ВЛАДИВОСТОК, 12 января, PrimaMedia. В 2008 году, до повышения пошлин российским правительством, через таможни Дальнего Востока было ввезено 534 тыс. транспортных средств. Заградительные пошлины уже в следующем 2009 году снизили импорт автомобилей более чем в 8 раз. Автодилеры начали искать альтернативные схемы импорта. Издание "Золотой Рог" разбирался в перипетиях дальневосточного автоимпорта.
Так, одним из новых способов стал ввоз так называемых "распилов". У автомобиля по заводским швам отпиливается задняя часть по стойкам и порогу. Получается две половинки. Они провозятся через таможню как запчасти. Затем их сваривают. А регистрируют вновь обретший цельность автомобиль на старые документы, как будто провели поэтапную замену кузова и двигателя.
По неофициальным данным через Дальний Восток в среднем ввозится не менее 6 тыс. машин в год. При средней пошлине на целый автомобиль в 470 тыс. рублей, получится, что государство недополучает таможенных платежей на сумму в 2 млрд 820 млн рублей в год.
Власти попытались остановить поток распилов. Приморская транспортная прокуратура по итогам специальной проверки выявила более 200 фактов регистрации в МРЭО ГАИ при УВД по Приморью под видом номерных агрегатов кузова и двигателя автотранспортного средства распилов, которые были ввезены по поддельным грузовым таможенным декларациям. В октябре 2010 года прокуратура обратилась в суд с требованием признать незаконным решение об их регистрации.
- Суды загружены работой, и на сегодняшний день закончено рассмотрение только одного дела, - сообщил заместитель прокурора Приморского транспортного прокурора Александр Селенцов.
Суть дела. "Ниссан-Скайлайн" был ввезен как "распил" в 2010 году. Затем его зарегистрировали в ГАИ Приморского края по поддельным документам, как будто он был привезен в 2008 году. В результате автомобиль обошелся примерно в $2-3 тыс., то есть около 60-90 тыс. рублей, тогда как ввоз по легальной схеме повысил бы его стоимость до $13 тыс.
Суд признал первичную регистрацию незаконной. Теперь с него должны снять номера, и он не сможет передвигаться по дорогам. Но сделать это должна ГАИ Читинской области, где проживает последний владелец автомобиля. После этого хозяин сможет лишь продать автомобиль по запчастям.
- Но он также сможет продать машину в другой регион, и там его поставят на учет по иной таможенной декларации. Так что действия властей не эффективны, - прокомментировал скромные успехи транспортной прокуратуры Приморья один из автодилеров, пожелавший сохранить имя в тайне.
Кроме того, по факту регистрации "Ниссан-Скайлайна" возбуждено уголовное дело по подделке документов. Однако, как признают специалисты, добиться успеха на этом направлении пока не удалось. Транспортная прокуратура Приморья продолжает сбор информации.
- Нам и сейчас поступают сведения о ввозе "распилов" по поддельным документам. Недавно получили информацию, что одни и те же документы пытались использовать для регистрации разных агрегатов, - сообщил Александр Селенцов.
Но на борьбу с "распилами" транспортная прокуратура может направить всего трех человек. Столько у нее специалистов по таможенному законодательству. Причем они могут заняться лишь теми "распилами", которые хозяева попытались зарегистрировать в Приморском крае. Если уж быть точным - во Владивостоке и Находке. Другие населенные пункты для прокуратуры практически недоступны. А "распилы", отправленные в другие регионы, как признаются работники прокуратуры, и вовсе оказываются "вне юрисдикции Транспортной прокуратуры Приморья", и аннулирование регистрации им не грозит.
- "Распилы" в некоторой степени позволили обойти барьер заградительных пошлин. В основном для автомобилей с рамной конструкцией. Но в целом эта схема, конечно, не способна вернуть рынок на ранее достигнутый уровень. Думаю, ввоз "японок" возобновится в былых масштабах, только если будут снижены таможенные пошлины. Сейчас все надежды автодилеров и автомобилистов связаны со вступлением России во Всемирную торговую организацию. Надеюсь, ВТО заставит российское правительство снизить таможенные барьеры на ввоз автомобилей, в том числе и подержанных, - прокомментировал ситуацию приморский автодилер Андрей Гусев.