый вопрос. С начала 1970-х до начала 1990-х в официальном и неофициальном советском искусстве возникает целый ряд феноменов и проблем, которые свидетельствуют о переходе в стадию постмодерна: это проблема идентичности, феномен соавторства и увлечение полистилистикой вместо претензии на создание оригинального художественного языка. Советский союз был культурой индустриального типа и не выдержал перехода к постмодерну. В лекции будет рассказано о причинах невозможности этого перехода в тогдашних условиях и существовании разных альтернатив в период Перестройки.
После распада СССР радикальный акционизм как ведущее направление 1990-х годов демонстрировал искусство "прямого действия", опыт "антииллюзий" и активное проникновение в реальность. С радикального акционизма начинается история современного российского искусства, которое вновь решает проблему идентичности и самоопределения, но уже в условиях глобального мира.
20 октября. Направления в искусстве 2000-х.
История 2000-х еще не написана, и тем интереснее показать разнообразие идей и практик, которые появились в этот период: нон-спектакулярное искусство, эстетика взаимодействия, симуляционизм, социальные и политические акции.
"Нулевой цикл" 2000-х связан с попытками превратить современное искусство в один из важных и необходимых общественных институтов, включающих в себя различные конкурирующие и альтернативные программы. Интересно, что молодые художники 2000-х как правило придерживались левых взглядов и пытались создать критическую платформу по отношению к победившему неолиберализму и новым редакциям имперскости. При этом они зачастую мыслили в советских традициях, если рассуждали о "революционном искусстве" и представляли себя новыми пролетариями в условиях постиндустриальной экономики.
Цикл лекций пройдет с 16 по 20 октября в главном здании Приморской государственной картинной галереи по адресу ул. Алеутская, 12. Справки по телефону: (423) 241-06-10.
Напомним, в Приморском крае продолжается активная работа по развитию и популяризации культуры и проводятся мероприятия для жителей во всех городах и районах края.