Дальний Восток 29 марта. Открыт Хабаровский автомобильно-дорожный институт
07:00
Масштаб захватывает: фото центра Владивостока в 1901 году поразило умы приморцев
06:20
Вы вылитый гений, если ответите на 7/7 сверхсложных вопросов - ТЕСТ
06:00
Изумительный ужин из крабовых палочек за 20 минут: на этот рецепт потратите копейки
04:40
Бляшкам закрыт доступ: назван шикарный продукт для разгона крови - без таблеток
04:20
Дороже на 34%: часть россиян захотели перевести на коммерческие тарифы ЖКХ
03:11
Дачников начнут лишать земельных участков в 2024 году – кто попадет
28 марта, 19:11
Аналитика Yota: россияне стали тратить на каршеринг в 1,5 раза больше времени
28 марта, 19:05
Полиция задержала гражданина за стрельбу из окна жилого дома Владивостока
28 марта, 18:47
Ошибка Раков, провал Дев и проблема Рыб: подробный гороскоп на 29 марта
28 марта, 18:30
На Чукотке осужден бывший председатель региональной Думы 
28 марта, 18:25
Автобочка против дождя: на Луговой воду откачивают с помощью автоцистерны
28 марта, 18:06
Присушка на любовь: люди, рожденные в эти даты, обладают неистовым обаянием
28 марта, 18:00
Молодые судостроители в Приморье получают огромный практический опыт еще на этапе обучения
28 марта, 17:48
Искусственный интеллект помог спасти жизнь жительнице Приморья
28 марта, 17:41
Цены на любимую в Приморье иваси взлетели из-за скупки рыбы Китаем 28 марта, 10:05
Ещё одна компания из Владивостока попала под санкции США и Южной Кореи 28 марта, 08:44
Плавучие АЭС в Приморье могут разместить рядом с Фокино и Славянкой 28 марта, 08:06
"Наступил новый этап отношений с КНДР": о подробностях визита делегации Приморья в Пхеньян 28 марта, 08:00
"Очень полезный, содержательный доклад": участие главы ВАРПЭ Германа Зверева в заседании Совфеда 27 марта, 11:53
Юрий Мельников переназначен уполномоченным по правам человека в Приморье 27 марта, 11:41
Резидента Свободного порта Владивосток могут лишить этого статуса 27 марта, 09:46
Зерноуборочные комбайны стали спасением приморских фермеров 27 марта, 09:10
В Приморье определились со строительством атомной энергетики 27 марта, 09:02
У приморского производителя курятины появился новый совладелец 27 марта, 08:17
Качественно, но небезопасно: реализация нацпроекта БКД в Приморье пошла не по плану 26 марта, 19:05
Чем владели и владеют в Приморье задержанные отец и сын Лазаревы 26 марта, 13:09
Терминал Дальтрансуголь НТК: 20 лет работы на благо Дальнего Востока и всей страны 25 марта, 16:37
Пороги ущерба по экономическим преступлениям будут повышены 25 марта, 15:55
Путин обратился к россиянам после теракта: 24 марта объявлен общенациональный траур 23 марта, 22:57

Бензин в РФ подорожает вместе с долларом – эксперты

Дальнейшая девальвация национальной валюты приведет к неминуемому росту цен на топливо
13 февраля 2014, 17:05 Бизнес #Автомобили

Последние колебания курса рубля к валютам-конкурентам, по прогнозам экономистов, вскоре отразится на ценах потребительских товаров в России. Инициированная правительством политика падения курса рубля, направленная на удорожание импорта и поддержки отечественного производителя, серьезно ударит по топливному рынку страны, а следовательно – цены на горючее будут неуклонно расти, причем темпами, намного опережающими уровень инфляции. Когда ждать очередного повышения цен на топливо разбирался корр. РИА PrimaMedia.   

Российские чиновники продолжают уверять, что подорожание товаров в январе, в частности, моторного топлива, вызванное резким обвалом курса рубля, к концу года не превысит уровня инфляции. Порог в 5%, обозначенный министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, уже приняли за ориентир в своих планах профильные ведомства, прогнозируя рост цен в разных отраслях экономики на этом уровне. Однако топливный рынок живет несколько по другим законам, нежели другие.

По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, бензин будет дорожать темпами, намного опережающими инфляцию.

"По расчетам чиновников, инфляция в России не выйдет за пределы 5%. Уже сейчас понятно, а падение курса рубля это отчетливо подтверждает, что средний рост потребительских цен к декабрю 2014 года грозит составить до 12%. Бензин на этом фоне может вырасти в цене примерно на 16–17%",

 —цитируют эксперта "Ведомости".

По мнению президента Российского союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, инфляция — далеко не единственный стимул роста топливных цен. Так как цена на горючее формируется из нескольких факторов: добыча, транспортные затраты, а также переработка в конечный продукт (первичная, необходимая для получения сырья для изготовления моторного топлива, и более глубокая — для получения высокооктановых бензинов), и, конечно - розничная наценка, то ценовое изменение хотя бы одной составляющей естественно отразится на стоимости топлива. Транспортная составляющая в стоимости горючего напрямую зависит от географического месторасположения. Чем дальше регион находится от производства топлива, тем выше цены на местных АЗС.

"Падение курса рубля, опять же инициированное государственными организациями, нарушило спокойствие топливного рынка страны — нефтяные компании диверсифицировали потоки нефти и нефтепродуктов за рубеж, снизив поставки на внутренний рынок страны. Рост экспорта сырья из России достиг двухлетнего рекорда",

- цитирует эксперта "Московский комсомолец".

Эксперты отмечают, что рост цен на бензин, который уже начался, — это билет в один конец. 

Если рубль колеблется в обоих направлениях, то бензин только вверх. То есть, взлетев до определенных высот, цена в лучшем случае остановится на определенной позиции, но последующего падения не будет. Так как рост начинается с оптовых цен, что уже произошло, то рост в рознице обеспечен и начнется в конце февраля — начале марта.

Кроме того, по мнению того же Геннадия Шмаля, в "ценовую игру" на топливном рынке включатся и дополнительные факторы.

"С 2015 года российские нефтеперерабатывающие заводы должны будут производить высококачественный бензин класса "Евро-4" и "Евро-5". Поэтому формула цены на бензин, основанная на уровне инфляции, уже не сработает. Инфляция останется на прогнозных 5–6%, а стоимость топлива преодолеет эту планку до середины весны", — полагает Геннадий Шмаль.

Сдержать внушительный рост цен на горючее, по мнению независимых наблюдателей, правительство сможет, задействовав скорее авторитарные, нежели рыночные механизмы и инструменты. Предотвратить острую социальную реакцию государство может путем регулирования нормы прибыли нефтяников. Например, на основе реальной себестоимости бензина в отдельно взятом регионе чиновники могут установить определенный порог, выше которого нефтяные компании не могут продавать топливо на внутреннем рынке.

Однако политика сдерживания роста цен "железной рукой" государства вряд ли придется по вкусу самим нефтяникам, а также может привести к неожиданным последствиям. При условии, что нефтедобывающие компании постоянно требуют снижения налогов, объясняя это необходимостью инвестирования различных проектов, жесткое госрегулирование цен видится сомнительным. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, отнимая лишний доллар у топливных компаний, государство фактически лишает себя дополнительного заработка.

- Рост цен диктуется рынком, и нефтяные компании пытаются этот рост сдерживать, -  комментирует сложившуюся ситуацию пресс-секретарь НК "Альянс" Александр Румянцев. - Фактически, вопрос в том, за счет чего дотировать отечественного потребителя топлива. Понятно, что надо либо срезать затраты (а компания большую часть этих затрат не контролирует, то есть срезать не может), либо заработать на чем-то еще, чтобы покрыть убытки от розничной реализации топлива. Компания старается зарабатывать и дотировать отечественного потребителя, потому что без отечественного потребителя, без развития собственного рынка будущего у компании нет.

Возьмем "литр в разрезе". Возможен рост? Возможен, если подорожает нефть, если вырастет акциз. Возможно снижение цен на топливо? Возможно, если подешевеет нефть, если снизятся тарифы и акциз, если не будет инфляции. Срезать затраты на содержание баз и АЗС – это отказаться от многосекционных бензовозов, от резервуаров "стакан в стакане", от контроля качества. Срезать стоимость процессинга – это отказаться от реконструкции завода.

По словам Александра Румянцева, нефть в феврале уже, пусть и незначительно, но подорожала. Но важно другое – будет ли дорожать и дальше. Если да, то рост цен неминуем. И это не беря в расчет другие факторы ценообразования топливного рынка (падение курса рубля и проч.). А вот избежать роста цен будет крайне сложно.

- Конечно, у любой компании есть переходящее сырье (запасы на базах и АЗС), то есть инерционный продукт. Небольшие колебания можно проскочить, и рынок их не ощутит, но тенденцию переломить сложнее. Здесь все просто: у тебя себестоимость литра 36 рублей, а покупатель готов платить только 33, а на рынке уже есть "бодяга" за 33 рубля, что в этой ситуации делать-то? Только увеличивать цену за свой продукт, - отмечает Александр Румянцев.