По состоянию на 01 ноября 2017 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 9 675 человек. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, численность зарегистрированных безработных в Приморском крае снизилась на 28%, или на 3752 человека. В тоже время количество вакансий размещенных в банке вакансий центра занятости в 7 раз превышает количество безработных. О ситуации на рынке труда, помощи пенсионерам в поиске работы и приоритетных задачах, рассказал ИА PrimaMedia директор КГБУ "Приморский центр занятости населения" Марина Фурсова.
— В чем заключается стимул для приморского бизнеса искать персонал именно через центр занятости, а не самостоятельно?
— В нашей стране действует единая государственная система в сфере занятости, которая закреплена соответствующим законодательством. Любая хозяйствующая структура может дополнительно для подбора персонала использовать любые формы и ресурсы, но при этом размещать вакансии в соответствующем порядке в банке вакансий службы занятости для подбора необходимых работников – это обязанность работодателя в соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
На современном рынке труда существует сложившаяся схема: работодатель – служба занятости – безработный. Она способна эффективно работать только при активном взаимодействии всех элементов. Масштаб возможностей безработных граждан найти подходящую работу напрямую зависит от того, сколько организаций и предприятий подают сведения в службу занятости населения о потребности в кадрах, а также качество этих вакансий в сравнении с установившимися тенденциями рынка труда. Немаловажная роль в этой схеме отводится и другой стороне партнерства — подбору необходимых сотрудников с учетом требований работодателя к их уровню образования, стажу, опыту работы, квалификации.
— Специалисты каких профессий чаще всего оказываются безработными?
— С учетом практических наблюдений чаще всего к нам обращаются выпускники учебных заведений, имеющие такие популярные профессии как менеджер, специалист в сфере юриспруденции, государственное и муниципальное управление и ряд других.
Однако необходимо заметить, что, если специалист в одной из наименее востребованных работодателями областей обладает уникальными знаниями и опытом, трудоустроиться он сможет достаточно быстро. В арсенале службы занятости имеется достаточный инструментарий, чтобы регулировать возникающие не критические ситуации: оказание государственных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, содействие самозанятости безработных граждан и др.
По состоянию на 01 ноября 2017 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 9 675 человек. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, численность зарегистрированных безработных снизилась на 28%, или на 3752 человека. В тоже время количество вакансий размещенных в банке вакансий центра занятости в 7 раз превышает количество безработных. Вместе с тем существующее несоответствие спроса и предложения на рынке труда обусловлено тем, что спрос на рабочую силу сконцентрирован в основном в секторе рабочих профессий, а потребность граждан – в сфере вакансий для ИТР и служащих. С одной стороны — это негативная тенденция, с другой – здоровая конкуренция на рынке труда способствует повышению качества рабочей силы. В крае проводится большая работа по популяризации рабочих профессий, мы в свою очередь при работе с молодежью в обязательном порядке акцентируем на этом внимание.
— Сколько в Приморье составляет пособие по безработице, и какова процедура его получения?
— Размер пособия не менялся в нашей стране с 2009 года. В нашем регионе с учетом регионального коэффициента, позволяющего увеличивать расчетную базу, он имеет следующие пределы: минимальный 1020 рублей и максимальный 5880 рублей в месяц. Предельные сроки выплаты регламентируются для минимального пособия – 6 месяцев, для максимального не может превышать 12 месяцев с возможностью продления в зависимости от трудового стажа.
Все особенности его расчета регламентируются ст. 31, 32 закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Закон достаточно простой в применении и практически каждый гражданин, имеющий общее образование, может его интерпретировать на свои условия. Считаю также необходимым отметить, что Российские законодатели активно работают над новой редакцией этого закона, и я выражаю надежду, что в ближайшем будущем получим основной законодательный акт в этой сфере со значительными изменениями, в том числе и в части определения размера и сроков получения пособия по безработице.
— Сколько человек уже обратилось в центр занятости с начала 2017 года?
— За содействием в поиске работы за 10 месяцев текущего года в органы государственной службы занятости Приморского края обратилось более 45 тыс. человек. Но содействие в трудоустройстве гражданам – это далеко не единственная функция службы занятости.
Приведу некоторые цифры из статистики, сопровождающей деятельность службы занятости субъекта РФ – гос. услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию получили – 3577 безработных граждан в соответствии со специальностями, востребованными на рынке труда, 301 женщина, воспитывающая ребенка и состоящая в трудовых отношениях освежила, дополнила свои знания по имеющейся профессии, 53 пенсионера были обучены под гарантированные рабочие места для продолжения трудовой деятельности.
В рамках реализации государственной программы Приморского края "Содействие занятости населения Приморского края" на 2013-2020 годы почти 10 тысяч самых молодых работников нашего края смогли попробовать себя на трудовой ниве, временно работая на каникулах, 230 граждан при финансовой поддержке центра занятости стартовали в предпринимательской деятельности и много других аспектов, которые сухой язык цифр не может объективно охарактеризовать. Это планомерная работа по адаптации вынужденных переселенцев в условиях существующего рынка труда, тесное взаимодействие с работодателями по трудоустройству инвалидов и много других направлений.
— В Приморье по вопросам трудоустройства работает "горячая линия". Сколько звонков поступило с начала 2017 года? Чем чаще всего интересуются приморцы?
— Всего поступило более 214 вопросов, сообщений, предложений. По всем поступившим вопросам даны исчерпывающие пояснения, информации приняты в работу. Вместе с тем центр занятости ежедневно совместно с отделениями принимает в среднем более 200 звонков по направлению деятельности учреждения. Наиболее востребованной является информация о порядке регистрации в органах службы занятости, получении необходимых справок, возможности пройти профессиональное обучение, консультации по трудовому законодательству. Ближе к летнему периоду идет просто шквал звонков о возможности летнего трудоустройства несовершеннолетних. По этому вопросу обращаются как родители, так и сами дети.
Отдел кадров. Фото: Сергей Ланин, ИА PrimaMedia
Много вопросов поступает от работодателей с тематикой: порядок взаимодействия с органами службы занятости при проведении организационно штатных мероприятий, соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест, возможности подбора подходящих работников, привлечение иностранных работников и много других вопросов в рамках компетенции органов службы занятости и за её пределами. В каждом случае стараемся подходить адресно, при возможности предоставляем необходимую первичную информацию по телефону или через интернет, в некоторых случаях требуется непосредственное посещение для получения исчерпывающей информации.
— Как центр оказывает поддержку гражданам пенсионного возраста во время поиска работы?
— В отношении граждан старших возрастов основными моментами взаимодействия являются регистрация в поиске подходящей работы при подборе рабочего места по личной инициативе гражданина или в связи с увольнением при проведении организационно штатных мероприятий. В целях полноценного интегрирования граждан данной возрастной категории на территории края действует программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости.
Как это работает: гражданин самостоятельно или с нашей помощью присмотрел подходящее место для продолжения трудовой деятельности, но у него отсутствуют необходимые навыки или соответствующие деятельности документы. Заключается соответствующий трехсторонний договор, сторонами которого являются гражданин, работодатель, центр занятости и в дальнейшем для гражданина организуется курсовое обучение. По окончании курсов он трудоустраивается в соответствии с договором. Стоимость обучения оплачивается центром занятости из средств краевого бюджета. В этом году такую подготовку прошли 53 человека.
— Какие задачи в центре занятости являются приоритетными на сегодняшний день?
— Задач много. Это и формирование оптимальной базы вакансий, в том числе для отдельных категорий граждан: инвалидов, выпускников, школьников и конечно их трудоустройство. Оптимальной с позиции привлекательности условий для соискателей. Содействие работодателям в подборе подходящих работников. Общеизвестно, что такие сферы как строительство, здравоохранение у нас в крае испытывают острейший дефицит кадров. Использование мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образования в целях сокращения дефицита специалистов в отраслях и на отдельных предприятиях. Содействие развитию малого и среднего бизнеса. Работа с соотечественниками и вынужденными переселенцами. Участие в мероприятиях по противодействию неформальной занятости, разъяснительная работа о её негативных последствиях. И еще много других очень не простых в практическом решении задач.