Уровень качества питания в детских садах Владивостока можно поднять, только заменив оборудование в пищеблоках. Сейчас в учреждениях стоят плиты, духовки и мойки, не позволяющие использовать новые технологии в кулинарии. Приготовить на них еду, отвечающую современным требованиям, практически невозможно, и поэтому вместо снижения цены для участия в аукционах лучше направить деньги на модернизацию пищеблоков. С таким предложением выступила одна из компаний — поставщиков питания в детские сады краевого центра. Однако пока эту идею администрация города не одобрила. Более того, компания оказалась не допущена к тендеру на кормление детей одного из районов Владивостока, сообщает ИА PrimaMedia.
Редакция агентстсва продолжает серию публикаций по вопросу качества питания в детских садах. Последнее время эта тема получила огромный резонанс в городе. Ранее ИА PrimaMedia направило запрос в две компании, которые имеют право кормить детей — "Феникс" и "Рубин" — с просьбой показать журналистам всю технологическую цепочку процесса и ответить на вопросы. Отметим, что готовность к диалогу продемонстрировали обе компании .
ООО "Феникс" относительно недавно работает на рынке Владивостока, однако уже обеспечивает питанием 53 детских сада города, школы и больницы края, а также вузы краевого центра.
По словам управляющего компании "Феникс" Тимура Аслидинова, в прошлом году предприятие впервые приняло участие в аукционах по детским садам и выиграло их, снизив "суточную" цену до 135 рублей. Напомним, что изначально государство на питание малышей запланировало 181 рубль в сутки. Однако по условиям 44-ФЗ аукционы выигрывает компания, предложившая более низкую цену.
— Мы работаем в рамках закона и соблюдаем все требования, — говорит Тимур Аслидинов. – Почти за год работы мы сформировали предложение о том, что вместо снижения цены на питание участникам необходимо представлять на аукционы, кроме меню, еще и проект инвестиций в модернизацию пищеблоков детских садов. Дело в том, что во многих детсадах оборудование устарело технологически. Да, его сейчас администрация меняет – и, надо отдать им должное, делается очень многое, во многих детских садах идет замена старого оборудования на новое. Но это именно вопрос года выпуска оборудования, а не обновления его технологических параметров, применение конвекционных шкафов и так далее. Конечно, мы понимаем, что власти города не могут просто добавить в бюджет денег и работают с теми возможностями, которые есть, и работают успешно, но мы предлагаем ускорить и модернизировать этот процесс .
Тимур Аслидинов, управляющий ООО "Феникс". Фото: ИА PrimaMedia
Сейчас компания "Феникс" закупила оборудование, которое позволяет использовать технологию шоковой заморозки. Такой подход дает возможность сохранить все полезные свойства продуктов и не растерять их в процессе хранения.
Если принять предложение компании "Феникс" по модернизации кухонь, то в выигрыше, в первую очередь, окажутся дети — ведь они будут питаться вкусными, полезными и сбалансированными по всем параметрам блюдами. Проверить обоснованность расходования средств в данном случае будет очень просто: компании предоставляют все финансовые документы, где указываются все затраты — продукты, оборудование и так далее. А его наличие в самом пищеблоке может проверить любая комиссия.
— Мы ведь пришли сюда серьезно работать, — говорит Тимур Аслидинов. — Мы не хотим "выжать" максимум прибыли и уйти с рынка. Мы живем в этом городе, здесь живут и учатся наши дети, питаются в таких же садах и школах, и мы заинтересованы в том, чтобы работать здесь, на этом рынке и дальше. Сейчас на рынке много достойных компаний — "Рубин", например. Но у нас с ними немного разные подходы к процессу организации питания детей в детских садах, и это нормально — мы разные люди, у нас разное видение ведение бизнеса. Мы хотим обновить пищеблоки и поставлять уже готовую еду, точнее — полуфабрикаты.
Еще в начале года компания "Феникс" разработала и согласовала во всех инстанциях вариант меню, который учитывает все требования к питанию детей, соотношение белков, жиров, углеводов и калорий. Сейчас предприятие поставляет в свои детские сады продукты "под блюда". Однако в идеале компания планирует перейти на другую систему: привозить уже готовые полуфабрикаты — котлеты, стейки, нарезанные овощи под салаты, набор продуктов под супы и так далее. Поварам останется только поставить их в духовку, либо закинуть в кастрюлю.
— Тем самым мы исключим дополнительное воздействие микрофлоры сторонних лиц, — говорит Тимур Аслидинов. — Кроме того, мы четко знаем, что если котлета должна быть из говядины, она именно из нее и будет, без примесей картофеля или свинины. Да и количество полуфабрикатов четко рассчитывается под количество детей.
Таким образом, уверены представители компании, получится полностью контролировать качество продукта на выходе.
— Питание не будет зависеть от человеческого фактора на местах, мы придем к стандартизированному качеству, легко контролируемому и прогнозируемому. Надо понять нам всем, что технологии не стоят на месте. И мы должны идти в ногу со временем, — говорят представители компании.
Такой подход позволит в дальнейшем говорить о действительном снижении стоимости питания — но не за счет качества, а за счет современных технологий. Кстати, подобный метод организации детского питания сейчас активно применяется в центральных регионах России.
В компании "Феникс" вся поставляемая продукция проходит тщательную проверку еще на моменте закупки. Здесь работают только с проверенными и хорошо себя зарекомендовавшими поставщиками. Однако кроме этого продукция проверяется в двух независимых автономных лабораториях — в Центре эпидемиологии Приморского края и "ДВ-Эксперт".
— Организована логистика, поскольку мы всю продукцию развозим на разных машинах: машина для молокопродукции, отдельная — для мяса и рыбы, отдельная — для овощей, отдельная – для бакалеи. Это позволяет создать необходимые для каждого вида условия транспортирования, — рассказывает санитарный врач компании "Феникс" Юлия Румянцева.
Санитарный врач компании "Феникс" Юлия Румянцева. Фото: ИА PrimaMedia
В течение всей недели технологи компании проводят проверки кухонь "своих" детских садов. Маршрут составляется каждый день, и предугадать его не может никто.
— Таким образом, мы исключаем малейшую возможность того, что к нашему приезду кто-то подготовился, — отмечает главный технолог предприятия Антон Павлов.
Технолог компании "Феникс" Антон Павлов. Фото: ИА PrimaMedia
Сейчас компания "Феникс" готовится принять участие в аукционах на право кормления детей на следующий год. Однако, как говорят сотрудники предприятия, один конкурс им все же придется пропустить.17 ноября состоялось вскрытие конвертов от компаний, желающих поставлять питание в детские сады одного из районов Владивостока. И условия оказались составлены таким образом, что принять участие в конкурсе смогли только три компании. Остальные "отсекли" требованием об исполнении на момент конкурса большей части заключенных в прошлом году контрактов.
— Мы свои обязательства все выполним, но только в декабре. Сейчас же мы продолжаем кормить детей и готовиться к новым аукционам, — резюмируют руководители "Феникса".
Напомним, что сегодня во Владивостоке работает семь компаний, которые организуют питание в детсадах. Аукционы на оказание таких услуг на весь 2017 год состоялись в конце прошлого года. Мэрия выделила 725 млн рублей, но в ходе аукциона компании снижали цену, в итоге заключено договоров на 550 млн рублей. С одной стороны, бюджет сэкономил значительную сумму. С другой — порой сумма в 181 рубль на ребенка в день снижалась в ходе торгов до 135 рублей. А ведь питание в дошкольных муниципальных учреждениях города осуществляется по примерному десятидневному цикличному меню. Все поставщики обязаны учитывать сезонность, предусматривать разнообразие блюд. В список продуктов входит молоко, творог, сметана, кисломолочные напитки, рыба, мясо, фрукты и овощи, яйца и соки – все, что необходимо для сбалансированного детского питания. Также в контрактах с поставщиками предусмотрен вес поставляемых продуктов на день.
От ИА PrimaMedia отметим, что корр. агентства отследили всю технологическую цепочку компании "Феникс":
- закупку продуктов (изучили реестр поставщиков, произвели контрольные звонки на их телефоны, задали соответсвующие вопросы);
- поступление и хранение продуктов на складах ООО "Феникс" (убедились, что склады сегментированы и изолированы, т.е. разные группы товаров размещаются и хранятся в разных складах);
- развоз продуктов по детсадам города (разные группы товаров развозят на разных машинах);
- хранение продуктов в пищеблоках детских садов (корр. агентства посетили пищеблоки выбранных детсадов, где им показали ассортимент и условия хранения продуктов).
Также корр. ИА PrimaMedia осмотрели завод по переработке продуктов в полуфабрикаты. Предприятие — в стадии запуска, поскольку сейчас в детских учреждениях полуфабрикаты не используются.
Редакция ИА PrimaMedia выражает благодарность всем причастным к подготовке материала гражданам и организациям и намерена продолжить освещение темы питания детей в учреждениях образования Владивостока.