Аспекты народного финансирования обсудили на секции "Новая эра инвестиций: краудфандинг, краудлендинг, краудинвестинг", которая прошла 24 октября в рамках Русского MeetUp (12+). Участники на конкретных примерах узнали, на что можно собрать деньги и какие сложности придется преодолеть, сообщает ИА PrimaMedia.
— Краудфандинг довольно популярное направление за рубежом. Существует около тысячи разных иностранных площадок, они абсолютно разные. И отличаются по многим критериям. У них есть определенная цель, определенная область, они прикреплены к определенному региону. И все они при этом довольно успешны. В России функционируют семь краудфандинговых площадок. Но по какой-то причине в нашей стране люди не готовы давать деньги на крутые идеи. И все это связано, скорее всего, с нашим менталитетом. Люди не готовы доверять.
В России чаще дают деньги не за идею, а за репутацию. Если тебя знают, тебе доверяют и готовы дать средства. И идея о том, что мы – единое целое, это здорово. С таким посылом проекты в нашей стране могут получить финансирование. И это должно быть ключевым отличием от проектов за рубежом. Если делать такие проекты, успех будет, — рассказал администратор инвестиционной площадки Main Trust Роман Косолапов.
По словам эксперта, среди причин неуспеха проектов: неудачная идея, низкое качество оформления, отсутствие продвижения, команды и проектного мышления.
Спикерами на секции также выступили те, кто собирал деньги через российские краундандинговые платформы на свои проекты.
Директор фонда помощи бездомным животным "Умка" Екатерина Кириллова:
— Мы подумали о краудфандинге в 2016 году, когда поняли, что деньги мы нигде собрать не сможем, кроме как с обычных людей, которым не безразличны бездомные животные. Мы пришли на краудфандинговые площадки. Первая – "Добро Mail.ru", вторая – "Планета". На "Добро Mail.ru" у нас были проекты на 100, 150 и 240 тысяч рублей. На "Планете" мы заявили 1,5 млн рублей, из них было собрано более 800 тысяч. Деньги мы получили через неделю. Самое сложное – найти людей, которые помогут бесплатно сделать 3D-проект и видеоролик для презентации проекта на площадке; и продвижение.
Владелец бара "Контрабанда" Станислав Ташкинов рассказал, как собирал деньги на открытие бара в новом месте.
— Раньше я понятия не имел о краудфандинге. И думал, что это механизм обмана и легкой наживы. С другой стороны, это своего рода попрошайничество, и не хотелось этим заниматься. Сначала я брал кредиты, потом денег стало не хватать. Новые кредиты не давали. Поэтому я решил обратиться к краудфандингу. В итоге мне удалось собрать больше 200 тысяч рублей, — отметил Станислав Ташкинов.
Певица Люся Алексеенко поделилась историей, как она собирала деньги на альбом.
— Начать очень страшно. Сразу возникают мысли в голове: попрошайничество. Но выхода не было, на альбом нужна была большая сумма денег, продюсеров и спонсоров у меня нет. Это первый сложный момент. Второй – продвижение. Нужно постоянно вовлекать людей в социальных сетях, напоминать о себе. Но несмотря на это, у меня все получилось. За два месяца мы собрали 365 тысяч рублей, — рассказала певица.
Вторая часть секции была посвящена краудинвестингу.
— Краудинвестинг – это схема работы, при которой со стороны того, кто платит, есть ярко выраженный интерес, связанный с объемом финансирования. Краудинвестинг – это очень молодая тема. В США только в 2015 году приняли закон, который позволяет с большого количества людей собирать деньги на инвестирование. В России всего две краудинвестинговые площадки, но не всегда через них можно найти инвестиции, скорее, это напоминает кредитование, — сказал создатель инвестиционной площадки Main Trust Андрей Косолапов.
При этом одно из основных отличий краудинвестинга от краудфандинга в том, что деньги дают не физическим лицам, а бизнесу.
По словам Андрея Косолапова, в ближайшее время Main Trust запустит региональную краудинвестинговую площадку.
Справка: Краудфандинг (сrowdfunding) – финансирование проекта либо безвозмездно, либо в обмен на имущество, как правило связанное с тематикой проекта (первые образцы продукции, сувениры и т.п.). В качестве вознаграждения спонсорам иногда используются услуги.
Краудинвестинг (crowdinvesting) – финансирование проекта в обмен на долю в нем.
Краудлендинг (crowdlending) – финансирование проекта через кредитование. Часто под краудлендингом понимают его частный случай – P2P (Peer-to-Peer) кредитование. Это кредитование частных лиц частными лицами.
Напомним, Русский MeetUp (12+) – новое мероприятие в истории ИТ-форумов Дальнего Востока, которое впервые проходит во Владивостоке 23-25 октября. Это обмен опытом, встречи и инновационные идеи, которые можно воплотить в реальные проекты. Это шанс заявить о себе, пополнить багаж знаний, найти единомышленников и партнеров.
Организаторы подготовили для участников, которыми стали более 2,5 тысяч человек, насыщенную программу: 12 треков, более 60 секций, блоки по ИТ, маркетингу и бизнесу. В течение трех дней в рамках Русского MeetUp прошли лекции, семинары и мастер-классы по VR, AR и GameDev, Progressive Web Applications, кибербезопасности, машинному обучению от Nvidia, краудфандингу; соревнования по киберспорту и гик-тематике, конференция разработчиков VLDC, Kaspersky CyberDay и многое другое.
Организаторы мероприятия — PrimaMedia, ДВФУ, дальневосточное представительство фонда "Сколково" и агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.