Так называемая "охота на перебитые корейские автобусы" во Владивостоке, которая уже долгое время вызывает множество вопросов со стороны предпринимательского сообщества, по всей видимости, остается "темным пятном" в деятельности региональных правоохранителей и в начале 2018 года. Несмотря на ясно высказанные запросы бизнеса, руководство краевых и городских органов ГИБДД так и не выступило с публичными разъяснениями по острой ситуации. По данным ИА PrimaMedia, без ответов по существу пока остаются и обращения ряда общественных организаций, пытающихся выяснить, например, почему "борьба с поддельными VIN-номерами" ведется по преимуществу во Владивостоке и почему под массовые подозрения в изменении идентификационных номеров узлов и агрегатов попали легально ввезенные на территорию Таможенного союза и неоднократно проверенные теми же органами ГИБДД автобусы.
Напомним, что в декабре 2017 года юристы ряда компаний, обслуживающих популярные автобусные маршруты Владивостока, обратились с просьбой провести проверку действий сотрудников ГИБДД, активно ведущих с лета этого года "охоту на перебитые автобусы", которая заключается в задержании транспортных средств по подозрениям в "неправильности" VIN-номеров узлов и агрегатов и изъятии документов, дающих право эксплуатировать транспорт. С соответствующими письмами защитники обратились в приемную президента РФ в Приморье и в управление президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в Москве. Аналогичные письма направлены также руководству СУ СК по Приморскому краю, Управления собственной безопасности краевого УВД, УФСБ России по ПК.
В беседе с корр. агентства адвокат Антон Полянский на примере ряда подобных "кейсов" и с предоставлением соответствующих документов (в частности, своей переписки с правоохранительными и надзорными органами) описал схему, по которой во Владивостоке проводится "выявление транспортных средств, чьи VIN-номера узлов и агрегатов могут иметь признаки подделки".
По словам адвоката, сотрудники ГИБДД "работают", как правило, на отдельно взятых маршрутах. На конечных или даже промежуточных остановках маршрута автобусы останавливаются для проверки документов (при этом происходит принудительная высадка пассажиров, даже несмотря на холодную погоду).
После у водителя изымаются документы на транспортное средство и водительские права, а на место вызывается следственно-оперативная группа районного отдела полиции. Как утверждает адвокат, сотрудники ГИБДД используют как предлог для вызова дознавателей свои подозрения в том, что VIN-номера задержанного автобуса якобы изменены. При этом визуальный осмотр VIN-номеров до прибытия дознавателей зачастую не производится.
Между тем ожидание следственно-оперативной группы может длиться несколько часов. За это время сотрудники ГИБДД по своим каналам связи проверяют подлинность документов водителя и на автобус.
Но даже после прибытия на место юристов компании – собственника автобуса документы не возвращаются, а их, по сути, изъятие — никак не оформляется.
После прибытия дознавателей сотрудники ГИБДД передают им СОР транспортного средства и рапорт о том, что и СОР, и идентификационные номера автобуса "имеют признаки подделки". Дознавателем составляется протокол осмотра места происшествия, причем, как утверждает Полянский, в его случаях замечания юриста, что VIN-номера фактически не осматривались, в протокол не включали. Оформив протокол, дознаватель отправляется в отдел полиции, захватив с собой СОР – также без оформления его изъятия.
Как правило, на следующий день, изъятый СОР отправляется на экспертизу, которая длится еще около двух дней и, как утверждает собеседник агентства, подтверждает подлинность документа. Тем временем лишенный СОР автобус объявляется в розыск, что служит гарантией невозможности его эксплуатации.
Попытки же защитника истребовать изъятые СОРы после подтверждения их подлинности наталкиваются на типичную "игру в отфутболивание": в ответ на заявление адвоката дознание сообщает, что документы отправлены в ГИБДД, а ГИБДД через некоторое время – что СОРы отправлены в районный отдел полиции. Тем временем дознание требует от собственника за его счет доставить сам автобус для осмотра экспертом, не возвращая при этом признанный подлинным СОР. Если собственник по каким-то причинам (например, из-за поломки) не может доставить автобус на экспертизу, дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, СОР при этом не возвращается, а сам автобус числится в розыске. По нескольким автобусам, отмечает Антон Полянский, такая ситуация длится уже несколько месяцев.
В том же случае, когда собственник предоставляет автобус эксперту, тот составляет справку о "наличии косвенных подозрений изменения VIN-номера", что дает возможность дознавателю передать документы на транспортное средство в ГИБДД для их аннулирования регистрационным подразделением, нередко, как утверждает адвокат, без обязательного распоряжения должностного лица органа ГИБДД. При этом, по оценке защитника, экспертиза в соответствии с нормами УПК ни разу не проводилась, объективного разбирательства, по сути, не происходит: никак не выясняется, например, каким образом автобус с якобы "поддельными" VIN-номерами прошел через таможню, каким образом была осуществлена его регистрация теми же органами ГИБДД.
То есть, по большому счету, нет ответа на вопрос: "Почему нынешний собственник транспортного средства был введен в заблуждение госорганами и кто за это должен нести ответственность?"
Между тем, сообщил адвокат, по результатам обследований 15-ти признанных ГИБДД "перебитыми" автобусов, проведенных независимым аккредитованным экспертом, признаки поддельных или измененных номеров узлов и агрегатов обнаружены не были.
Что же касается оспаривания решений регистрационных подразделений ГИБДД об аннулировании нескольких СОР в суде, то здесь, по словам Антона Полянского, имеет место затягивание процесса со стороны ответчиков: несмотря на удовлетворение судом ходатайств истца о предоставлении ГИБДД все документов по аннулированию регистрации, эти документы суду долгое время не предоставляются.
В целом все эти "коллизии", по оценке адвоката Полянского, по некоторым отдельным автобусам занимают до 1 года. По сути, прямым следствием такой неоднозначной с правовой точки зрения ситуации является исключение из оборота значительного количества автобусов, особенно — из числа работающих на длинных (и, соответственно, более рентабельных) городских маршрутах, например, №60 и №40.
Как отмечает собеседник агентства, такая "практика", во-первых, создает массовые неудобства пассажирам, особенно ощутимые в зимнее время.
А во-вторых – держит выигравшие конкурсы на обслуживание длинных маршрутов компании в постоянном напряжении, поскольку те, чтобы соблюсти выставленные мэрией условия и не доводить ситуацию до расторжения договоров, вынуждены с большими издержками изыскивать замену выбывшим из-за "охоты" автобусам.
От ИА PrimaMedia отметим, что еще в ноябре 2017 года пресс-служба краевого УГИБДД сообщала о том, что информация об аннулированных регистрациях пассажирских автобусов направляется в администрацию Приморского края "с целью снятия и недопущению впредь данных нарушителей к участию в перевозке пассажиров". Кого или что понимать под "данными нарушителями" — водителей автобусов, отдельные автобусы или же целые компании-перевозчики – пресс-служба ГИБДД не уточняла.
Как ранее сообщало агентство, приморское представительство Национального общественного комитета по противодействию коррупции (НОКПК) уже обратилось к ряду депутатов Госдумы, врио губернатора Приморья, краевому Законодательному собранию, региональному бизнес-омбудсмену и к "Опоре России" с просьбой помочь разобраться с ситуацией, сложившейся на рынке автобусных перевозок Владивостока. В своих обращениях приморские борцы с коррупцией указывают на то, что только полная и достоверная информация от начальника УГИБДД УМВД России по Приморскому краю Олега Зубакина о том, в каких муниципалитетах края ведутся контрольно-надзорные мероприятия по выявлению пассажирских автобусов с "плохими" VIN-номерами, способна снять ранее озвученные действующими перевозчиками подозрения в том, что такая "охота" может вестись по преимуществу во Владивостоке, что, соответственно, способствует "зачистке" популярных маршрутов и освобождению "ниши" для других игроков рынка.
Также, по ранее высказанной оценке приморской "Опоры России", сами действия сотрудников ГИБДД и дознавателей полиции в истории с "перебитыми автобусами" как минимум юридически неоднозначны. В 2016 году реготделение организации малого и среднего предпринимательства даже организовало так называемую "скорую юридическую помощь" для компаний-перевозчиков. По мнению заместителя председателя ПКО ООО МСП "Опора России" Петра Берга, прояснить ситуацию, получить ответы на многочисленные вопросы предпринимательского сообщества могут помочь депутаты краевого Заксобрания и Государственной Думы.