2018 год может изменить тренд последних лет в бюджетном планировании. Во время экономического спада упор делался на сохранение социальной стабильности, но сегодня настало время подумать и о развитии Приморья на перспективу. Своим мнением о том, удалось ли в проекте бюджета-2018 найти баланс между инвестициями в качество жизни приморцев и в их будущее, в интервью ИА PrimaMedia поделился председатель комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст Ахоян.
— Законодательное собрание готовится ко второму чтению проекта бюджета Приморья на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов. Если кратко, то в чем отличие этого бюджета от тех, что принимались год или два тому назад?
— Начиная с 2014 года, бюджет Приморского края формировался в условиях экономического кризиса. Поэтому при планировании доходов и расходов за основу принимался консервативный сценарий, который предусматривал приоритет социальных обязательств над инвестициями в развитие экономики. Фактически, 60-70% расходов бюджета направлялось и направляется на социальные нужды. И хотя в проекте бюджета-2018 за основу вновь взят консервативный сценарий, я вижу предпосылки для того, чтобы он стал "бюджетом развития".
Основные параметры главного финансового документа, утвержденные Законодательным собранием в рамках первого чтения, учитывают далеко не все федеральные субсидии и субвенции, предназначенные Приморскому краю. Думаю, что в процессе корректировок бюджета в течение 2018 года мы выйдем на основные параметры в 100-110 млрд рублей.
— То есть, эти дополнительные доходы должны пойти на финансирование проектов, которые поспособствуют ускорению экономического роста?
— Надеюсь, что более весомыми станут суммы, выделяемые на инфраструктуру, прежде всего – на дороги. Необходимо как можно быстрее строить новую трассу "Владивосток-Находка-порт Восточный", развивать международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2". Дорожное строительство может стать тем "локомотивом", который потянет за собой всю экономику Приморья. Кроме того, определенные надежды связаны с проектами, которые планируются к реализации в рамках режимов Свободного порта и территорий опережающего развития. В условиях нестабильной экономики инвесторы не торопились с реализацией планов, но сегодня ситуация стала более предсказуемой и мы видим, как строятся новые предприятия. А это новые рабочие места и налоги.
— Учтены ли в проекте бюджета Приморья на 2018 год рекомендации со стороны депутатов Законодательного собрания?
— Депутаты предложили достаточно много поправок к проекту бюджета, и ряд из них был учтен уже на этапе первого чтения. Многие наши инициативы обсуждались на встрече с врио губернатора Приморского края Андреем Тарасенко, где звучали предложения по увеличению ассигнований на строительство и ремонт дорог, мостов; на предоставление мер социальной поддержки. Речь шла и о том, что расходы бюджета должны идти на развитие экономики, чтобы затем принести отдачу в виде новых рабочих мест и налогов.
— На ваш взгляд, реально ли в сегодняшней ситуации найти баланс между расходами на "социалку" и на развитие?
— Я много изучал опыт первых советских пятилеток, в течение которых было построено большинство объектов промышленности и инфраструктуры. Тогда аграрная страна в кратчайший срок стала промышленной державой. Сегодня мы стоим перед похожим выбором: или направлять все расходы на социальные нужды, или больше вкладывать в инфраструктурные проекты, которые могут резко улучшить качество экономики. Убежден, что достичь хорошего уровня жизни можно, только подняв уровень экономического развития страны и края. И это можно сделать без ущерба социальным статьям: например, ограничив расходы на содержание госаппарата, сократив контрольно-надзорные функции и дав бизнесу больше свободы.
Что касается социальных статей, то я сторонник того, чтобы меры поддержки от государства стали более адресными. Это позволит сделать объемы пособий весомыми для тех, кто действительно в них нуждается. Сегодня ситуация обратная – мера поддержки вроде бы есть, но выделенные по ней деньги "размазываются" тонким слоем и не дают нужного эффекта. Более логичным мне представляется принцип, по которому выделяются субсидии на оплату услуг ЖКХ – в зависимости от реального дохода семьи. Необходимо лишь установить понятные и прозрачные критерии предоставления мер социальной поддержки.
— Согласно трехлетнему плану, к 2020 году в Приморье планируется перейти к бездефицитному бюджету. За счет чего планируется обеспечить уход от дефицита?
— Решить эту задачу можно разными способами – все зависит от воли руководства региона. Если не растут доходы, то можно не увеличивать и расходы. Но тогда придется отказаться от развития, от строительства тех же дорог... Поэтому я считаю, что бездефицитный бюджет не должен быть самоцелью. Дефицит бюджета, который ведет к развитию экономики, оправдан. Другое дело, что он не должен покрываться только за счет займов в коммерческих банках.
— Говоря о росте доходов бюджета, краевые чиновники с надеждой смотрят на Территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Сопоставим ли уже полученный эффект от данных режимов с расходами бюджета Приморья на создание инфраструктуры для тех же ТОР?
— Пока нет, это не быстрый процесс. Однако напомню, что резиденты освобождены только от уплаты налога на имущество и налога на прибыль, поэтому мы рассчитываем на рост поступлений от НДФЛ и начислений на фонд оплаты труда. Что касается инвестиций в создание инфраструктуры, то они обязательно продолжатся. Ведь новые дороги, ЛЭП или водоводы для ТОР не только обеспечивают потребности резидентов, но и улучшают качество инфраструктуры в близлежащих муниципалитетах.
— Есть ли у края перспективы через несколько лет войти в число так называемых "регионов-доноров"? И нужно ли это Приморью?
— "Донорами" для федерального бюджета, как правило, выступают нефтегазовые регионы, которые просто не могут "переварить" огромные суммы доходов от этой отрасли. Думаю, что Приморскому краю такая ситуация пока не грозит: в регионе есть немало направлений, требующих дополнительного финансирования. Помимо инфраструктуры, о которой я уже упоминал, это комфортная городская среда, благоустройство – то есть всё, от чего зависит качество жизни приморцев.
— Комитет ЗС по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам регулярно заслушивает отчеты об исполнении бюджета Приморского края, оценивает эффективность расходования бюджетных средств по тем или иным программам. Какие государственные программы являются наиболее проблемными с точки зрения финансового исполнения?
— Два наиболее отстающих направления – это капитальное и дорожное строительство. То есть отрасли, которые напрямую влияют на экономические показатели. По дорогам задержка исполнения, на мой взгляд, связана с поздним проведением торгов. Результат известен: краевые дороги давно не находились в столь плачевном состоянии, как сегодня.
В любом строительстве важна не только своевременная подготовка проектной документации и проведение конкурсов, но и постоянный контроль за выполнением работ. Парадокс, но, когда частный инвестор возводит объект для собственных нужд и на собственные средства, вокруг него выстраиваются многочисленные контролеры. А когда на строящийся объект тратятся огромные государственные средства, та же строительная инспекция как будто бездействует. Поэтому государство должно постоянно отслеживать ситуацию на стройках, которые ведутся за счет бюджета. К чему приводит отсутствие контроля, мы убедились на примере "Хаятта" на Корабельной набережной, где потребовалось переделывать фасад и инженерные коммуникации.
— Сколько денег из краевого бюджета в 2018 году планируется выделить в качестве дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Приморья? Становятся ли города и районы края более самостоятельными в финансовом плане?
— Согласно проекту краевого бюджета, объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018-2020 годах составит 1,03 млрд рублей ежегодно. Суммы дотаций рассчитываются по стандартной формуле, поэтому объемы поддержки кардинально не меняются. Тем не менее в последние годы мы видим тенденцию к росту финансовой зависимости муниципалитетов от краевого бюджета. Самостоятельно могут обеспечить себя только Владивосток и еще несколько крупных городов с развитой экономикой. Что касается остальных городов и районов, то особых усилий, направленных на повышение финансовой самостоятельности, со стороны их руководства я не вижу.
— В Законодательном собрании шестого созыва вы представляете интересы жителей одного из экономических центров Приморья – Находки. Какие вопросы жизни города, на ваш взгляд, требуют первоочередного внимания краевых властей?
— Это вопросы повседневной жизни. Строительство школ, детских садов, пришкольных стадионов, ремонт дорог, благоустройство улиц и парков – вот те задачи, которые муниципалитет должен решать совместно с краем. Больше внимания нужно уделять и развитию спорта. Сегодня Находка – едва ли не единственный город края, в котором нет ледового дворца. Думаю, что его строительство удастся начать в 2018 году на условиях софинансирования из краевого и муниципального бюджетов.