Большой проект "Развитие информационных технологий в здравоохранении Приморского края на 2017-2021 годы" реализуется в регионе. В рамках него в лечебные учреждения и ФАПы придет высокоскоростной интернет, чтобы персонал в полном объеме мог пользоваться современными технологиями, в частности, вести медкарту в электронном виде, автоматически формировать отчетную документацию и устраивать онлайн-конференции с коллегами по сложным случаям. О том, как сделать работу персонала больниц комфортной и чтобы пациенту было хорошо и удобно, шла речь на мероприятиях секций "IT в медицине" на форуме "Русский MeetUP" (12+), которых проходит на острове Русском во Владивостоке, сообщает ИАPrimaMedia.
Реализуемый проект — объемный по комплексу работ и капиталоемкий. Только в 2017 году на его реализацию направляется 223 млн рублей, а в 2018 году — еще 280 млн. Как рассказал заместитель директора департамента здравоохранения Приморского края Иван Здобин, мероприятия по цифровизации направлены на то, чтобы здравоохранение стало доступнее и клиентоориентирование, а врачи немного разгрузились от бумажной работы.
К Интернету будут подключены все медицинские учреждения края, в том числе ФАПы — Ростелеком, получивший данный контракт, уже прокладывает сети.
Проект включает в себя и сервис для записи на прием к врачу, и организацию работы единого call-центра, и оснащение оборудованием. Так, выездные бригады скорой помощи и фельдшерско-акушерские пункты будут оснащены мобильными и стационарными комплексами "Теле-ЭКГ", с помощью которых можно снять кардиограмму и в режиме реального времени передать ее в консультационно-диагностические центры для интерпретации результатов. Это позволит повысить качество и эффективность диагностики, оказывать людям квалифицированную и своевременную медицинскую помощь до госпитализации и в конечном итоге снизить смертности от острых сердечно-сосудистых заболеваний.
С 1 ноября в тестовом режиме в Уссурийске, Михайловке и краевом перинатальном центре запускается система мониторинга беременных, а к концу года она должна будет функционировать уже на всей территории Приморья. Все данные в карты пациенток будут заноситься в электронном виде.
"Причем все поля должны будут заполняться должным образом. Сослаться на забывчивость и большой поток теперь нельзя — система будет настойчиво напоминать, когда пациентку Иванову надо направить на УЗИ и какие анализы ей надо назначить. Пока данные согласно стандарту не будут занесены в карту беременных, закрыть ее невозможно", — уточнила главный консультант отдела организации медицинской помощи женщинам и детям департамента здравоохранения Приморья Евгения Шутка.
При должной интеграции с существующими медицинскими системами, сервис очень удобен: данные анализов и обследований из лаборатории сразу попадают в карту, врач имеет возможность записать беременную к узким специалистам, а также посмотреть ее поликлиническую карту. В будущем планируется, что система будет выписывать родовые сертификаты и передавать данные в детские поликлиники для патронажного наблюдения.
К сожалению, персонал больниц и поликлиник таких новшеств первоначально категорически не принимает. Главный врач владивостокской поликлиники №1 Ольга Перова поделилась своим опытом внедрения МИС "Дока+": "Переход сложен, но возможен. И без воли руководителя в этом вопросе ничего не получится. Помню, как мои сотрудники боялись информационной системы, говорили, что их никто этому не учил, писали мне заявления на увольнения. Но я резко сказала, чтобы напечатали мне эти заявления, тогда их подпишу. Не поступило ни одного обратно. И ничего, все сейчас успешно работают. Все компьютеризировано, установлены инфоматы, и теперь уже опытные пациенты учат молодежь, как брать талончики".
Различные преимущества цифровизации уже оценены – очереди практически исчезли, регистраторы разгрузились, все общение по телефону с пациентами осуществляет специальный call-центр. Поликлиника находится в постоянном контакте с разработчиками, программное обеспечение постоянно дорабатывается под потребности медучреждения.
Главный врач КГБУЗ Владивостокская поликлиника №6 Анастасия Худченко подтвердила, что проект "Бережливая поликлиника", который они реализовали у себя, принес потрясающий эффект. Когда с введением электронной записи исчезли очереди перед окнами регистратуры, они наконец-таки смогли отремонтировать холл и сделать для регистраторов открытые стойки, не боясь, что поток пациентов их снесет.
"Пациенты должны получать удовольствие от посещения поликлиники. Конечно, после создания красивых рабочих мест нам пришлось проводить и психологический тренинг для сотрудников. Теперь наши сотрудники ведут себя не так, как мрачные регистраторы в узеньких окошках", — сказала она, подчеркнув, что информатизация невозможны без изменения идеологии. Если регистраторы будут забывать выгружать талоны, а на электронном табло будут висеть бумажные объявления, если записавшемуся на прием к врачу через Интернет придется отстоять очередь в регистратуру, чтобы взять талон и карту, то ничего путного от современных технологий не получится.
В поликлинике №6 взяли за непреложное правило выкладывать электронное расписание и запись на 14 дней ежедневно, а не только каждый четверг или субботу на следующую неделю, как это делают многие их коллеги. А всеми неотложными случаями, теми, кто приходит без предварительной записи, кому надо только документы подписать, занимается дежурный врач.
Кстати, подобных автоматизированных систем управления больницами – множество. Некоторые из них представили свои программные продукты заинтересованным специалистам. Техника облегчит работу во всех областях – от записи к врачу и помещения в стационар до анализа выручки и органного донорства. Правда, цены на автоматизацию, по словам медработников, кусаются. Но ведь и заказывать можно продукт по потребностям, а не полную версию.
В рамках форума "Русский MeetUP" эксперты описали еще один интересный сервис, который реализуется в регионе, правда, пока только в двух крупных больницах – "Центральный архив медицинских изображений Приморского края" (ЦАМИ).
Во многих медучреждениях сложилась негативная практика, когда на одном аппарате – будь то УЗИ, томограф, рентген или другой – работает один сотрудник. В итоге техника функционирует максимум 5 часов в день, а остальное время простаивает ввиду недостаточной квалификации других сотрудников. IT-система ЦАМИ в электронном виде сохраняет базы медицинских изображений, которые доступны врачам в любое время по защищенной сети и позволяют изучать исследования, полученные с помощью современного диагностического оборудования. Получается, что теперь можно проводить удаленные консультации, в том числе в режиме cito.
Заместитель директора департамента здравоохранения Приморского края Екатерина Елисеева отметила плюсы информатизации льготных лекарственных программ в регионе: "Произошла синхронизация имеющейся потребности и выписки. К примеру, ранее заказывали 200 пачек препарата, а выписывали всего 50. Введенная в эксплуатацию система не позволяет допускать таких ошибок. К тому же исчезла проблема медикаментозной полипрогмазии, когда необоснованно пациенту выписываются более 5 лекарственных средств одновременно".
"За медицинскими технологиями будущее. И надо понимать, что это будущее уже наступило", — подытожил заместитель директора Приморского краевого медицинского информационно-аналитического центра Никита Каневский.
Напомним, Русский MeetUp (12+) – новое мероприятие в истории ИТ-форумов Дальнего Востока, которое впервые проходит во Владивостоке 23-25 октября. Это обмен опытом, встречи и инновационные идеи, которые можно воплотить в реальные проекты. Это шанс заявить о себе, пополнить багаж знаний, найти единомышленников и партнеров. Ознакомиться с программой и узнать о главных спикерах форума можно здесь.
Присоединиться к Русскому MeetUp могут все желающие. Регистрация открыта в течение всех дней форума в кампусе ДВФУ (корпус А).
Организаторы мероприятия — PrimaMedia, ДВФУ, дальневосточное представительство фонда "Сколково" и агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.